Почему нельзя учить мальчиков и девочек отдельно: чем это закончилось в СССР

Последнее время люди всё чаще заговаривают о том, что мальчиков и девочек надо учить отдельно. Объясняют это тем, что дети с разной скоростью усваивают материал, к тому же мальчишкам требуется больше физической активности.

Мало кто знает, что такой эксперимент в Советском Союзе уже устраивали, и ни к чему хорошему он не привел.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Раздельное обучение
Раздельное обучение практиковали не только до революции

Провал вместо успеха

После создания СССР раздельное обучение упразднили, и много лет мальчики и девочки сидели в классах вместе. Однако прошло время, и власти начали задумываться: а не была ли система Российской империи более эффективной? В 1943 году постановлением Совнаркома раздельное обучение ввели в Москве, Ленинграде и других крупных городах. Всего экспериментом было охвачено примерно 20% школ Союза.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Увы, но новых советских «кадетов» и «барышень» вырастить не удалось. В 1952 году министр просвещения РСФСР Иван Каиров констатировал: в мужских школах резко увеличилось число случаев нарушения дисциплины. Нет, дело было не в том, что мальчики бегали на переменах, и даже не в банальных драках. Ученики приходили на уроки пьяными, начало процветать воровство, случались ножевые ранения, а иногда классы превращали в уборную. Документы, свидетельствующие об этом, до сих пор хранятся в Государственном архиве Российской Федерации.

Учителя, успевшие поработать в обоих системах, столкнулись с тем, что в «гендерных» заведениях к ним изменилось отношение. Ксения Ползикова-Рубец в своем «Дневнике учителя блокадной школы» вспоминает: «Военрук Плепис хватается за голову и приходит в отчаяние, а в общей школе перед ним трепетали и мальчики, и девочки. Петрову, нашу бывшую учительницу, ученики буквально оплевали». Она же рассказывает, как ученик седьмого класса выбросил из окна сначала 20 чернильниц, а потом парту, которая едва не убила уборщицу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Бабские школы

раздельное обучение мальчиков и девочек
Раздельное обучение повлияло на отношение мальчиков к девочкам

Еще одной проблемой стало изменение отношений между детьми. Раздельное обучение привело к тому, что девочек начали презирать — об этом в своей книге «Мужчина в меняющемся мире: из чего сделаны мальчики» пишет советский и российский социолог, психолог и антрополог Игорь Кон. Ученики говорили о своих соседках, с которыми еще недавно сидели за партами, пренебрежительно, считая их никуда негодными плаксами, а женскую школу не называли иначе как бабской.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Одновременно упало качество обучения девочек. Кадры перераспределили так, чтобы с мальчиками работали самые опытные и квалифицированные педагоги: в мужские школы отправляли лучших, в женских же оставались те, кого признали наиболее слабыми. Даже внешний вид и здоровье учеников отличались: например, в одной из раздельных московских школ в 1945-46-х годах показатели упитанности были у девочек значительно ниже, а случаев малокровия было на 40% больше. Дело было в финансировании: на «воспитание мужчин» власти бросили все силы.

Конец эксперимента

раздельное обучение в ссср
В конечном итоге раздельное обучение в СССР упразднили
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В апреле 1950 года в «Литературной газете» опубликовали статью профессора Виктора Колбановского, который говорил, что отношение к раздельному обучению следует пересмотреть, и призывал власти провести анализ его итогов. За несколько месяцев в редакцию пришла тысяча писем: разные люди от взрослых и до школьников писали, что надо вернуть совместное обучение. Лишь небольшой процент читателей считал, что мальчики и девочки должны ходить в разные школы.

Вскоре эксперимент был закончен. И его итоги показывают: пожалуй, лучше к нему не возвращаться.

Как ты относишься к раздельному обучению?
Я за него
Я против

Фото: Getty images

НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ
НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ 18 Февраля 2022, 10:06
Так а в царской России тоже был эксперемент...?
Леонид Корнеев
Леонид Корнеев 20 Января 2022, 13:30
В Беларуси уже после распада СССР был проведён эксперимент по раздельному обучению девочек и мальчиков. Так вот результаты оказались прямо противоположные. Успеваемость и дисциплина мальчиков резко улучшились, а у девочек упали. В целом изменения не произошло и эксперимент закрыли. Тем более, чтобы устранить неравенство результатов. На самом деле унисексуальное воспитание наносит колоссальный удар по семейному строительству и рождаемости. Девочки становятся похожими на мальчиков, а мальчики на девочек. Как результат, мужчины становятся безответственными, а женщины ориентируются на карьеру и не хотят рожать. Что касаемо неравенства педсостава, то это решается предельно просто. Просто не надо создавать отдельные мужские и женские школы, а надо организовывать мужские и женские смены обучения. И всё. Педсостав одинаковый, учебная база одинаковая, программы обучения одинаковые. Разное только воспитание. Воспитывая девочек надо воспитывать будущих матерей, а воспитывая мальчиков будущих отцов, глав семей и защитников Родины.
Леонид Корнеев
Леонид Корнеев 20 Января 2022, 13:30
В Беларуси уже после распада СССР был проведён эксперимент по раздельному обучению девочек и мальчиков. Так вот результаты оказались прямо противоположные. Успеваемость и дисциплина мальчиков резко улучшились, а у девочек упали. В целом изменения не произошло и эксперимент закрыли. Тем более, чтобы устранить неравенство результатов. На самом деле унисексуальное воспитание наносит колоссальный удар по семейному строительству и рождаемости. Девочки становятся похожими на мальчиков, а мальчики на девочек. Как результат, мужчины становятся безответственными, а женщины ориентируются на карьеру и не хотят рожать. Что касаемо неравенства педсостава, то это решается предельно просто. Просто не надо создавать отдельные мужские и женские школы, а надо организовывать мужские и женские смены обучения. И всё. Педсостав одинаковый, учебная база одинаковая, программы обучения одинаковые. Разное только воспитание. Воспитывая девочек надо воспитывать будущих матерей, а воспитывая мальчиков будущих отцов, глав семей и защитников Родины.
Михаил Кошелев
Михаил Кошелев 29 Декабря 2021, 13:27
Ложь,от первой до последней строчки. Именно потому что девочки стали хуже учиться,именно потому что женские коллективы стали похожи на сенпинтарий,социум не мог этого дупустить.
Natalia Nalskaya
Natalia Nalskaya 05 Января 2022, 23:30
Почему это девочки стали хуже учиться ? Я училась в советской школе в 70-е годы и у нас девочки намного лучше учились чем мальчики. Более того, многие мальчики на потянули и ушли после 8-го класса, в классе осталось в 2 раза больше девочек чем мальчиков.
Алексей Рогоманов
Алексей Рогоманов 27 Декабря 2021, 11:25
Никогда женщина не учила мужика заступничеству и взаимопомощи. Совместное воспитание развивает малодушность и потребительское отношение людей. Итогом совместного обучения стали армейский бандитизм и миллион абортов в год. Были русские, стали русня рассеянная. Начинается, как Вася и Ваня щупают Машу и Дашу, а потом их можно щупать Саиду и Муслиму. Защитников больше нет.
Света Чмут
Света Чмут 24 Декабря 2021, 19:57
Если подходить к тонкой науке с топорами и вилами, то ничего хорошего и не выйдет. Я за раздельное обучение. До сих пор ненавижу мужчин как таковых, после своих скотов одноклассников, пристававших и распускавших руки, а еще норовивших ударить, просто так, ради забавы. (училась в 80-е годы). Какое там ухаживание! Скоты, просто скоты. Что ТОГДА эксперимент не удался - так зачем так распределили педагогический состав? идиоты да и только. Да и люди тогда были другими. А сейчас бы, глядишь, и меньше стало беременных школьниц...
Natalia Nalskaya
Natalia Nalskaya 05 Января 2022, 23:31
У нас мальчики девочек не обижали, они были агрессивными с другими мальчиками.
Анатолий Марс
Анатолий Марс 23 Декабря 2021, 19:30
Почему, в царских гимназиях все было хорошо с раздельным обучением, а в СССР - провально? Наверное следовало бы, наверное, умнейшим "Макаренко" того, военного и послевоенного времени провести сравнительный анализ причин различия и, не спешить с скороспелыми выводами... Сейчас тоже есть существенное отличие между учениками, например, 60х-70х годов обучения и современными школьниками, не в лучшую сторону для современников! Не раздельное или совместное обучение влияет на отрицательные поступки и кошмарное поведение учеников, а совершенно другие факторы тому виной! Многие из нас понимают откуда растут ноги у этой проблемы, но никто не хочет ничего менять - так проще!