Новая глава «Приключений Петрова и Васечкина»

9 июня в «Зеленом театре» на ВДНХ состоится премьера самого неординарного музыкального комикс-шоу «Приключения Петрова и Васечкин». Режиссер спектакля Сергей Котюх рассказал о конкуренции за внимание молодого зрителя, адаптацию культового сюжета на современной сцене и совместной работе с автором фильмов и книг о Петрове и Васечкине Владимиром Алениковым.
Новая глава «Приключений Петрова и Васечкина»

Расскажите о предыстории постановки спектакля «Приключение Петрова и Васечкина». С чего все началось?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Я с детства очень любил фильмы про Петрова и Васечкина. Они во многом повлияли на мое развитие. Персонажи, на самом деле, очень любимы как детьми, так и взрослыми. Я задумался, в чём же секрет этих персонажей, почему они до сих пор актуальны? Пришел к выводу, что в них люди узнают себя. Петров и Васечкин – это ребята, которые вот рядом с тобой учились в школе, и ты их вспомнишь, а может быть, кем-то из них был ты сам. Мне показалось, что эта история на все времена. Поэтому я пришел к продюсеру Анастасии Приц и спросил, было бы интересно поставить спектакль. Она согласилась, и мы приступили к работе.

А как вам было вместе работать с Владимиром Алениковым? Запомнились какие-то моменты?

Конечно, запомнилось! Особенно первая встреча. У меня ладони потели! Представьте себе, вы приходите в мастерскую к человеку, который когда-то создал произведение, которое очень повлияло на вас. Я боялся сначала, как он посмотрит на мои идеи. Это всё же его детище, он про этих персонажей знает всё. Мне первое время не хватало смелости вносить какие-то изменения, рассказывать о своем видении. Владимир Михайлович видимо тонко это почувствовал и постарался создать такую атмосферу, что я перестал бояться, что меня будут бить по рукам за мои вольнодумства и фантазии. Он рассказал мне предысторию создания, что Петров и Васечкин — это чисто автобиографические истории Владимира Михайловича и его друга. Моей задачей было найти правильные художественные приемы, чтобы заинтересовать современного зрителя.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сложно конкурировать с гаджетами.

Это правда. Я как-то приехал в гости к моей подруге, у которой четверо детей. Захожу в детскую, а там от пола до потолка огромное количество игрушек. И в центре сидят шесть детей, все внимание в мобильные телефоны. Я говорю: «Вы что, ребята, тут столько всего интересного вокруг!» Они, не отрываясь от экранов, сказали, что я ничего не понимаешь, что они сейчас все вместе играют по сети. Это история к тому, что сложно, наверное, чем-то удивить современного ребенка, у которого очень хорошая насмотренность и довольно высокая взыскательность к контенту. Поэтому мы начали искать нестандартные решения для постановки спектакля. И пришла идея сделать смешанный анимационный формат. Аниме — это же целая культура. Очень многие подростки так или иначе разбираются в этой культуре. В спектакле анимационные персонажи перекликаются с реальными актёрами на сцене. Сначала мы хотели, чтобы это было в стиле аниме. Но, к сожалению, мы столкнулись с объективной реальностью, потому что делать анимацию в стиле аниме очень длительный процесс.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Откуда у подростков интерес, как вы думаете, к анимации?

Это красиво и профессионально сделано. Традиция японской анимации началась еще в послевоенное время и сначала копировалась с диснеевской анимации, только спустя время став самобытной и самодостаточной.. Это отдельный мир, в который погружаются подростки. Я думаю, что и популярность фильмов Миядзаки как-то повлиял на то, чтобы дети обратили внимание на культуру анимации.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Манга «Тетрадь смерти» тоже очень популярна среди подростков: крутой сюжет, яркие персонажи, истории, которые завораживают. Поэтому нет ничего удивительного в том, что дети и подростки увлекаются аниме и манга. Самые преданные фанаты «подсаживаются"еще и на корейскую мангу.

Какие еще использовались художественные приемы, чтобы удержать внимание зрителя?

Велосипед заново не изобретаем. Нужно было учитывать особую динамику и темп повествования, мизансценирования. И все это было подчинено особенностям детского внимания и восприятия. Мы рассчитывали, чтобы история была интересна и детям, и подросткам, и даже родителям. История похожа на слоеный пирог, где каждый зритель смог бы считывать свой пласт. Для детей делается акцент на динамичную анимацию, а более взрослое поколение уже заинтересуется историей любви и взаимоотношений героев. Затрагиваются важные и актуальные для современных детей темы буллинга. Я не считаю, что взрослый должен сидеть на детском спектакле и скучать. Нам интересно, чтобы может быть даже подумали о взаимоотношениях отцов и детей, о своем подходе к воспитанию ребенка.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вы придумывали какие-то ноу-хау к спектаклю? Как подбирали музыку?

Это сочетание музыки, анимации и драматического действия. Большая работа была проделана над музыкальным сопровождением. Мы использовали только тексты из оригинальных песен классической экранизации «Приключений Петра и Васечкина». А композиторам были даны определённые референсы на современных хип-хоп исполнителей для написания музыки, под которую классно снимать тик-токи, делать reels. Подросток может просто хотеть послушать ее в наушниках или потанцевать. Мы, взрослые, можем по-разному относиться к современным артистам. Кому-то мугут они нравится, кому-то нет. Наши родители тоже понимали не всю музыку, которую слушали многие из нас в своё время.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А должны ли спектакли, ориентированные на семейный просмотр, чему-то учить или быть назидательным?

Я против назидательной функции в искусстве. Сцена не для этого. Воспитательные функции наш спектакль, конечно же, несет. Театр может показывать определенные паттерны поведения. Это может быть зашито в сюжет, в характеры персонажей. А зритель в театре делать уже выводы самостоятельно. Потому что всякая мораль или назидание, привнесенные извне очень быстро вылетает, либо отторгается. Мы готовы верить и исследовать только то, к чему мы пришли самостоятельно. Дети очень четко чувствуют фальшь, их на самом деле сложно обмануть.

Они как аудитория сложнее, чем взрослые?

Я думаю, что да. Нужно постараться завладеть его вниманием. Я могу прийти на спектакль, Юрия Николаевича Бутусова, и сидеть 20 минут, смотреть, как люди носят стаканы с водой, зная, что дальше меня что-то ждет. Хотя действие будет повторяться. (Имеется в виду спектакль «Бег»). Ребенок не будет, он потеряет интерес через какое-то время займется чем-нибудь другим: пинать кресло впереди сидящего соседа, полезет в телефон или общаться с мамой. (Смеется) Это очень хорошо видно на детских спектаклях, когда динамика на сцене начинает «хромать». Поэтому и был выбран синтетический формат спектакля, чтобы он почувствовал, что здесь с ним будут говорить на его языке. Потому что наша же задача все-таки достучаться до сердца. Хотя наш спектакль, конечно, развлекательный. Там много юмора и много современных танцев.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Наблюдая за молодым поколением, чем они отличаются от нас?

Они все очень крутые! Я работаю с детьми в студии «Поколение оперения». Дети из студии, кстати, играют одноклассников наших героев в спектакле. Принято всегда иронизировать над молодым поколением, которое всегда слушает странную музыку, одевается непонятно во что. Но это же про каждое поколение молодое, так говорят. А я вижу просто тех ребят, которые интересные, классные, умные, добрые, отзывчивые, очень красивые, открытые этому миру. Они читают книги, несмотря на Тик Ток. Поэтому с уверенностью могу сказать, что можно не переживать за молодое поколение.