Ведьма с Уолл-стрит: самая богатая и самая скупая женщина в мире
Генриетта Робинсон родилась 21 ноября 1835 года в городе Нью-Бедфорд, штат Массачусетс. В детстве маленькая Гетти вовсе не была жадной девочкой: ее родители владели огромным китобойным промыслом и крайне успешно занимались торговлей с Китаем. Будущая «ведьма с Уолл-стрит» совершенно не нуждалась в деньгах, но очень нуждалась в родительском внимании: бизнес отнимал у родителей Генриетты все время, поэтому в семье было решено отдать малышку на воспитание дедушки. А вот у него были весьма своеобразные понятия о том, как следует воспитывать маленьких девочек: вместо книг со сказками он давал ей читать финансовые газеты и скучные бухгалтерские отчеты. Поразительно, но шестилетняя девочка всерьез увлеклась магией цифр. К 13 годам Генриетта взяла всю бухгалтерию семейного бизнеса на себя, а в 15 лет поступила в финансовую школу в Бостоне.
Когда девушке стукнуло 19, отец отправил ее в Нью-Йорк, вручив 1200 долларов — весьма приличную по тем временам сумму. Предполагалось, что Гетти будет посещать приемы, наберется светского опыта, освоится в модных магазинах. Вышло все совсем иначе: Генриетта открыла для себя игру на бирже. Домой она вернулась в том же платье, но в кошельке купюр было вдвое больше — ставки она делала весьма удачно. Тогда Гетти и поняла, что лучше всего чувствует себя на Уолл-стрит, а делать деньги – ее призвание. Они стали ее фетишем: на свой день рождения девушка не стала зажигать свечи на торте, а на следующий день продала их на рынке.
В 1864 году отец Гетти умер и оставил ей наследство в размере 7,5 млн долларов (107 млн долларов в перерасчете на 2010 год). Семья возражала, но Гетти все равно вложила все деньги в облигации военных займов Гражданской вой ны в США. В это же время она начала судиться со своей тетей Сильвией: та завещала два миллиона долларов на благотворительность, и это так возмутило будущую скупердяйку Гетти, что она подала в суд и предоставила в качестве доказательства подделку. Согласно поддельному завещанию, тетя все оставляла племяннице. Генриетта проиграла суд, но всем вокруг стало ясно, что ради денег эта женщина способна на все.
В 33 года Гетти вышла замуж за мультимиллионера Эдварда Грина. Говорят, вышло это по чистой случайности: по ошибке он отправил ей записку с признанием в любви, написанную на обратной стороне счета за костюм. Цифры Гетти понравились: она сочла мужчину экономным и потому достойным внимания. Перед тем как дать согласие на свадьбу, невеста настояла на брачном контракте: согласно ему, Эдвард раз и навсегда отказывался от всех прав на ее деньги, независимо от того, когда они были заработаны — в браке или нет. Сама Генриетта от денег супруга не отказывалась. У Эдварда и Генриетты родилось двое детей с разницей в три года — сначала Нэд, после — Сильвия. И, несмотря на заботы о двух маленьких детях, Генриетта продолжала преумножать свое состояние.
При этом Гетти умудрилась поссориться со всеми родственниками мужа, а также с прислугой и мелкими лавочками. О ее скупости уже начали ходить легенды.
Например, Гетти никогда не покупала целое печенье - сломанное и потерявшее товарный вид стоило гораздо дешевле. Сына Генриетта заставляла продавать утренние газеты, которые уже прочитала. Если это не удавалось, бумага использовалась зимой: женщина подкладывала ее под верхнюю одежду в качестве утеплителя. Своей прачке она поручала отстирывать только видимую грязь с одежды: если стирать вещь кусками, расходуется меньше мыла. Себе Гетти тоже не позволяла лишнего: питалась она в основном овсянкой, разогретой на офисной батарее, — так не пришлось бы платить за топливо для плиты. Но, впрочем, даже не это самое удивительное.
Ведьма с Уолл-стрит
В 1885 году потерпел крах крупнейший финансовый дом «Джон Дж. Сиско & Сын», в котором Гетти Грин была крупнейшим инвестором. Во время расследования выяснилось, что Эдвард, муж Гетти, был в должниках у этой фирмы. И, более того, позволял руководству фирмы тайно пользоваться вложениями Гетти. Генриетта немедленно забрала все свои ценные бумаги и... выгнала мужа.
Что самое интересное, отношения Генриетты и Эдварда на этом не прекратились: они остались добрыми друзьями, а когда Эдвард заболел, Гетти ухаживала за ним до самой его смерти. Судя по всему, она искренне любила мужа, но покушения на свои капиталы простить ему не смогла: любовь-любовью, а денежки врозь.
Финансовые воротилы Нью-Йорка прозвали Гетти Ведьмой с Уолл-стрит — за ее тяжелый характер и странную внешность: Генриетта совсем не следила за собой, всегда носила темные платья (темная материя меньше пачкается) и занашивала их буквально до дыр. Она везде предпочитала появляться со своей любимой собачкой Деви, для которой регулярно выпрашивала бесплатные обрезки и кости в мясной лавке.
Но самым ужасным проявлением скупости Гетти стало ее отношение к детям. Дочь Генриетты Сильвия родилась с дефектом ступни. Мать заявила, что обращаться к врачам бесполезно, потому что они ничем не помогут, а только вытянут из ее кошелька деньги.
Но еще более страшная история произошла с сыном Гетти Нэдом. Во время игры на улице мальчик упал и сломал ногу. Гетти, вместо того, чтобы обратиться к семейному доктору, отвезла мальчика в больницу для бедных. Она не учла того факта, что весь город давно знает ее в лицо и, кроме того, ее легко узнать по ветхому черному одеянию. В больнице отказались бесплатно помогать сыну самой богатой женщины Америки, и тогда Гетти решила лечить ребенка сама. Она купила Нэду самых недорогих обезболивающих и оставила мальчика дома. Вскоре ему стало хуже. Врачи уже не могли помочь, и ребенку ампутировали ногу.
Нэд Грин остался без ноги, потому что его мать, владеющая миллионами, поскупилась отдать несколько долларов за прием у врача и гипсовую повязку.
Гетти Грин умерла в возрасте 81 года в Нью-Йорке. «Книга рекордов Гиннесса» назвала Гетти самой скупой женщиной в мире, потому что даже в смертный час она не перестала экономить жалкие центы: Гетти скончалась от апоплексического удара во время ссоры со своей горничной. Самая скупая женщина в мире доказывала прислуге, что можно покупать обезжиренное молоко — так дешевле, а разницы никто не заметит.
Состояние, которое Гетти оставила после своей смерти, оценивается в 100—200 миллионов долларов (по переоценке на 2014 год - от 2,1 до 4,3 миллиардов долларов). Все свои деньги Гетти завещала сыну Нэду. Тот поделился богатством с сестрой, а остальное довольно быстро спустил на свое хобби и развлечения, включая пьяные кутежи. Его сестра отдала большую часть наследства на благотворительность. Скупость матери она, к счастью, не унаследовала, но и деловую хватку — тоже. От самого огромного по тем временами в мире состояния совсем ничего не осталось.
Фото: Getty Images