Проклятие «Титаника»: почему говорят, что спустя 111 лет лайнер продолжает губить людей

«Непотопляемый» — так называли британский трансатлантический лайнер в газетах в 1912 году.
Проклятие «Титаника»: почему говорят, что спустя 111 лет лайнер продолжает губить людей
Фото: Getty images

Нет ничего удивительного в том, что когда «Титаник» потерпел крушение, тут же поползли слухи о проклятии, которое его сгубило.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В недобрый путь

Журналисты вспомнили все несчастья, которые сопутствовали путешествию парохода. Сначала отплытие отложили из-за того, что предшественник «непотопляемого» — пароход «Олимпик» — потерпел несколько столкновений. Вскоре после того, как «Титаник» отплыл, на борту вспыхнул пожар — некоторые эксперты утверждали, что огонь ослабил корпус корабля, и если бы не это, всё могло бы сложиться иначе. Наконец, бинокли, которые помогли бы обнаружить айсберг, оказались запертыми в сейфе: их убрал туда второй помощник Дэвид Блэр, который после списания на берег забыл передать ключи своему сменщику Чарльзу Лайтоллеру.

Завершающая стадия достройки «Титанике» в сухом доке Томпсона
Завершающая стадия достройки «Титаники» в сухом доке Томпсона
Фото: Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Весь Лондон шептался о том, что еще во время строительства лайнера докеры постоянно слышали странный стук в той части корабля, где располагалось двойное дно. Многие верили, что в «Титанике» случайно замуровали целую бригаду рабочих, которые так пытались дать о себе знать, пока не погибли от голода. Нашлись и те, кто клялся, что своими глазами видели на верфи призраки погибших.

Миссия — достать обломки

Идея поднять «Титаник» появилась сразу после крушения, однако в 1912 году технологий, позволяющих это сделать, просто не существовало. До 80-х годов десятки ученых предлагали свои варианты: одни считали, что надо сбросить на дно динамит, другие предлагали заморозить корпус изнутри, чтобы он всплыл, словно кубик льда, третьи придумывали совсем фантастические способы, в которых фигурировали то шарики для настольного тенниса, то 180 000 тонн жидкого воска.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Обломки «Титанике»
Обломки «Титаника»

Остатки «Титаника» были обнаружены лишь в 1985 году — это удалось сделать при помощи батискафа «Арго». Спустя 11 лет была предпринята первая попытка поднять часть корпуса весом в 21 тонну. Из этого устроили настоящее шоу — рядом плавал круизный лайнер, билет на который стоил около трёх тысяч фунтов стерлингов. Инженеры разработали специальные воздушные шары, которые должны были вытянуть «Титаник», однако тросы лопнули, и часть лайнера, которую от поверхности отделяли лишь 64 метра, ушла на дно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сейчас состояние «Титаника» стремительно ухудшается — большинство экспертов говорят, что достать обломки уже физически невозможно. Однако желающих спуститься к лайнеру хватает — и для многих такое путешествие едва не стало последним.

Проклятие «Титаника»

Подводныы аппарат «Мир-1»
Подводныы аппарат «Мир-1»
Фото: Getty images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 2000 году к судну отправилась экспедиция на подводном аппарате «Мир-1», и впервые среди ученых оказался журналист: им стал Майк Гильен, который на тот момент был редактором телеканала ABC. Гильен рассказал, что когда они опустились к пароходу, батискаф попал в сильное течение — его буквально швырнуло на 21-тонные винты затонувшего корабля.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Глубоководный аппарат застрял под останками лайнера: «Миру» удалось освободиться только через полчаса благодаря умелым действиям пилота. Впрочем, Майк утверждает, что дело не только в мастерстве членов команды — журналист говорит, что ощутил некое «божественное присутствие» перед тем, как «Мир» смог выбраться из-под обломков.

Об еще одной аналогичной истории в 2020 году написала газета The Daily Telegraph. В ней сообщалось, что в 2019-м «глубоководный подводный аппарат с британскими учёными на борту столкнулся с затонувшим лайнером, однако долгое время инцидент держался в секрете властями США». История с «Миром» повторилась практически дословно: сильное течение, потеря управления, удар о корпус «Титаника»...

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Титаник» и «Титан»

Батискаф «Титан»
Батискаф «Титан»
Фото: Getty images

18 июня 2023 года к останкам «Титаника» отправился батискаф «Титан», принадлежащий компании OceanGate. На борту находились пять пассажиров, в том числе 77-летний французский исследователь Поль-Анри Наржоле, который уже много десятилетий изучал лайнер и получил за это прозвище «Мистер Титаник», генеральный директор OceanGate Expeditions Стоктон Раш и крупнейший бизнесмен Великобритании Хэмиш Хардинг. Стоило экстремальное путешествие для каждого участника, кроме Раша, 250 тысяч долларов — около 21 миллиона рублей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Уже через один час 45 минут «Титан» перестал выходить на связь с «Полярным принцем» — материнским кораблем субмарины. Погружение началось утром в воскресенье, а к четвергу надежда найти членов экипажа живыми угасла: запаса кислорода на борту хватало только на 96 часов. В тот же день были найдены обломки «Титана», а вскоре стало известно, что произошло.

23 июня представитель Береговой охраны США, контр-адмирал Джо Могер подтвердил, что пассажиры «Титана» погибли. Причиной стала имплозия подводного судна — иными словами, аппарат из-за давления воды сжало, словно банку, после чего разорвало на части. Представители министерства обороны США сообщили, что секретные подводные микрофоны зафиксировали звуки, «соответствующие взрыву».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Наследница несчастий

Справа — Стоктон и Венди Раш, справа — Исидор и Ида Штраус
Справа — Стоктон и Венди Раш, справа — Исидор и Ида Штраус
Фото: соцсети

По информации The New York Times, супруга Стоктона Раша Венди является правнучкой супругов, погибших на борту «Титаника» в 1912 году: ее прадед Исидор Штраус и прабабушка Ида были самыми богатыми пассажирами лайнера. Обоим предлагали места в спасательной шлюпке, однако Исидор отказался от своего, пока в лодки не посадят всех женщин и детей, а Ида не захотела покидать супруга.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вместо себя она отправила в шлюпку горничную Эллен, дав ей свою шубу со словами: «Мне она больше не нужна». Штраусов видели на тонущем корабле несколько раз: сначала прогуливающимися по палубе, потом сидящими в шезлонгах. Именно ими вдохновлялся Джеймс Кэмерон, когда снимал сцену о пожилой паре, которая лежит, обнявшись, в постели, а под кроватью бежит вода.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Британский экстрасенс Крейг Гамильтон-Паркер, предсказавший Brexit и победу Дональда Трампа на выборах, считает, что «Титан» мог пробудить темные силы, спящие на погибшем «Титанике». «Возможно, на лайнере висит проклятие, специально предназначенное для богатых и привилегированных. И, может быть, это проклятие проснулось, когда они решили исследовать место крушения, фактически большую могилу», — говорит Крейг.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Впрочем, вероятно, объяснение куда проще. Раш, например, когда-то заявил, что Закон США о безопасности пассажирских судов 1993 года «без необходимости ставит безопасность пассажиров выше коммерческих инноваций». В 2022 году генеральный директор OceanGate Expeditions говорил: «В какой-то момент безопасность просто становится пустой тратой времени. Если вы хотите быть в безопасности, не вставайте с постели. Не садитесь в машину. Не делайте ничего».

«Титан» не был сертифицирован как какое-либо мореходное судно. Все его пассажиры подписывали отказ, подтверждающий их осведомленность об «экспериментальности» корабля: по словам телевизионного продюсера Майка Рейсса, в отказе «смерть упоминается три раза на первой странице». Так что, скорее всего, дело не в проклятии, а в ненадежности батискафа — и это действительно та самая общая черта, которая объединяет его с «Титаником».

Комментарии
Текст комментария