Доверяй, но проверяй: как распознать фейк-ньюс и защитить себя от паники
Ты читаешь заголовок и через секунду тебя охватывает паника? После первых же предложений хочется схватиться за голову и тихо сползти по стене от беспомощности? Внимание: перед тобой ложные новости, информация, намеренно сфабрикованная, чтобы сбить с толку и посеять хаос. Объяснять, почему она появляется в интернете, пожалуй, не стоит: любые политические перипетии сопровождаются киберпротивостоянием. Другой вопрос, как с этим бороться?
Современные проблемы, как говорится, требуют современных решений. Можно, конечно, полностью оградиться от новостей, но поместить себя в информационный вакуум не получится. По пути на работу, среди коллег, во время звонка от друга, в очереди в магазин – фейковые новости настигнут везде. Так что скрываться от них – это не выход, и потому стоит заранее разобраться с тем, как их определять и как на них реагировать.
Два вида фейк-ньюс
Эксперты делят фейк-новости на две основные категории:
1) заведомо написанные для того, чтобы спровоцировать панику, выброс эмоций, чрезмерное любопытство (ах, не может быть!) и повысить количество переходов на сайт. Кликбейт тоже является своего рода фейк-ньюс, так как вводит в заблуждение для того, чтобы пользователь нажал на кнопку «Смотреть текст целиком»;
2) тексты с частично недостоверными фактами, которые автор проверил недобросовестно или не проверил вовсе, как правило, встречаются в телеграм-каналах – одном из самых быстрых новостных передатчиков в интернете. Если в новости нет ссылки на официальный источник, который предоставил информацию, сразу стоит задуматься: кто сказал, что это правда?
Как действовать?
Теперь, когда ты знаешь, какими бывают фейк-ньюс, можно перейти практике и ответить на вопрос «Как действовать?». В первом случае, если автор заранее хотел ввести нас в заблуждение, после прочтения первых же строчек эмоции будут зашкаливать. Например, ты встречаешь текст из серии «Новым штаммом коронавируса заболеет каждый». Что чувствуешь? Вероятно, испуг, тревогу, бессилие: сколько можно? Скорее всего, на деле окажется, что «каждый» — это очень и очень приблизительный показатель, но цель автора достигнута: заголовок посеял страх и вывел читателя на эмоции.
Другой пример. Тебе на глаза попадается новость, начинающаяся с фразы «С всенародно любимой звездой (имя подставить любое) случилось страшное». Сознание дорисовывает действительно самое страшное и уже прокручивает диагнозы. Велика вероятность, что при переходе по ссылке тебя ждет весьма прозаичный ответ вроде «любимая собака звезды снова убежала, но уже нашлась». Однако автор добился своего: читатель взбудоражен и, как следствие, еще более уязвим для других фейк-ньюс.
Перейдем ко второму виду ложных новостей – тех, в которых информация подана частично верно. Здесь есть несколько «красных флагов», которые помогут определить неправду. Итак, будь внимательна к...
- ...цифрам. Все данные должны быть подтверждены, особенно точные. Если в тексте не сказано, кто подсчитал количество, скажем, зараженных новых штаммом пациентов, то сразу делай для себя пометку – до появления источника информации верить на слово не буду.
- ...сильным эмоциям. Если автор позволяет себе выражать свое отношение яркими эпитетами и сравнениями, вероятно, новость «перекошена». Делимся с тобой лайфхаком новостных журналистов: если в тексте читается отношение репортера к происходящему, материал трудно считать профессиональным.
- ...имени автора. Знаешь ли ты человека, который написал текст? Доверяешь ли ты СМИ, где появилась заметка? Как правило, профессиональные журналисты и редакции дорожат своей репутацией, поэтому не могут позволить себе фейк-ньюс. А вот сайты и каналы-однодневки негатива не боятся – им терять нечего.
- Делимся еще одним журналистским лайфхаком – правилом трех источников. Информация считается правдивой, если ее подтвердили на трех независимых площадках. Перед тем как паниковать, внимательно проверь новостную ленту: написал ли еще кто-то об этом? Связаны ли между собой эти СМИ? Хорошая ли у них репутация? Ответы скажут сами себя.
Подумай и определи для себя тех экспертов и те источники, которым можно доверять, чтобы не отвлекаться на кликбейт и не подвергать свое настроение и психику дополнительному стрессу. Но даже в проверенной новостной ленте не забывай время от времени искать «красные флаги» – ошибки случаются у всех. Доверяй, но проверяй и береги себя!