«Я не приемлю равнодушия от актёра» Ника Яковлева, режиссер нового поколения о своем становлении, первых работах

Ника Яковлева — режиссер и продюсер. Сделала несколько сериальных молодежных проектов для российский стриминговых платформ в качестве режиссера — постановщика, в части проектов являлась соавтором сценария. На данный момент, помимо режиссуры также занимается продюсированием как кино так и шоу для телеканало
Редакция сайта
Редакция сайта
«Я не приемлю равнодушия от актёра» Ника Яковлева, режиссер нового поколения о своем становлении, первых работах
Фотограф Аутраш

Режиссерские проекты:

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Короткие метры:

— «Говорят» участник Кинотавра 2020.

— «Фемида» short film corner Каннского кинофестиваля

— «Внутри меня» участник Bucheon Fantastic Film Festival в Южной Корее

Сериалы:

— «Лэйт Найт Скул» онлайн кинотеатр Окко 2022

-«Многогранники» онлайн кинотеатр Start 2024

-«Что-то положительное» онлайн кинотеатр Окко, премьера планируется в 2025

Расскажи, пожалуйста о себе о своем детстве, где ты росла и училась?

Я родилась в городе Рига, в Латвии, и детство провела именно там. В Россию я ездила только с родителями на экскурсии, в туристические поездки, и то, не очень часто. В старшей школе училась в колледже в Испании, жила на юге в городе Кадис. Это один из древнейших городов Европы на берегу Атлантического океана. Маленький и очень атмосферный, но мне там было скучновато и уже на следующий год я перевелась в Мадрид и заканчивала колледж там. Там же продолжила учиться в университете по специальности: Управление туристическим бизнесом. Ничто не предвещало карьеры в кино.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А как в итоге ты попала в кино? Какой был первый опыт?

В какой-то момент я осознала, что нахожусь в той точке, в которой мне хочется поменять абсолютно всё: сферу деятельности, место жительства, круг общения, как-будто старые настройки больше не работают и вероятно вообще ошибочны и мне не подходят. Я поняла, что всё, что меня окружает, не доставляет мне удовольствия. И это состояние для меня было настолько критично, что мне действительно надо было выбить почву у самой себя из под ног, чтобы что-то поменять. И я решила переехать в Россию, пошла учиться в Московскую Школу Кино на курс «Filmmaking». На тот момент практически всё моё окружение восприняло это со скепсисом, кто-то высказывал сомнения, кто-то тактично молчал, но все не понимали, на что я рассчитываю, потому что было мнение, что индустрия кино достаточно закрыта для людей извне. У меня самой, если честно, тоже не было какого-то плана в голове и понимания как прокладывать свой путь, мне просто было очень интересно и по стечению обстоятельств я оказалась режиссёром на одном из коротких метров нашего курса. Тогда и случилось поворотное для меня событие: будучи режиссером — постановщиком на первой же смене я поняла, насколько круто быть погруженным в процесс настолько, что ты вообще забываешь про себя, и это забвение — это один сильнейших опытов, который случался со мной в жизни. Тогда я поняла, что я очень хочу этим заниматься. К слову сказать, короткий метр, который мы тогда делали, был ужасен, но для меня он конечно обладает невероятной ценностью, и я к нему отношусь с большим трепетом и очень хорошо помню теплую, почти семейную атмосферу на площадке, и поддержку друг друга во всем. Мы все делали одно дело, у нас был микробюджет, кто-то сам готовил котлеты для группы, костюмы и реквизит собирались по друзьям, технику бесплатно получили от рентала, выиграв в конкурсе. Все это было очень трогательно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как отнеслись мои родители к выбору профессии?

Мне очень повезло с родителями, и кажется, они бы приняли любой мой выбор. Конечно, они переживали, когда я переезжала в Москву, боялись за меня, но сейчас, кажется, гордятся моими успехами.

Тебе больше нравится, когда тебя называют режиссером или режиссеркой?

Мне бы хотелось, чтобы ко мне относились как к профессионалу вне зависимости от моего пола, не вижу острой необходимости, говоря о профессии указывать на то, что я — женщина. И в целом, мне не очень нравится, как звучат феминитивы, поэтому я предпочитаю — режиссер.

Сталкивалась ли ты с трудностями, связанными с тем, что ты — женщина в профессии?

Сейчас очень много женщин в профессии и, мне кажется, времена предрассудков про женскую работоспособность уже позади. Это не может не радовать.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фотограф Аутраш

Каким должен быть режиссер?

Каким угодно. Ему просто должно быть о чем рассказать. Самые удачные отснятые мной сцены были личными. Когда в кадрах есть твое личное переживание и боль, только тогда появляется глубина.

Что тебя вдохновляет?

Люди. Обожаю очаровываться и черпаю из этого энергию. Люблю людей непохожих на меня, люблю слушать то, с чем я категорически не согласна, и что пробуждает во мне негодование. Лучшая форма общения для меня — это диалог, в больших компаниях сложнее достигнуть нужной степени откровенности. Когда я очарована, я даже не всегда вникаю в смысл сказанного, а считываю информацию по жестам, мимике и интонации. Считаю важным не пренебрегать формой в погоне за содержанием.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как ты относишься к критике?

Я пока ещё не научилась к ней относиться экологично, и когда выходит какая-то моя работа, я начинаю бесконечно скроллить комментарии везде, где я их нахожу. Более того, я могу заходить на профили людей, смотреть фотографии, анализировать, почему они так написали и т.д. Я пока не научилась отделять мнения людей о моей работе от себя. Мои проекты — это как мои дети и когда кто-то плохо говорит про твоего ребёнка, ты не можешь сказать себе «Успокойся, человек имеет право на это мнение», но я стараюсь.

Если мы говорим про конструктивную критику, когда ты получаешь фидбэк, допустим, ещё на этапе создания картины, который может очень полезно развернуть траекторию твоей мысли — это здорово. Однако важно не забывать про свою изначальную задумку, слушая мнение каждого. Основная задача режиссёра — это выцеплять нужное во всём этом информационном шуме. Все участники съёмочного процесса тебе что-то предлагают. Художник по костюмам — образы, оператор-постановщик своё видение кадра, художник — то, как он видит декорацию и т.д. И ты должен, послушав всё вот это, выбрать то, что нужно именно тебе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что самое важное для тебя в производстве фильма?

Если мы говорим именно про производство — это команда. То, что вы видите на экране — результат работы огромного количества людей, а не только актеров и режиссера. Собрать талантливых, интересных, глубоких и ответственных людей, зарядить их своей энергией и проектом — это уже 80% успеха.

Если же говорить про картину в целом, то конечно основа всего — это история, а в центре истории — конфликт, тут ничего нового я не скажу.

Ты не идешь по пути большинства режиссеров и стараешься всегда искать новые лица, это очень ценно. Также ты не первый раз работаешь с молодыми актерами, можно сказать, что от твоего выбора зависит их будущее. Расскажи, пожалуйста, об этом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В актёрах мне очень важна мотивированность. Я очень ценю и вообще таю от актёров, которые живут своей ролью, приходят и предлагают что-то от себя, думают о том, каким может быть их персонаж. Это заряжает. Я не приемлю равнодушия от актёра, если человек просто работает на входящие, а между дублями условно сидит в телефоне и вообще никак не включён в процесс, огонек в кадре вряд ли произойдет и я сама теряю свою мотивацию давать какие-то правки. Для меня очень важно окружать себя заряженными людьми.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как попасть в твои проекты? Как понравиться тебе как режиссеру?

Думала об этом недавно на одном спектакле. Я очень ценю в актере — внутреннюю жизнь и глубину, увидев которую хочется занырнуть, причем это не обязательно безопасный процесс, наоборот, противоречивость вызывает во мне еще больше любопытства.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фотограф

Что или кого ты никогда бы не стала снимать?

Не стала бы снимать то, как кто-то в кадре реально страдает во время съемочного процесса. С большой осторожностью отношусь к трюковым сценам и работаю только с постановщиками трюков, которым доверяю.

Сложнее всего снимать детей и животных, но при этом с ними получаются самые органичные кадры. В одной из последних моих работ был и котенок, и годовалый ребенок и конечно ставить им актерскую задачу — это, мягко говоря, любопытное мероприятие.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Назови топ пять своих самых любимых фильмов на все времена?

Когда задают вопрос про пять любимых фильмов, у меня сразу возникает обезьяна с тарелками в голове, которая стучит ими друг по другу, как будто бы я никогда никаких фильмов и не смотрела вовсе. Очень сложно из всего многообразия того, что я видела за всю свою жизнь, выбрать что-то любимое, поэтому сейчас будет абсолютно случайный выбор того, что первое всплыло в сознании. Я очень люблю фильм «Драйв» с Райаном Гослингом, знаю его наизусть, могу его цитировать покадрово, мне кажется. «Леон», и «Ангел А.» Люка Бессона. Люблю режиссеров Йоргоса Лантимоса и Рубена Эстлунда. Этот список можно продолжать бесконечно, очень люблю фильм «Паразиты», люблю фильмы Педро Альмодовара. Мне нравится, когда после просмотра фильма у меня ощущение, как-будто мне дали пощечину, шок от увиденного, поэтому еще назову «Человек — швейцарский нож» и «Догвиль».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Какой бы ты совет дала начинающим режиссерам?

Не бояться ошибок и провалов. Это нормально, когда что-то не получается, не выходит с первого раза. Это нормально — искать свою форму, сомневаться и заблуждаться. Не надо бояться.

Фотограф

Расскажи про свои планы и будущие проекты?

В этом году в онлайн кинотеатре Окко выйдет сериал «Что-то положительное» и я очень жду премьеру, интересно как зритель воспримет достаточно откровенные темы в такой легкой и развлекательной форме. Мне кажется, получилась очень милая история и мне очень нравится актерский состав, который нам удалось собрать в этом проекте.

В данный момент я занимаюсь разработкой нескольких очень разнообразных проектов, но пока не могу раскрыть все карты.