Доверяй, но проверяй: как распознать фейк-ньюс и защитить себя от паники

В 2017 году «фейк-ньюс» стали словом года по версии академического словаря Collins, годом ранее британские исследователи вплотную занялись этим термином после Brexit, который накрыл страну лавиной неподтвержденных новостей. Технологии пока не могут искоренить их, поэтому придется научиться самостоятельно бороться с манипуляцией.
Доверяй, но проверяй: как распознать фейк-ньюс и защитить себя от паники
Getty images

Ты читаешь заголовок и через секунду тебя охватывает паника? После первых же предложений хочется схватиться за голову и тихо сползти по стене от беспомощности? Внимание: перед тобой ложные новости, информация, намеренно сфабрикованная, чтобы сбить с толку и посеять хаос. Объяснять, почему она появляется в интернете, пожалуй, не стоит: любые политические перипетии сопровождаются киберпротивостоянием. Другой вопрос, как с этим бороться?

Не занимайтесь самолечением! В наших статьях мы собираем последние научные данные и мнения авторитетных экспертов в области здоровья. Но помните: поставить диагноз и назначить лечение может только врач.

Современные проблемы, как говорится, требуют современных решений. Можно, конечно, полностью оградиться от новостей, но поместить себя в информационный вакуум не получится. По пути на работу, среди коллег, во время звонка от друга, в очереди в магазин – фейковые новости настигнут везде. Так что скрываться от них – это не выход, и потому стоит заранее разобраться с тем, как их определять и как на них реагировать.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Два вида фейк-ньюс

Эксперты делят фейк-новости на две основные категории:
1) заведомо написанные для того, чтобы спровоцировать панику, выброс эмоций, чрезмерное любопытство (ах, не может быть!) и повысить количество переходов на сайт. Кликбейт тоже является своего рода фейк-ньюс, так как вводит в заблуждение для того, чтобы пользователь нажал на кнопку «Смотреть текст целиком»;

2) тексты с частично недостоверными фактами, которые автор проверил недобросовестно или не проверил вовсе, как правило, встречаются в телеграм-каналах – одном из самых быстрых новостных передатчиков в интернете. Если в новости нет ссылки на официальный источник, который предоставил информацию, сразу стоит задуматься: кто сказал, что это правда?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как действовать?

Теперь, когда ты знаешь, какими бывают фейк-ньюс, можно перейти практике и ответить на вопрос «Как действовать?». В первом случае, если автор заранее хотел ввести нас в заблуждение, после прочтения первых же строчек эмоции будут зашкаливать. Например, ты встречаешь текст из серии «Новым штаммом коронавируса заболеет каждый». Что чувствуешь? Вероятно, испуг, тревогу, бессилие: сколько можно? Скорее всего, на деле окажется, что «каждый» — это очень и очень приблизительный показатель, но цель автора достигнута: заголовок посеял страх и вывел читателя на эмоции.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Другой пример. Тебе на глаза попадается новость, начинающаяся с фразы «С всенародно любимой звездой (имя подставить любое) случилось страшное». Сознание дорисовывает действительно самое страшное и уже прокручивает диагнозы. Велика вероятность, что при переходе по ссылке тебя ждет весьма прозаичный ответ вроде «любимая собака звезды снова убежала, но уже нашлась». Однако автор добился своего: читатель взбудоражен и, как следствие, еще более уязвим для других фейк-ньюс.

Перейдем ко второму виду ложных новостей – тех, в которых информация подана частично верно. Здесь есть несколько «красных флагов», которые помогут определить неправду. Итак, будь внимательна к...

  • ...цифрам. Все данные должны быть подтверждены, особенно точные. Если в тексте не сказано, кто подсчитал количество, скажем, зараженных новых штаммом пациентов, то сразу делай для себя пометку – до появления источника информации верить на слово не буду.
  • ...сильным эмоциям. Если автор позволяет себе выражать свое отношение яркими эпитетами и сравнениями, вероятно, новость «перекошена». Делимся с тобой лайфхаком новостных журналистов: если в тексте читается отношение репортера к происходящему, материал трудно считать профессиональным.
  • ...имени автора. Знаешь ли ты человека, который написал текст? Доверяешь ли ты СМИ, где появилась заметка? Как правило, профессиональные журналисты и редакции дорожат своей репутацией, поэтому не могут позволить себе фейк-ньюс. А вот сайты и каналы-однодневки негатива не боятся – им терять нечего.
  • Делимся еще одним журналистским лайфхаком – правилом трех источников. Информация считается правдивой, если ее подтвердили на трех независимых площадках. Перед тем как паниковать, внимательно проверь новостную ленту: написал ли еще кто-то об этом? Связаны ли между собой эти СМИ? Хорошая ли у них репутация? Ответы скажут сами себя.

Подумай и определи для себя тех экспертов и те источники, которым можно доверять, чтобы не отвлекаться на кликбейт и не подвергать свое настроение и психику дополнительному стрессу. Но даже в проверенной новостной ленте не забывай время от времени искать «красные флаги» – ошибки случаются у всех. Доверяй, но проверяй и береги себя!