Самый жестокий эксперимент над детьми: как психолог Музафер Шериф превратил «Повелителя мух» в реальность

Музафер Шериф считается одним из основоположников социальной психологии, однако сейчас то, что некогда делал ученый, нарушает все этические принципы психологического эксперимента, и вряд ли его опыт над детьми «Летний лагерь» когда-нибудь будет повторен.
Archives of the History of American Psychology
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мальчик, который выжил

Музаферу было 13 лет, когда он впервые собственными глазами увидел войну. Один из греческих солдат, ворвавшихся в дом семьи Шерифа в ходе греко-турецкого конфликта 1919−1922 годов, уже собирался проткнуть подростка штыком, однако в последний момент передумал.

Когда Музафер вырос, он стал не просто психологом, а специалистом, который изучает механизмы возникновения межгрупповых конфликтов. Новый вид психологического эксперимента Шериф придумал, когда вместе с коллегами исследовал отношения в группах, где нет давления извне и руководства — тогда-то ученые и решили, что идеальной площадкой для изучения поведения людей станет изолированный детский лагерь.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как проводили психологический эксперимент «Летний лагерь»

Дети-участники психологического эксперимента Музафера Шерифа
Дети-участники психологического эксперимента Музафера Шерифа
Фото: Archives of the History of American Psychology
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Началось всё с отбора школьников, который проводился очень тщательно: Шериф хотел найти идеальных участников, про которых никто бы не мог сказать, что они уже испорчены воспитанием или условиями жизни. В итоге ученые нашли здоровых мальчиков 11–12 лет «без проблем с социальной адаптацией, имеющих высокий интеллект и происходящих из белых стабильных протестантских семей среднего класса» — иными словами, умных, общительных и благополучных детей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сейчас контрольные группы в психологическом эксперименте — обязательное условие, однако в случае «Летнего лагеря» все, кто в него попал, стали испытуемыми. Мальчиков разбили на две группы — «Гремучих змей» и «Орлов», которые сначала не знали о существовании друг друга. Дети поселились в лагере, началась обычная летняя жизнь: подростки знакомились, играли, распределяли обязанности, давали друг другу клички, придумывали правила для отряда.

Этапы психологического эксперимента плавно следовали один за другим. Гипотеза ученых была следующей: конфликты начинаются, когда ресурсы ограничены и возникает конкуренция — и вот наступил момент, когда отряды познакомили друг с другом, а потом дали понять: лучшим может быть только один.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Archives of the History of American Psychology

Мальчика постоянно предлагали участвовать в разных соревнованиях, при этом награждали только победителей, и не просто мелочами вроде конфет, а дорогими и желанными призами. Например, «Орлы» за первое место в перетягивании канатов как-то получили модные джинсы. Тем же вечером «Гремучие змеи» устроили набег на домики соперников, чтобы отобрать штаны — и у них получилось. Наказания не последовало.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ученые, присутствовавшие в лагере под видом вожатых, наблюдали за тем, как накаляется обстановка. Дети оскорбляли друг друга, готовы были не есть, лишь бы не собираться вместе в столовой, и постоянно устраивали набеги на территории «врагов». Шериф констатировал, что цель психологического эксперимента достигнута — есть убедительные доказательства того, что конкуренция приводит к конфликтам.

Было принято решение помирить детей, однако взрослые столкнулись с неожиданной проблемой: «Орлы» и «Гремучие змеи» не испытывали ни малейшего желания закопать топор войны. Совместный досуг — поход в кино, а потом в кафе — и вовсе закончился грандиозной дракой только из-за того, что членам разных отрядов велели сесть за столы «через одного». Шериф с удивлением обнаружил, что недостаточно убрать конкуренцию, чтобы враждующие группы нашли общий язык.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фото: Archives of the History of American Psychology

Но что такое психологический эксперимент, который так и не получил благополучного завершения? Музафер принялся строить другие гипотезы: он решил проверить, что будет, если детям придется сообща решать какую-то проблему. Очень быстро были придумана первая искусственная трудность нужного масштаба: вожатые сломали систему водоснабжения лагеря, и мальчики остались без воды.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сначала это привело к еще более яростным ссорам, однако вскоре дети начали работать сообща. Им удалось понять, что кран резервуара с водой забит бумажным пакетом, а потом вытащить его. Со второй трудностью «Орлы» и «Гремучие змеи» справились играючи: когда им сообщили, что грузовик с провиантом застрял на дороге, подростки, прихватив веревки, отправились к машине и притащили ее в лагерь.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Результаты психологического эксперимента «Летний лагерь»

Музафер Шериф на месте проведения психологического эксперимента
Музафер Шериф на месте проведения психологического эксперимента
Фото: Archives of the History of American Psychology
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

После совместного преодоления трудностей напряженность сошла на нет: члены разных отрядов начали не просто взаимодействовать, но и подружились. Шериф констатировал, что базовая гипотеза подтвердилась: как было установлено в процессе психологического эксперимента, соперничество между группами приводит к появлению агрессии и конфликтов, а совместная деятельность и общие цели — к их исчезновению.

Значение психологического эксперимента «Летний лагерь»

Конечно же, другие ученые обратили внимание на недостатки психологического эксперимента Шерифа — они говорили о том, что мальчики находились в искусственных условиях, ведь соревнования и награждения проводили «вожатые», и никто не знает, как строились бы отношения между детьми, если бы давление извне отсутствовало.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Были и те, кто видел проблему в другом: подростки видели, что взрослые не вмешиваются, и только поэтому продолжали нападать друг на друга — иными словами, бездействие сочли безмолвным одобрением со стороны лидеров, имеющих власть. Тем не менее, опыт Музафера до сих пор считается серьезным вкладом в психологию межгрупповых отношений.

Мальчики, которые помнят

Фото: Archives of the History of American Psychology
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Спустя много лет писательница Джина Перри нашла участников эксперимента. Казалось бы, случившееся должно было давно стереться из их памяти — подумаешь, немного драк и дразнилок в детском лагере! Но выяснилось, что уже семидесятилетние мужчины отлично помнят те дни. Многие спрашивали Джину: «Как это вообще допустили? Вы не знаете, почему наши родители дали на это согласие?»

Перри также обратила внимание на еще на одну деталь: Шериф не раз и не два выпускал публикации о «Летнем лагере», и каждый раз они становились всё нейтральнее. Спорные моменты, гнетущие детали в поведении детей — всё это постепенно исчезло. Впрочем, Джина не осуждает за это ученого: писательница считает, что сглаживание острых углов — необходимость, которая вызвана изменениями этических норм.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Практическое применение психологического эксперимента Шерифа так и не появилось: масштабировать его на более крупные группы слишком сложно. Тем не менее, работа Музафера до сих пор считается огромным вкладом в психологию межгрупповых отношений, и всем очевидно, что повторить ее в сегодняшних условиях — тем более с участием детей! — уже вряд ли удастся.