Эволюция женщины в кино: домохозяйка, милашка, карьеристка, супергероиня

Чего только не натерпелись главные героини за более чем столетнюю историю существования кино: их переодевали в латекс, заставляли обнажаться и худеть. Сегодня, когда женщины отвоевали свое право на серьезные драматические роли и качественные комедии, мы вспоминаем все этапы большого пути.
Эволюция женщины в кино: домохозяйка, милашка, карьеристка, супергероиня
Legion media, East news

Как выйти замуж за миллионера

Первые попытки вывести женщин из тени мужчин и показать по-настоящему живую и интересную героиню были предприняты в 60-х годах, когда в воздухе запахло сексуальной революцией и идеями феминизма. Правда, стать полностью независимыми женщины по-прежнему не могли: общество все еще не приветствовало карьеристок, поэтому поиск богатого мужа виделся для многих единственным шансом преуспеть в жизни. Если главная героиня и работала, то, как правило, в сфере развлечения: танцовщицей, певицей или актрисой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Главный образец беспечной леди – Мэрилин Монро и почти вся ее фильмография и личная жизнь. В кино она, как правило, выбирала роли ветреных и недалеких девушек, которые часто влюблялись и были готовы на выгодный брак не по любви.

«Я встретила того, кого искала. У него миллионы, очки и яхта», – говорит героиня Мэрилин в культовой комедии «Некоторые любят погорячее».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Интерес к Мэрилин подогревался не только благодаря ее сексуальности, но и многочисленным романам, которые сами напоминали богатые на интриги сценарии. Ее отношения с известными современниками (среди которых и президент США Джордж Кеннеди), умение вести себя и выглядеть вызывающе на публике заставляли простого зрителя ставить знак равенства между экранной девушкой и живой Монро.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И хотя все мы любим Мэрилин, для феминисток она стала настоящей проблемой: актриса не стеснялась намекать на глупость женщин и их желание добиваться всего с помощью внешности.

Смягчить образ глупышки, падкой на деньги, попытались с помощью образа Холли Голайтли в «Завтраке у Тиффани» 1961 года. Если Мэрилин Монро транслировала свою сексуальность везде: на экране, в журналах и в личной жизни, – то Одри Хепберн верила в таинство красоты и вместо мини и декольте выбирала черное закрытое платье и нить жемчуга.

Холли привлекает мужчин благодаря своему неугасающему оптимизму и чудаковатости. Она цинично встречается с богачами ради денег, но искренне страдает, когда возлюбленный уезжает от нее в другую страну.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Мне кажется, я произвела на тебя впечатление вертихвостки или просто дуры. Я не возражаю. Иногда очень выгодно выглядеть дурочкой», – говорит Голайтли своему новому знакомому Полу, опять же отвешивая реверанс в сторону шовинистского восприятия «идеальной девушки». Тем не менее, попытка раскрыть внутренний мир женщины и отвести ее от стереотипной роли «содержанки» засчитана.

Роковая красота

Роковые красотки 80-х и 90-х годов тоже готовы были использовать все свое обаяние, чтобы заполучить желаемое. Но в отличие от героинь Мэрилин и Одри к сверхсексуальной внешности добавился холодный рассудок, который вступил в схватку с мужским умом. Наконец-то женщина оказала сопротивление мужчине, пусть не с помощью оружия, но интеллекта.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Еще один элемент образа – обязательный налет сумасшествия. Кажется, только так можно объяснить хладнокровие, смелость и жестокость таких девушек.

Общество не оправдывает поведения этих распутниц, но попутно и обвиняет мужчин, связавшихся с ними: они либо изменяют женам (как Майкл Дуглас в «Роковом влечении», Том Скеррит в «Ядовитом плюще» и Уильям Дефо в «Теле как улика»), либо вступают в отношения с замужними женщинами (как герой Ричарда Гира в «Окончательном анализе»).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Самый любимый фильм этой эпохи – «Основной инстинкт», который сегодня называют одной из самых сексистских лент. Не последнюю роль в этом сыграли ноги Шэрон Стоун, обилие эротики и насилия.

Значит, борьба

Женщина-воин, ставшая героиней сериалов и фильмов конца 90-х, – это продвинутый вариант соблазнительницы: она не только сексуальна и умна, но физически подготовлена ко встрече с мужчиной. На поле битвы такую красотку выводит, как правило, жажда приключений или месть. Зена (Люси Лоулесс в сериале «Зена – королева воинов»), Лара Крофт (Анджелина Джоли в двух частях одноименного фильма), Никита (Пета Уилсон в сериале «Ее звали Никита»), Селин (Кейт Бекинсейл в «Другом мире»), Элис (Милла Йовович в «Обители зла»), Женщина-кошка (в исполнении Холли Берри), Электра (Дженнифер Гарнер) сознают свою исключительность и готовы в одиночку бороться со злодеями – такая миссия раньше возлагалась только на мужчин, женщины же в боевиках или триллерах обычно отсиживались в сторонке в ожидании, когда же им придут на помощь. «Дева в беде» – именно так именует это явление канадский медиакритик Анита Саркисян, критикуя образ беспомощной и безвольной героини компьютерных игр. Это определение справедливо и для кино.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Правда, став сильнее, женщины не перестали быть объектом сексуального желания. Продюсеры наряжают воительниц в латекс, декольтированные кольчуги и облегающие брюки. А большая грудь, упругие ягодицы и длинные волосы идут бонусом почти ко всем героиням приключенческих саг. Мало того, что бюст отнюдь не помогает бежать, когда нужно поймать преступника, а кожаные корсеты не способствуют удачному исходу схватки с врагом, такие красотки еще и пытаются укрепить стереотип, что женщина должна выглядеть прекрасно всегда: и в пылу сражений, и при встрече со злодеем, и за секунду до гибели.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Другая явная ошибка таких лент – в зрителе укрепляется вера в то, что между внешностью и внутренним миром существует нерушимая связь: девушки, соответствующие принятым в обществе стандартам красоты, несут добро, а плохо одетые и не следящие за собой женщины – это ведьмы или преступницы, ненавидящие весь род людской.

Лишь единицам удается бороться со стереотипным образом женщины-воина в кино. Один из лучших примеров – Черная Мамба в двух частях «Убить Билла». Несомненно, Ума Турман в этой роли остается одной из самых сексуальных мстительниц в кинематографе, но благодаря обаянию и игре, а не вызывающим костюмам и сценам соблазнения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Еще один вариант жесткой героини, лишенной всяческих сексуальных аксессуаров, – это Лисбет Саландер из фильма Дэвида Финчера «Девушка с татуировкой дракона». Актриса Руни Мара ради этой роли ушла в гранж, перекрасившись в брюнетку и отрезав волосы, обесцветив брови, сделав пирсинг и сильно похудев. В Лисбет не осталось ничего от шаблонной женской красоты: девушка-хакер, она не хочет нравиться парням, держится грубо и цинично. Одно пугает – уходя от гендерных стереотипов, Саландер фактически превращается в андрогина без рода и пола.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Еще сильнее разрыв шаблона происходит в современных молодежных сагах: Эвердин Китнисс (Дженнифер Лоуренс в «Голодных играх»), Трис (Шейлин Вудли в «Дивергенте»), Кларисса Фрэй (Лили Коллинз в «Городе костей») еще дальше отходят от стереотипных красоток в кожаных костюмах, представляя фактически girl next door со своими сомнениями по поводу правильности выбранного пути и простыми человеческими желаниями.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Секс и ничего лишнего

Сексуальная революция произошла в 60-х годах прошлого столетия, а до кинотеатров докатилась лишь в конце 80-х. Сначала это была просто красивая картинка: в культовых «9 1/2 неделях», «Роковом влечении», «Дикой орхидее» секс просто существует как факт – без осуждения и объяснения. Здесь партнеры рады заниматься им круглосуточно и приходить к оргазму одновременно. Подробно изучить это явление решились сериалы тех лет: «Друзья», «Беверли Хиллз: 90210», «Мелроуз Плейс». Моника Геллер (в исполнении Кортни Кокс) и Рейчел Грин (Дженнифер Энистон) из «Друзей» – типичные представительницы своего поколения, свободные от предрассудков, но все еще чувствующие давление патриархального общества. Они успешно строят карьеру, параллельно следят за домом и встречаются с разными мужчинами: некоторые из их романов длятся всего одну ночь, а другие растягиваются на всю жизнь. А поскольку это все-таки комедия, все подается в нарочито юмористическом тоне. Так, Моника после ночи, проведенной с юным Итаном, заявляет: «Какой ужас! У меня был секс с человеком, который ещё не родился, когда я уже носила лифчик».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Впрочем, подобные попытки скрасить неловкие моменты объяснялись просто: сценаристы и сами не знали, как рассказывать о случайном сексе, смене партнеров и любовных сомнениях своих подопечных. Поэтому под конец «Друзей» три главные героини стали мамами и остались с мужчинами своей мечты. Женщины вновь оказались загнанными в ловушку стандартных ценностей с уютным семейным гнездышком и любимым супругом под боком.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Секс в большом городе» позволил рассмотреть больше вариантов хэппи-энда для женщин. Четыре героини (что важно: это уже не подростки и не выпускницы вузов, а состоявшиеся женщины за 30) и четыре модели поведения. Кэрри Брэдшоу (Сара Джессика Паркер) сконцентрирована на творчестве и поиске идеального мужчины, Саманта Джонс (Ким Кэтролл) охотится на парней и совершенно не представляет себя в долгих отношениях, Шарлотта Йорк грезит о семейном уюте, а Миранда Хоббс (Синтия Никсон) – амбициозная карьеристка. В сериале не осталось запретных тем: секс обсуждался и практиковался. А женщины, подобно мужчинам, не боялись своих желаний и умели отличать секс от любви.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Другой важный пункт: еще в самом начале шоу сценаристы уловили опасную для общества тенденцию ко всеобщему похудению и культу героинового шика. Поэтому героини сериала всеми способами стараются выбить из головы зрительницы мысль о недовольстве своим телом, далеким от модельных стандартов.

«Что я думаю о нас и о моделях? Я думаю, что это прискорбно, что четыре красивые женщины пасуют при виде скелетов!» – говорит в одной из сцен Кэрри своим подругам.

Однако уйдя от стереотипной роли зашоренной домохозяйки, сериал все равно не смог полностью избавиться от шаблонов: в нем женщины беспрекословно любят шопинг, решают проблемы с помощью советов подруг и используют красную помаду и высокие каблуки, чтобы увлечь парня.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Пока в Америке крутили «Секс в большом городе», в Англии набирал популярность феномен Belle De Jour. Появившийся в 2003 году блог анонимной девушки рассказывал обо всех таинствах работы элитной проститутки, что вызвало небывалый резонанс у жителей Туманного Альбиона. Позже выяснилось, что автор дневника – одна из преподавательниц престижного британского университета, что еще больше подогрело интерес к этой истории, поэтому один из каналов взялся за экранизацию. В главной роли Ханны Бакстер выступила Билли Пайпер: откровенная, обаятельная, а главное – соблазнительная. Встречи с клиентами для нее не просто способ заработать (и именно заработать, а не выжить), но и стать независимой от мужчин в материальной и сексуальном плане.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Почему я занимаюсь этим? Я люблю секс, я люблю деньги, я знаю, вы не поверите, что секс доставляет мне удовольствие, но это так. И что мне действительно нравится – это быть боссом самой себе», – рассуждает она в шоу «Тайный дневник девушки по вызову».

Без сомнения, тема проституции в сериале гиперболизирована: она мыслится как нормальная профессия, наряду с доктором или барменом. И все же именно таким путем создатели пытаются донести до девушки мысль, что счастье зависит только от нее, а не от удачного замужества или общественной похвалы. Сама Ханна практикует различные варианты: секс на одну ночь, долгие романы и одиночество. И в конце сериала покидает всех мужчин ради того, чтобы разобраться в том, чего ей действительно хочется в жизни.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Время для шуток

Принято считать, что мужской юмор отличается от женского. Мужчины шутят о политике, сексе и туалетных темах, а женщинам остаются котики, собачки и старые добрые шутки о взаимоотношениях между полами. Такое мнение вполне логично, если учитывать, с каких комедий в начале нулевых начинали будущие звезды, беззаботно культивировавшие образы глупышек, неудачниц, зануд и истеричек. Риз Уизерспун проснулась знаменитой после роли наивной «Блондинки в законе», Аманда Сейфрид узнавала погоду, советуясь со своей грудью в «Дрянных девчонках», Айла Фишер тратила последние сбережения в «Шопоголике», Джиннифер Гудвин в комедии «Обещать – не значит жениться» без конца висела на телефоне и мучила знакомых расспросами, почему парень ее бросил.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Эти фильмы исказили реальную картину жизни, навредив как женщинам, так и мужчинам, которые в подобных комедиях играют пластилиновых Кенов, согласных со всеми капризами и безропотно выслушивающих любую чепуху из уст своих пассий.

Решение проблемы вновь находится в сериалах. Героини в них не только используют шутки на порядок выше, но и бросают вызов всем стереотипам красоты: чтобы смеяться, не нужна модельная внешность. Индианка, встречающаяся с кучей белых парней, – Минди Каллинг из «Проекта Минди». Женская тюрьма с девушками всех рас, сексуальных предпочтений и криминальных историй – добро пожаловать в «Оранжевый – хит сезона». Девственница и толстушка из «Девчонок», рассуждающие о сексе, – современная версия «Секса в большом городе» от Лены Данэм. Последняя, кстати, раздражает модных критиков не только неумением одеваться для красных дорожек, но и лишним весом. И если еще десять лет назад Лену бы и близко не подпустили к работе в кадре, сегодня максимально естественная женщина – это новый тренд. В комедиях для них тоже нашлось место. Мелисса Маккартни («Копы в юбках»), Ребел Уилсон («Холостячки», «Идеальный голос»), Никки Блонски («Королевский размер») не боятся шутить над лишними килограммами и параллельно хохочут над подругами, дрожащими над каждым кусочком торта.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Современная женщина

Женщины отстояли каждый сантиметр своего тела: эротика, которой хватало в 90-х, в кино теперь используется в самых крайних случаях. Девушки по-прежнему любят высокие каблуки и короткие юбки, но все чаще делают это для себя, а не для карьерных высот или привлечения самца.

Тайная борьба с мужчинами по-прежнему ведется по всем фронтам, и женщины каждый год осваивают новые пространства и профессии: космос (Энн Хэтэуэй в «Интерстелларе»), политику (Керри Вашингтон в сериале «Скандал»), серьезную журналистику (Эмили Мортимер в сериале Newsroom).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кинобизнес рассказывает историю сотворения мира на новый лад, в котором Ева – это не ребро Адама, а полноценное существо. Это эра ремейков старых фильмов с женским ведущим составом, как это сделано в «Охотницах за привидениями», сериале «Бэтвумен» и других. Это восхваление храбрости и силы женщины, которая может войти в горящую избу и выпрыгнуть из потерпевшего аварию космического корабля, как Сандра Баллок в «Гравитации». Это, наконец, фильмы вроде «Хищных птиц», «Капитана Марвел» и «Чудо-женщины», в которых показано, что и супергеройство — не привилегия мужчин.