С новой строчки: интервью с Викторией Шеляговой о любви к промыслам и деревенской жизни

Беседуем с Викторией Шеляговой о любви — к промыслам и деревенской жизни.
С новой строчки: интервью с Викторией Шеляговой о любви к промыслам и деревенской жизни
Соцсети

Татьяна Максимова: Первый человек, с которым хочется обсудить народные художественные промыслы, это именно вы. Вы ярко и громко поднимаете тему ремесел и привлекаете к ней свое окружение. Предлагаю начать с «Холуйской строчки». Слышала, что вы не просто амбассадор промысла, но и выкупили его.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Виктория Шелягова: Я давно хотела выкупить предприятие народного художественного промысла. Пробовала Гусь-Хрустальный, но сделать это было невозможно, так как у них давно уже есть собственник. Смотрела и другие компании, но так сложилось, что я оказалась в Холуе, где давно была фабрика, которая закрыласьв 2000 году, огромная, с более чем сотней сотрудников.

Так вот, в Холуе были ребята, которые пытались восстанавливать производство. Я решила войти в предприятие как партнер на условиях 50 на 50, но, естественно, стараюсь не мешать, не лезть. Оно существует всего год, восстановление дается тяжело, потому что профессионалы по большей части утеряны: зимой они готовы заниматься ремеслом, а летом все на огородах, и очень тяжело кого-то вытащить. Но мы двигаемся потихонечку, за год к нам пришло работать около 15 человек. Конечно, предприятие надо реконструировать и менять под современную историю, современные вкусы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Соцсети

ТМ: Встает логичный вопрос: как сделать из народного промысла прибыльный бизнес?


ВШ: Главная проблема в том, что все это — ручной труд. Конечно, чтобы уйти в бизнес, нужно переходить на машинные вышивки, но тогда ты утрачиваешь полностью ремесло. Здесь возникает дилемма: какую сторону выбрать? Трудно соревноваться с теми, кто аналогичный продукт производит в промышленных масштабах. К тому же не многие понимают разницу между машинной и ручной вышивкой, при том что по количеству потраченного времени разница, конечно, колоссальная.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

ТМ: Расскажите о работниках предприятия, есть ли там молодежь?


ВШ: В Холуе есть училище — филиал петербургской академии. Половина студентов учится росписи, потому что Холуй славится лаковой миниатюрой, а половина — вышивке. И если раньше конкурс был 70 человек на место, то сейчас все находится в диком упадке, людей туда еле заманивают.

Промыслы настолько сложный процесс, что гораздо легче пойти работать в магазин на зарплату, чем заниматься ручным трудом. Но аналогичная история вымирания промыслов наблюдается во всем мире, поэтому огромные бренды вроде Louis Vuitton и Dolce & Gabbana поддерживают ремесло в своих странах.

В России все народные промыслы сейчас существуют на дотации, кто-то более успешно, кто-то менее. Но я всегда говорю: то, что должно остаться жить, оно будет жить, что должно отмереть, оно, к сожалению, должно отмереть.

ТМ: Кстати о дотациях. Мы будем участниками открытой панели на Экономическом форуме в Санкт-Петербурге. Сможем задавать вопросы. Что следует спросить государство о дотациях, как вы считаете?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

ВШ: За все то время, что я погружена в тему народных промыслов, я поняла: проблема не в дотациях, они есть. Трудность в том, что многим предприятиям очень тяжело идти в ногу со временем, поэтому порой они получают дотации, закрывают свои долги и остаются на месте. Делать с ними коллаборации достаточно сложно.

ТМ: Да, на этапах подготовки этого номера мы и сами заметили, что некоторым производствам нелегко мыслить современными категориями, им это просто неинтересно.

ВШ: Потому что художникам часто сложно шагнуть дальше неких сложившихся представлений об их ремесле. Если ты чуть отступаешь от традиций, они говорят: «Нет, вы наши традиции разрушаете, так делать нельзя». Противоположный пример — Жостово, которые пригласили к сотрудничеству молодых художников. Мне подарили поднос с арбузом, совершенно прекрасный и трогательный.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сейчас очень старается «Яндекс.Маркет», они даже создали специальную платформу под народные промыслы, там тоже устраиваются коллаборации. Найти такую грань, чтобы не испортить оригинал, но при этом сделать симпатично, модно и современно, очень сложно.

ТМ: Мне кажется, как мы бы ни относились к народным промыслам, сейчас правильное время, чтобы вернуться к размышлениям о традициях. Это то, что должно прививаться с детства.

ВШ: Абсолютно. Например, у нас в школах со второго класса учат английский и китайский, но совершенно не изучают локальные промыслы. Обычный ребенок, наверное, не сможет отличить Гжель от Жостово, а ведь это основы.

Мне кажется, у детей должны быть раскраски с народными мотивами, преподаватели должны рассказывать на уроках музыки о народных песнях. Мы активно погружаемся в западную культуру, но практически не изучаем своего.

Потом, большинство наших дизайнеров не ищут глубже, чем «гжельский рисунок голубой». А вы возьмите журнал Дягилева «Мир искусства», какая там прекрасная обложка! Вот вам пожалуйста и принты, и образцы — жар-птицы, лебеди.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Соцсети
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

ТМ: А как вы полюбили промыслы? С чего у вас началось?

ВШ: Я даже не помню, так давно это было. Когда тебе пять лет в университете вбивают любовь к народному декоративному творчеству, ты волей-неволей его полюбишь. Наверное, первой была нижегородская вышивка, а потом я поехала в Городец, где увидела и их вышивку, и роспись. Эти города стали мне территориально ближе, когда я перебралась из Санкт-Петербурга в Москву, и я начала более свободно туда ездить.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

ТМ: Вы еще очень красиво все это в образы вплетаете, сочетая с тем же Louis Vuitton...


ВШ: Когда я впервые стала делать кокошники и шить сарафаны, многие смеялись и говорили: «Сумасшедшая по дворцу прыгает». При этом мы приезжаем в Индию, например, надеваем сари и радостно гуляем в нем, фотографируемся. А чем хуже наш русский сарафан? Если он красивый, вышитый, совершенно уникальный — что по форме, что по комфорту.

Сейчас стала популярна такая «псевдосельская» картинка, например платьице в цветочек, но мы поиграли в это два года и больше не хотим. Мы хотим, чтобы все переросло в более красивую историю. Народные мотивы надо филигранно использовать — как Ульяна Сергеенко.

ТМ: Она как раз пример того, как можно идти по выбранному пути, никуда не сворачивая. От этого появляется совершенно другой эффект. Мы и вас выбрали в качестве героини, потому что вы последовательны.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

ВШ: Мне много всего присылают посмотреть. Но, во-первых, я всегда за качество, а во-вторых, за адекватную цену, потому что есть, на мой взгляд, overpriced-вещи.

ТМ: Я об этом и говорю: есть, например, платья за 100 тысяч рублей, которые совершенно не выглядят на эту цену. Не будешь же ты ходить и везде рассказывать, что это ручной труд.

ВШ: Абсолютно. Я сама покупаю на «Авито» старинные скатерти и рушники — это настоящие произведения искусства, но стоят дешевле современных аналогов. У меня такая же позиция: если у нас в ассортименте есть рушник за 40 тысяч, мы же должны еще его продать и запаковать соответствующим образом.

Соцсети
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

ТМ: Где продаются изделия «Холуйской строчевышивальной артели»? Только на производстве?


ВШ: Мы есть в соцсетях, но они пока не особо активны. Мы только-только начали развиваться и разбираться — это длинный и непростой путь. Я была на прошлой неделе у Дымовых в Суздале (Вадим и Евгения Дымовы, предприниматели, открыли предприятие «Дымов Керамика», которое в 2019 году получило статус НХП. — Прим. ред.) Они начинали в 2003 году и, несмотря на то что сразу были активными, бизнес-ориентированными, только недавно им это стало приносить результат. Что уж говорить о тех, кто спасает существующее, — нам еще идти и идти к успеху. (Улыбается.)

ТМ: Вы как-то говорили, что по местам промыслов нужно прокладывать туристические маршруты.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


ВШ: Конечно, это абсолютно моя история. Кто-то любит Русь православную посмотреть, кто-то — с детьми на фермах побывать, а кто-то захочет приехать в Жостово расписать поднос — и для всего должна существовать инфраструктура. Я в сентябре возила друзей в Ивановскую область «на картошку», и организовать поездку было сложнее, чем путешествие на Мальдивы.

Надо искать, где остановиться, где поесть, куда пойти. Все держится на инициативе местных жителей. Нет государственной системы, к сожалению, которая объединяла бы. Сказать, что система не хочет, я не могу, просто она сама не понимает, как это все устроить.

ТМ: Про ваши поездки «на картошку» со знаменитостями, кстати, уже ходят легенды. (Виктория улыбается. — Прим. ред.) Расскажите, как такие «путешествия» воспринимают люди, сильно далекие от деревни, от глубинки ?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

ВШ: Удивляются, что регионы живут своей, не менее интересной жизнью. Вот мы были в Южском народном театре, который существует 129 лет, и он никогда не закрывался — ни при царе, ни при советской власти, ни в голодные 90-е. Потом, естественно, заезжаем в храмы, у нас всегда есть гиды. Смотрим народные промыслы. С Андреем Малаховым мы делали программу ко Дню России про Ивановскую область и про местных жителей.

Теперь хочу обязательно отвезти всех в Иваново, там много конструктивизма, начиная с отреставрированного вокзала. В городе существует ткацкая фабрика «Красный ткач», где революция началась. Они какую-то часть фабрики реконструировали, но старая часть, невероятной красоты, рабочая. Я умоляла хозяев не разрушать все, потому что воссоздать потом будет невозможно, а ведь это интересный туристический маршрут.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Еще я часто езжу с друзьями в Гусь-Хрустальный. Только представьте — сидит там худенький человек, который работает на заводе 50 лет, и один выдувает огромную вазу весом 43 кг. Это, конечно, невероятное зрелище.

Молодые люди должны чаще бывать в таких местах. У нас раньше была хорошая связка с деревней и русскими просторами, потому что все ездили к бабушке на каникулы, детей своих отправляли. Ты все равно детство проводил где-то на природе, знал, как растут цветы, как выглядит ромашка, как пахнут коровники. Сейчас из-за того, что стало меньше пожилых людей и сельского населения в целом, все потихонечку рассыпается...

Но вы знаете, я не видела ни одного человека, который приехал бы в деревню и попил чай из самовара, сорвал букет ромашек сам и остался бы к этому равнодушен. Ни одного человека я такого не видела. Это всегда остается в душе.
Соцсети
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

ТМ: Виктория, понятно, почему вас интересует восстановление народного промысла в Холуе. Но вы же еще там обычные дома восстанавливаете — бережно, с любовью, стараясь максимально сохранить все как было. Зачем?

ВШ: Да, надо мной муж смеется и недоумевает, зачем это все, когда мне начинают названивать по сто раз в день с вопросами: снег пора чистить, дрова закончились, где взять, машина с строительными материалами по бездорожью проехать не может, что делать. (Смеются.)

Но я понимаю, что эти деревенские дома — почти как музеи, артефакты давно ушедшей жизни. И если сейчас не восстановить, опять все в прах истории превратится. Я дом покупаю и вплоть до ложки и лопатки все оставляю. Подкрашиваю, обтягиваю новыми тканями, ремонтирую, но ничего не выбрасываю. Во-первых, это эргономично, потому что раньше делали удобные вещи.

И потом, огромное удовольствие, когда ты даешь старым вещам новую жизнь. Ты не засоряешь пространство, ты восстанавливаешь. Для себя я нашла в этом большой смысл.