Дарья Кузнецова: «Песня в твоём плейлисте сегодня — это песня, написанная мной вчера»

Композитор в интервью поделилась своими источниками вдохновения, которые способствуют написанию музыки, рассказала о желании «выйти из тени медийности», а также, почему некоторых артистов называют «трудными». Читайте в нашем материале.
Дарья Кузнецова: «Песня в твоём плейлисте сегодня — это песня, написанная мной вчера»

Дарья, как в вашу жизнь пришла музыка именно как профессия?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Я долго расценивала музыку в своей жизни именно как хобби в области творчества и никогда не рассматривала её как потенциальный способ заработка. Когда человек не относится к своему увлечению как к бизнес-модели, это всё хобби. Когда-то я окончила музыкальную школу и училище им. Гнесиных и, видимо, то, что привлекло меня в юности, вдруг вернулось в мою жизнь годы спустя. На один из праздников муж подарил мне фортепиано. И когда я впервые после долгого перерыва заиграла, это вызвало чувство тоски. Как будто ты что-то важное оставил или забыл. Это было сродни возвращению домой после вековой разлуки. После окончания Гнесинки, в середине нулевых, моё поколение было «на подъёме» и все мы много работали, каждый строил «своё дело». Я не исключение. В сфере продаж, управления и строгой экономики, было, мягко говоря, не до музыки. Но я благодарна времени, проведенному в бизнесе, потому как вернулась в творчество другая Дарья. Такая системная Дарья Сергеевна, очень ответственная, правильная до тошноты. И сразу понеслось... Формулы успеха не существует, так же, как и формулы хита, но есть очень банальные работающие понятия, которые помогают в любой сфере. Это труд и умение общаться. Мне очень повезло с моими первыми песнями. Я создавала их в соавторстве со своими друзьями и с талантливыми артистами. Это было сделано честно, практически без денег, на голом энтузиазме и диком желании творить. И в первый же год я получила награды за свои песни: и золотые граммофоны, и «песни года», и «шансон года» и т.д. Везде была отмечена как композитор, музыкальный продюсер. Но это не приносило дохода, о котором можно было бы говорить с гордостью. Я тратила уйму своего времени, которое компенсировалось деньгами из «старых запасов». И это была лишь отчасти профессиональная деятельность: я занималась музыкой, имея соответствующее образование, но опыта было маловато.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На сегодняшний день я уже 6 лет в музыкальной теме. Но совсем недавно начала ощущать, что музыка всё-таки является частью моей профессии. Это началось в январе текущего года, в момент моего окончательно принятого решения жить в Москве и создавать здесь большие проекты. Теперь музыкальное продюсирование – моя профессиональная область, в которой я чувствую себя комфортно. Случилось это по накоплению работ, когда я и мои проекты набрали крепкую массу в музыкальном сообществе. Тогда и пришло осознание того, что это уже не хобби, а всё же некая профессиональная деятельность.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Можно ли быть успешным музыкантом или артистом, не имея профессионального образования?

Могу сказать, что талантливый, одарённый человек, который родился с тонким чувством музыки, может писать песни без специального образования. Нет ограничений, которые не давали бы этому человеку проявить себя, если, конечно, нет отягощающих обстоятельств. Я верю в правило десяти тысяч часов. Если человек, как говорят, «от природы» талантлив и очень много трудится в выбранной сфере, то с практикой придут такие знания и навыки, что и не в каждом ВУЗе научат. Долгое время на планете Земля не было институтов, которые выдавали бы бумаги о том, что ты профессиональный музыкант. Люди учились друг у друга без системы и на одном желании, были самоучками, но при этом создавали музыку потрясающей красоты. Моцарт и Бетховен, безусловные гении в музыке, воспитанные своими отцами жестоко и тоталитарно, но без диплома с печатью. И среди наших современников, допустим, Джимми Хендрикс – ярчайший тому пример. Но надо отдавать себе отчёт в том, что по взмаху волшебной палочки такое не происходит. Это должно быть ежедневное самообразование в выбранной сфере.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Можете вспомнить первую сочиненную вами мелодию?

Я не могу вспомнить первую сочинённую мной мелодию по одной простой причине: я была слишком мала. Мама и бабушка рассказывали мне, что, когда я засыпала в возрасте 3-5 лет, я пела мелодии сама себе вместо колыбельных. Мама рассказывала бабушке и другим нашим близким людям: «Понимаете, она засыпает и сочиняет музыку». Видимо, это были предпосылки для создания музыки в будущем. Так, примерно в 3-5 лет я вероятно и сочинила первую мелодию. Но это со слов мамы и бабушки – сама я этого не помню.

Я обладала очень чистым слухом, как впоследствии в музыкальной школе выяснилось, абсолютным и поступила в музыкальную школу на класс скрипки. Очень хорошо помню, когда я написала первую песню. Это был первый курс училища имени Гнесиных, и тогда все мы, кто занимался композицией, пробовали писать песни. У молодых артистов 18-19 лет не было средств на покупку песен. Иногда мы скидывались на гамбургер и колу и билет на метро. А песня у известного автора стоила баснословных денег. Но подбирать музыкальный материал как-то было нужно, ведь молодой артист был обязан иметь авторские песни в репертуаре. Это сразу поднимало статус: ты не просто каверы поёшь, у тебя есть «своя песня». И тогда мои друзья, сокурсники, понимая, что я что-то могу сочинить, обращались ко мне за помощью. Так, на первом курсе гнесинского училища я написала свои первые песни. Со второго-третьего курса я стала чуть-чуть подзарабатывать музыкой на жизнь. Конечно, это были сущие копейки, ведь песни писала восемнадцатилетняя девчонка. Но эти копейки сильно выручали в те сложные времена.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Есть что-то написанное, как говорится, «в стол»?

Конечно нет, скажу я вам, и это будет абсолютная неправда. Я всегда сажусь и пишу песню под конкретного артиста. Вообще, моя компания сродни хорошо зарекомендованному ателье: трудимся, чтоб костюм сидел идеально. Поэтому, наверное, в этом есть формула хита, как говорит Серёжа Лазарев. Когда ты «сажаешь песню на артиста», понимаешь, в каком диапазоне он работает, где красиво звучат его обертона, что хочет услышать зритель в определённый момент и так далее. Есть много составляющих удачной и успешной песни. Лучшее – это когда песня пишется под артиста. Это всегда работает безотказно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но иногда случается, что муза приходит, как говорится, не спрашивая. Для неё нет границ, какое сейчас время суток, где ты находишься. Это может быть ресторан, и ты пишешь слова на салфетке, или самолёт, и ты уходишь в туалет петь песню в диктофон. Это смешно и странно, но вот так иногда происходит. И тогда рождается песня, которая пока ещё не нашла своего исполнителя. Но не могу сказать, что сегодня у меня есть такие песни – которые лежат и ждут своего часа. Практически все песни «забронированы» и расписаны на месяцы вперёд. У меня есть палитра невероятных артистов, которые любят моё творчество и с которыми мы работаем. Для композитора это счастье.

Что вам как музыканту действительно ближе с точки зрения репертуара?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Я заложник жанра популярной музыки. Все попытки сбежать бесполезны. (смеётся) Какой жанр может быть близок матери семейства, работающей с артистами категории «около сорока»? В нашей стране это всё-таки поп-музыка. Сейчас ещё Шансон подъедет в золотой карете и всё, фулхаус, как говорят.

Я до такой степени люблю рок, сложно представить. Уж не знаю, какие там англо-саксонские генетические коды будоражат мою кровь, но люблю этот жанр всей душой. Люблю R&B, постоянно пытаюсь соскочить в него гармониями. Мы ведь все фанатели по этим сумасшедшим мелодиям, которые играли в наших плеерах в конце 90-х и в начале нулевых. Я помню случай из студенческой жизни. У нас тогда не было мобильных телефонов, все были привязаны к стационарным линиям. И мне тогда звонил Дима Билан и просто пел песни с альбома Кристины Агилеры с такой милизматикой, что Boyz II Men обзавидовались бы. Это было волшебно. Он уже тогда был Звездой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вы работали со многими артистами. Как это обычно происходит? Вы пишете под артиста или предлагаете уже готовую мелодию?

Я не просто пишу мелодию. Я композитор, поэт, музыкальный продюсер. Когда я пишу песню, то предлагаю артисту абсолютно готовую песню. Я не отправляю артисту мелодию, напетую под рояль на «ла-ла-ла». Я всегда даю концепт, аранжировку: полностью пишу текст, готовлю музыкальный продакшн. Показываю артисту материал: где учтены уже все нюансы, видение, как это должно быть по вокальной подаче и в какой манере это надо спеть, какие и где бэк-вокальные партии, проведения, музыкальные контрапункты. «Под ключ» – не люблю это выражение, но оно точное. Я не представляю, как это – отдать музыкальную тему под рояль и делайте с этим что хотите. Во-первых, так это не работает. Во-вторых, если автор сам не знает, как всё это должно звучать в финальном варианте, то это провал, господа. Посмотрите на Игоря Яковлевича Крутого. Он всегда точно знает, какой будет песня в законченном виде. Никакой самодеятельности. Практически всегда выбивал 10 из 10.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Перейдём к теме кино и музыки. С чего начинается работа музыкального продюсера в создании сериала и фильма?

Я обожаю мир кино. Для меня даже в большей степени привлекательна киноиндустрия, нежели музыкальное сообщество. Хотя ни киноиндустрии, ни музыкальной индустрии в нашей стране, к сожалению, нет. Никого не хочу обидеть, но думаю, многие со мной согласятся. С чего начинается работа? Мой подход – это всегда совокупность факторов. Если у тебя потрясающий контакт с режиссёром, сценаристами, продюсерами, тебе нравится сценарий, идея фильма, если веришь в него, видишь картинку и погружён в мир, который будет снят и представлен зрителю – всё сложится само собой. Нет определённой технологической линии.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Иногда происходит так. Режиссёр сделал определённый монтаж, уже взял референсную музыку и приглашает композитора, музыкального продюсера. Им предлагает закрывать определённые сцены по готовым аналогам. Это не мой путь. Такой принцип сильно облегчает работу, но я так работать не очень люблю. Почему? Потому что это загоняет в определённые рамки и уменьшает долю творчества в работе.

Другое дело – когда режиссёр звонит и в порыве эмоций говорит: «Дарья Сергеевна, дорогая, я тут что придумал! У меня, значит, вот такая сюжетная линия будет, и нужен вот такой эмоциональный надрыв». Он говорит об этом словами, и я примерно вижу, как это можно реализовать. Конечно, есть вероятность, что «Иван Иванович у каждого свой», но зачастую ты близко мыслишь с соавторами. Куда круче, когда вместо готовых аналогов режиссёр даёт только импульс, который вдохновляет идеей, картинкой. И я, конечно, ловлю его, что-то предлагаю по музыке, по развитию. Мне кажется, нет ничего прекраснее работы, слаженной вот таким образом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Довольно часто музыка передает происходящее на экране, но не всегда. Скажите по каким критериям вы подбираете настроение музыки в отдельных сценах?

У меня такого опыта ещё не было, чтобы я лично сама подбирала музыку для сцен и мне сложно об этом говорить. Абсолютным гением российского кинопроизводства в этом жанре считаю Юрия Потеенко. Этот русский Ханс Циммер, я думаю, точно знает, где и в какой сцене происходит усиление за счёт музыки. Режиссёры говорят «залить музыкой» – они имеют в виду более острую форму донесения картинки до зрителя. Все мы прекрасно понимаем, что любое изображение проникнет в мозг зрителя быстрее и мощнее, если его интересно озвучить. Так кино воспринимается через разные органы чувств – слух и зрение. Здесь, конечно, должен быть и талант, и опыт. У меня пока ещё такого опыта не случилось.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Когда появилось желание выйти из тени в медийность?

Никогда. (смеётся) Не появилось это желание, это скорее безысходность сегодняшнего дня. К сожалению, система в мире устроена так: какой бы классный продукт ты ни производил, твоё профессиональное сообщество не воспринимает тебя всерьёз, если ты находишься в тени этого продукта. Меня всерьёз воспринимают, слава Богу, но есть люди, чьё мнение я разделяю. Именно они заставляют меня больше раскрываться перед слушателями, зрителями. Как только выходишь из тени, появляешься на обложках журналов, даёшь больше информации о своей персоне, появляются интервью с тобой – получаешь внимание, которое помогает в продвижении твоих проектов. То есть каналы, радиостанции и вся верхушка индустрии, где ты работаешь, и так знает тебя. Но для того, чтобы не возникало вопросов о тебе как о личности, необходимо рассказывать о своих проектах, планах, достижениях и делать это публично. Творческий эксгибиционизм такой. Как это может нравится? Но настали такие тёмные или, наоборот, просвещённые времена, что выдавать в медиа все новости о своей профессиональной деятельности – норма. Это делают для того, чтобы твой потенциальный партнёр и конечный потребитель мог знать обо всём этом из своей ленты или из ленты основных изданий. Тогда он видит, на старте какого проекта Дарья Сергеевна сейчас. И ему не нужно узнавать эту информацию при личной встрече. То есть, правильная медийность позволяет расширить информационное поле для твоих же коллег, соратников. Не надо по сто раз объяснять, над чем ты работаешь. Ну а если моя персона вдруг заинтересует поклонников моих артистов, и я пойму, что им важно услышать, то наверняка поделюсь этой информацией в следующих интервью. Только умоляю, не спрашивайте, что артисты едят на завтрак и какую марку нижнего белья предпочитают. Я-то знаю, но не скажу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

С кем из артистов работать труднее всего?

Труднее всего работать с артистами, которые находятся в болезненном состоянии. Я сейчас говорю не только про физическое, но и про психоэмоциональное состояние. Гастрольные туры, съёмки, дикие гастрольные графики и в принципе плотный профессиональный график – это напряжение, которое не даёт артисту выдохнуть. Это вопрос и к продюсерам. Бывает, они настолько странно выстраивают свою работу, что приходится выжимать из артистов всё за короткое время. В таком случае наблюдаем, как за красивой картинкой из клипа стоит артист, который, мягко говоря, не в ресурсе. Как только свет софитов гаснет, а музыкант сходит с подмостков сцены, я вижу человека в больном состоянии, который не видит свет в конце тоннеля. Он не может вести диалоги о том, как дальше писать песни, снимать клипы, когда и что выпускать, какое строить промо и так далее. Это самый сложный вопрос коммуникации с артистом – когда он не в ресурсе. Никакие интересные проекты его не заинтересуют, он просто не сможет их оценить. Он в уставшем состоянии. А каким артист должен быть, если нет ни одной свободной даты? Почему так происходит? А потому, что он вынужден ехать в очередной тур зарабатывать себе на жизнь и свои будущие проекты. Это, конечно, замкнутый круг.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если проводить аналогии с мировыми историями, то в случае с мировыми артистами работают и профсоюзы, и законодательная база подведена, и отчисления за прослушивания песен артисты получают в разы больше, чем у нас. В нашей стране ничто не монетизируется в том виде, в каком должно. И, конечно, мировые артисты потому и «мировые», что работают на аудиторию миллиардов людей. А русскоязычные артисты работают на аудиторию в десятки раз меньше. Но нашим артистам тоже хочется создавать шоу по типу Super Bow, это сумасшедшие бюджеты и, как правило, они никогда не окупаются. Поэтому вечные гастроли, корпоративы, съёмки, чтобы заработать деньги и вложиться в шоу, альбомы, клипы.

Кто вдохновляет вас на написание музыки?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Удивительный вопрос такой. Есть ли тот пегас, тот муз или муза?! Вообще, люди меня окружают удивительные, мне повезло с этим. Наверное, я стараюсь окружать себя теми людьми, кто меня вдохновляет и наполняет. С кем у меня есть диалог, встречный вектор, взаимное духовное обогащение. Это люди, с которыми я в контакте. Это 100% не должна быть игра в одни ворота, и тогда встречный импульс заставляет творить.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Я рада, что таких людей не мало. Это мой соавтор, мой чудесный Михаил Сафарбекович Гуцериев – абсолютный гений. Это Леонардо да Винчи сегодняшнего времени. Он даёт такие импульсы, что устоять или пройти мимо точно невозможно. Отдельно посвящу ему статью или фильм – об этом человеке надо рассказать побольше. Его общечеловеческие качества заставляют не сидеть на месте – ты встаёшь, идёшь и делаешь. Он движок в нашей «Вселенной GM», он всегда моя стартовая площадка в космос. Меценат, филантроп, трудоголик – мне кажется, он какой-то новый вид в эволюции человечества.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Это и артисты, и среди них, я повторюсь, Серёжа Лазарев. На данный момент он моё вдохновение, потому что он машина. Билан, Лорак, Бузова, Миа Бойка – они все полярно разные, но мы знаем этих людей, потому что все они с высокой работоспособностью, помимо всех своих таланов. Мы постоянно учимся друг у друга и вдохновляемся.

Это умопомрачительные режиссёры, в том числе, мои близкие друзья. С ними я готова в огонь и в воду, потому что знаю: эти ребята всегда сделают свою работу на отлично. И, конечно, я бы не смогла ничего писать и выдавать креатив, если бы не любовь, поддержка и абсолютная вера моего мужа и сына. Вообще, если бы не моя семья, не знаю, смогла бы я себе позволить заняться творчеством.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Какими своими работами вы больше всего гордитесь?

Я занимаюсь проектом GM, являюсь автором идеи, создателем этого проекта в партнёрстве с Михаилом Гуцериевым, и GM – это инициалы его имени и фамилии. «Вселенная GM», пожалуй, сейчас самый большой проект, которым я горжусь. У проекта уже много наград, он завоёвывал лидирующие строчки различных чартов и хит-парадов и в аудио-, и в видео-формате. Я очень надеюсь на дальнейшее масштабирование GM. Идеи есть, и сейчас мы планируем развитие этого проекта. Вообще, он беспрецедентный. Где бы вы смогли увидеть музыкальный клиповый сериал? Где все артисты объединены одной идеей в нашей вселенной. Очень надеюсь, что мы продолжим удивлять и радовать наших зрителей и слушателей. Это, конечно, высокая планка: клипы снимают кинорежиссёры, в составе артистов – интереснейшие личности, актёры в партнёрстве с артистами создают такую химию, что зрители требуют постоянного продолжения. За несколько месяцев мы собрали десятки миллионов просмотров наших эпизодов. Это большая удача и спасибо поклонникам за любовь.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Дарья, какие планы у вашего продюсерского центра на 2023 и 2024 года?

Поработить этот мир! (смеётся) Ненавижу этот вопрос. И, несмотря на то, что я человек системный и очень люблю планировать, я ненавижу сам процесс планирования. Объясню почему. Было бы здорово, если бы мы жили в мире и в стране, где горизонт планирования может быть хотя бы 24 месяца. Это очень недолго, если говорить о каких-то бизнес-моделях. Продюсерский центр или производственная компания – это всё-таки бизнес и он хорощо себя чувствует, если есть план.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но реалии сегодняшнего дня не могут позволить нам делать это. Мы живём в такое интересное время и в таком динамичном мире, начиная с искусственного интеллекта и заканчивая политическими очень нестабильными ситуациями, максимальный горизонт планирования – месяц-два-три. А это – абсолютный хаос. В таких условиях двигаешься, как слепец в лабиринте фавна. И это совсем не весело. Я живу с чётким убеждением, что человек создан для радости и любви, особенно если человек – женщина. Вот как в таких нервных условиях оставаться молодой, красивой, счастливой и самодостоточной? Нет у вас ответа. Вот и у меня его нет. Но у меня есть замечательно средство от стрессов: интересная книга, желательно, про любовь, вкусный чай или кофе и непремно сладости. Часок-другой и ...идём порабощать мир.

Комментарии
Текст комментария