У кого просить совета?

Реальность такова, что сегодня мы скорее будем искать рекомендации и спрашивать совета в интернете, чем обратимся к друзьям или специалистам. В чем же причина безоглядного доверия к людям, с которыми мы даже не знакомы?
У кого просить совета?
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Коллективный разум

Инна (26)
Андрей Корчевный

Психоаналитик Марк Сандомирский добавляет: «В процессе эволюции психика человека сложилась таким образом, что принятие всех важных решений было коллективным. Люди жили общинами и всегда советовались с близкими или авторитетными людьми. Современному человеку хочется думать, что он живет самостоятельно и сам решает, как ему поступать в том или ином случае. Но это всего лишь видимость автономии, ведь опора на чье-то мнение запрограммирована в нашем сознании». Вот мы и отправляемся в интернет в поисках мнения коллективного разума, потому что это доступно и быстро. Кредит доверия

Согласно исследованию компании Nielsen, мирового лидера в области изучения потребительского поведения, 70 % людей доверяют отзывам онлайн-пользователей о тех или иных товарах. Почему же мы прислушиваемся к мнению всех этих случайных персонажей, скрытых за не всегда читаемыми никнеймами и странными аватарами? Причем настолько, что готовы переложить на них ответственность за принятие собственных решений.

Психолог Елена Моксякова объясняет, почему мы уверены, что в интернете нас не обманут: «При онлайн-общении включается механизм "проекции". Чем меньше у нас информации о человеке, тем больше мы склонны спроецировать на него нашу фантазию о нем». А если незнакомый пользователь еще и разделяет твои вкусовые предпочтения или напоминает кого-то из близких, он с большой степенью вероятности заслужит твое расположение. Чрезмерное доверие виртуальным знакомым чревато негативными последствиями. Ирина (24) долго готовилась к свадьбе. Однако невеста растерялась, когда пришло время выбирать фасон платья. «Я совершенно не понимала, каким оно должно быть, – рассказывает Ира. – Обратилась за советом к стилистам на форумах, они порекомендовали стиль ретро. Их поддержали все пользователи в сообществе. Мне не очень нравился этот образ, но я доверилась им, решила, что со стороны виднее». В итоге платье девушки не понравилось ни родителям, ни гостям. Ира была очень расстроена. Благо, муж смог убедить новоиспеченную жену, что в свадьбе главное не только платье, но и тот факт, что они теперь навсегда будут вместе. «Когда человек оказывается включенным в некоторое собщество, пусть даже заочно, проявляется важный психологический ресурс – аффилиация, то есть принадлежность к группе, которая становится для него авторитетом, подсказчиком, помощником», – комментирует Марк Сандомирский. Возникает потребность быть принятым другими, восполнить дефицит эмоционального общения (например, жених и подруги не всегда могут разделить волнения невесты по поводу ее внешнего вида). Елена Моксякова добавляет, что Ира не смогла принять решение из-за непонимания собственных желаний и отсутствия четких приоритетов. «Навязчивое стремление угодить "значимым другим" (в данном случае френдам) лишило девушку права на ошибку. Это, вкупе с гиперконтролем, привело ее к страху быть отвергнутой сообществом», – говорит психолог.

Обмани меня

Ольга (22) нашла в социальных сетях группу, где продают оригинальную, красивую и недорогую обувь. Подумала, что можно доверять сообществу, в котором состоит 20 тысяч человек, размещено много хороших отзывов и фотографий счастливых обладательниц новой обуви. Девушка заказала босоножки, внесла 50-процентную предоплату через web-money и стала дожидаться товара. «Когда через пару недель я попросила администратора сообщить номер почтового отправления, та проигнорировала меня, удалила из группы, а затем добавила в черный список. Сумма в 4 тысячи рублей для меня достаточно существенна. Теперь думаю, как вернуть деньги», – делится Ольга опытом неудачного интернет-шопинга. По мнению Елены Моксяковой, это априори незрелая позиция – снятие с себя ответственности за выбор и его последствия. Не «я сделала неправильный выбор», а «меня обманули злые администраторы группы». Помимо встречи с откровенными интернет-мошенниками, ты также можешь столкнуться и с проплаченными мнениями. Маркетологи давно научились преподносить рекламные сообщения как впечатления популярных блогеров. Реклама товаров или услуг подается ненавязчиво, как будто человек решил вскользь упомянуть о том, что ему нравится. И хотя по статистике около 50 % людей склонны доверять рекламе в интернете, неприятно выяснить, что тебе ее преподносят вместо мнения авторитетного человека.

Игорь Чер-ский, журналист и популярный блогер, считает, что лучший способ избежать подобного обмана – прислушиваться к советам проверенных френдов. «Важно то, что в блоге можно собрать максимум правдивой информации, а не рекламной лжи. К сожалению, ЖЖ наводнен фальшивыми блогерами, которые расхваливают нужный товар или ругают продукцию конкурентов. Но френдам, которых знаешь долгие годы, доверять пока можно», – говорит он. В блоге Чер-ского пользователи советуют друг другу, как провести выходные, делятся опытом выращивания рассады на балконах и подоконниках, рекомендуют рецепты вкусных блюд, рассуждают о любимых марках пива, автомобилях и правилах дорожного движения.

Зона риска

Не секрет, что большинство из нас ищут советов в интернете, пытаясь решить свои личные проблемы. «Почему он не хочет жениться?» или «Как понять, что у меня депрессия?» Любая поисковая система подтвердит, что такого рода запросы забивают в строку «поиск» тысячи людей. При этом степень непрофессионализма советчиков зашкаливает: психологическое сообщество в ЖЖ, например, никак не может наладить свою работу таким образом, чтобы давать рекомендации могли только дипломированные специалисты. Возникает закономерный вопрос: зачем нам нужны мнения заведомых дилетантов? Может быть, чтобы узнать об аналогичном опыте других людей и составить для себя полную картину?

Психолог-консультант Маргарита Борисова высказывает парадоксальную точку зрения: «Мы обманываем себя, думая, что хор неизвестных голосов поможет нам посмотреть на ситуацию объективно. На самом деле нам и не нужен такой взгляд! В сложной ситуации мы обращаемся к интернету за успокоением, а не за объективной оценкой». Написать о проблеме в интернет-сообществе не значит сделать шаг на пути к ее решению. Напротив, это способ отложить момент принятия такого решения. Но все это может оказаться полезным в том случае, когда тебе нужно не конкретное действие, а лишь выпустить пар. Увы, бывают ситуации и посерьезнее: существует множество людей, которые боятся врачей и медицинских процедур. Столкнувшись с неприятными симптомами, они сразу поддаются панике и, вместо того чтобы обратиться к доктору, отправляются на медицинские форумы. Специфика этих сообществ такова, что в них часто встречаются советы вроде: «Выпейте водку, смешанную с машинным маслом, заешьте лимоном – и все пройдет». Эффективными могут быть лишь те форумы, где присутствуют настоящие врачи. «Кроме того, участникам хорошо бы периодически встречаться "в реале".

Тогда советчик несет как минимум моральную ответственность за свои слова», – добавляет Марк Сандомирский. Будь осторожна и сто раз подумай, прежде чем обращаться за интернет-советами относительно здоровья. Печально известна недавняя история блогерши, которая, вместо того чтобы вызвать врача, начала задавать вопросы интернет-сообществу по поводу болезни своего ребенка. К сожалению, спасти его не удалось. Психологи сходятся во мнении, что интернет – лишь средство получения информации, которую нужно умело и здраво взвешивать. Но дальше начинаются существенные разногласия. «Мы не можем оценить авторитетность виртуальных советов, – резюмирует Маргарита Борисова. – Это очень интересная диспозиция. Мы получаем информацию, очищенную от обычных для реальной жизни примесей: представлений об уме, осведомленности и квалификации советчика, а также его моральных качествах. И уверены в собственной способности отфильтровать глупые и не подходящие нам советы и прислушаться только к стоящим. Получается, что мы прежде всего доверяем самим себе». К иному выводу приходит Елена Моксякова: «Можно, конечно, зависеть от мнений блогеров. Но это всегда личный выбор – слепо доверять и следовать чужим советам или наконец-то занять позицию взрослого человека и принимать решения самостоятельно». В любом случае не забывай: следуя виртуальным рекомендациям, ты всегда несешь за это вполне реальную ответственность.
Юлия Арбатская
Нинуля Нефрит
Нинуля Нефрит 23 Января 2012, 20:28
При заказах в интернет-магазинах читаю отзывы покупателей. Так вообще редко советуюсь, если есть острая необходимость, тогда ищу специалиста (в последний раз например через знакомы отыскала налогового инспектора, чтобы он разъяснил мне кое-какие пункты), либо читаю специальную литературу.
Н.
Н. 23 Января 2012, 18:44
заказывала в интернет-магазине, все дошло, качественное, жаловаться не на что а вот форумам не доверяю, у каждого человека свое мнение
Ольга Ниязова
Ольга Ниязова 23 Января 2012, 16:15
насчёт того, когда нужно что-то узнать: в первую очередь, конечно, обращаюсь к интернету. если он не знает (что бывает крайне редко), то спрашиваю у родителей, друзей... а вот насчёт интернет-магазинов - никогда ими не пользовалась, и не собираюсь. цены там, конечно же, ниже, но если учитывать сбор за доставку... да и качественность товара через интернет не проверить.
Ронде Макура
Ронде Макура 23 Января 2012, 14:54
Я преподчитаю покупать в реальных магазинах, а не в интернет. Потому что нет гарантии что через интернет все вернут или поменяют.