Свет, камера, она: продюсер Алена Акимова о том, каково быть женщиной в кино

Быть женщиной не просто романтично, но и по-настоящему сложно. И мы сейчас говорим не о каких-то надуманных проблемах вроде ранимости или высокой эмпатии, а о том, что пробиваться сквозь тернии к звездам представительницам слабого пола приходится с утроенной силой. Благо у женщин — как и у нашей героини — она есть.
Продюсер Алена Акимова
Продюсер Алена Акимова

Алена, почему вы выбрали для себя сферу кино?

А почему нет? (Смеётся.) Мне кажется, трудно устоять перед тем, что называют магией кино, вот и я попалась в эти сети. А если серьезно, на этот вопрос нет четкого ответа. Так сложились звёзды: именно этот сегмент бизнеса заинтересовал меня много лет назад, и в результате появилась компания INEY Productions, созданная вместе с моим партнером Андреем Золотаревым.

В какой момент вы определились с направлением — что хотите заниматься именно продюсированием? И почему оно, а не, например, актерство?

Актерство всегда меня интересовало, но для меня его мало в смысле бизнес-модели. Актёр создаёт мир героя, а продюсер может позволить себе размахнуться и создать целую вселенную.

Какие трудности поджидали вас в начале карьеры? Было ли желание опустить руки и сдаться?

Ну, сдаться — это не про нас с Андреем. Конечно, были трудности (не поверю, что их у кого-то не было): довольно нестабильный и сложный бизнес. Мне кажется, любая молодая компания сталкивается с проблемой «как зарекомендовать себя на рынке», и тут нужно приложить все усилия, знания и опыт. У каждого из нас по отдельности был свой опыт, но в продакшене мы были новичками. Перед нами стояла задача собрать команду профессионалов и запустить проекты. Я считаю, что мы справляемся, но в итоге решать зрителю.

Продюсер Алена Акимова

Тяжело женщине пробиваться в киноиндустрии?

Мне кажется, женщине всегда труднее заслужить место под солнцем, ей нужно сделать чуть больше, чем мужчине, чтобы ее заметили. Но, уверяю вас, именно женщины вносят важный кусочек пазла в любую область бизнеса — будь то кинопроект или архитектурное бюро: мы более осторожны, у нас хорошая интуиция. И еще важные качества, которые я замечала у топ-менеджеров-женщин — они не боятся брать на себя ответственность и при этом не тянут с принятием решения.

Считается, что режиссура, продюсирование — исконно мужские сферы. Удается ли переломить ситуацию, или мужчин по-прежнему сильно больше?

На мой взгляд, исконно было так лишь по одной причине: женщине сложно совмещать работу с семьей. Сейчас, в век высоких технологий, с этим стало гораздо проще. Женщины находят место в своей жизни для самореализации. С каждым годом в индустрии появляется все больше и больше женщин — режиссеров, сценаристов и продюсеров. И, уверяю вас, это только начало.

Помогает ли, так скажем, женская рука продавливать свою позицию, регулировать конфликты?

Об этом лучше спросить моего партнера, но — если серьезно — я думаю, что да. Конфликты возникают постоянно, и их не нужно бояться, хотя, на мой взгляд, конфликт — это лишь один из способов развития отношений. Компромисс — вот что решает любой конфликт. И это очень хороший навык. Он дает возможность посмотреть глазами партнера на ситуацию.

Продюсер — человек, разносторонне занятый в проекте. Что дается сложнее всего, а что кажется наиболее интересным?

Продюсер — это центр психологической помощи, финансового регулирования и юридической поддержки в одном лице. Он должен быть со всеми на связи 24/7. Самое интересное и важное для меня, что нет рутинной работы, ты все время находишься в гуще событий. Разные департаменты, разные люди, сложные и новые задачи — всё это аккумулирует и контролирует продюсер. На вопрос, что сложнее, трудно ответить. Наверное, в каждом проекте возникают свои сложности, которые приходится решать, и это держит нас в тонусе.

Ошибки случаются у всех. Много ли их было у вас?

Ошибки — это опыт и результат ваших действий или бездействий. На мой взгляд, нужно перестать делать выводы и начать делать работу над ошибками. Не судить других, а проделывать работу исключительно с самой собой — это правило, которое я для себя хорошо уяснила. Ошибки нужно научиться проживать и не заниматься самобичеванием. Я точно ни о чем не жалею, живу здесь и сейчас и не хочу тратить время на сожаления о том, что функция «изменить прошлое» отключена для человечества.

Как вы оцениваете ваш профессиональный путь?

Наш профессиональный путь как компании — в самом начале. Есть много планов и идей. Мы с Андреем размышляем, рассматриваем разные варианты — потом оставляем самые подходящие и приступаем к реализации. Так что об оценке моего пути я поговорила бы с вами лет через десять.

Внешне вы кажетесь очень хрупкой, нежной, мягкой. Внешность обманчива?

Наверное, могу применить это к себе. Я дома и я на работе — два разных человека. Мне трудно судить, какая я. Могу только сказать, что мне не нравится в себе: иногда я тороплю события — мне нужно всё здесь и сейчас, я могу быть резкой, за что потом себя ругаю. Ко всему прочему, я максималист. Я только сейчас начинаю учиться видеть полутона. Иногда мне кажется, что моя жизнь — это сплошная погоня за целями. Нужно уметь взять паузу и просто выдохнуть. Пока не очень получается.

Ваша профессиональная мечта — какая она?

Мечта? Не люблю это слово. «Цель» — более подходящее слово для бизнеса. Целей много, одна из них — всемирное признание. Да, понимаю, звучит пафосно. Но я очень хочу, чтобы российское кино заняло достойное место на международном рынке. И, поверьте, у нас по-прежнему есть для этого все возможности...