Скрытные и замкнутые: как в СССР определяли детей с половыми отклонениями

Был период, когда в СССР вопросам полового развития уделяли много внимания.
Скрытные и замкнутые: как в СССР определяли детей с половыми отклонениями
Соцсети

В 30-х годах в Союзе появилась педология — направление в педагогике, которое должно было всесторонне осветить вопросы развития ребенка.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Главная половая проблема

В том числе педология затрагивала и половое поведение детей. Не обошлось, конечно же, без выяснения, как же понять, что мальчик или девочка имеют какие-то отклонения?

Лидером педологического движения в СССР стал Арон Борисович Залкинд — психиатр, психолог и психоаналитик. Его труды стали основой, которая помогала специалистам понять, какие «детские половые проявления» нормальны, а какие — нет.

В своей книге «Педология» Залкинд объясняет: главная проблема, на которую надо обращать внимание — это гиперсексуальность. Ни одному школьнику она не пойдет на пользу, ведь подросток направит не в то русло свои внимание и энергию. «Гиперсексуальность, — писал врач, — отнимает яркость и силу у прочих участков».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По его мнению, такая черта может оказаться «пауком, паразитом, обкрадывающим все прочие творческие области, питаясь за их счет». И главной задачей Залкинд считал своевременное выяснение, является ли ребенок гиперсексуалом.

Ты знала о существовании педологии?
Да
Нет

Как же диагностировали такое отклонение?

Главным признаком гиперсексуальности психоаналитик считал нервозность, которая должна «привлекать наше бдительное внимание». Но это не значит, что любого нервного ребенка бросались лечить — Залкинд объяснял, что она должна сопровождаться другими особенностями поведениями.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первая — это «односторонность», из-за которой ребенок всё воспринимает сквозь «половую призму» — отношения между людьми, в том числе в школе, искусство, жизнь животных. Не заметить ее, говорил Залкинд, вдумчивый педагог не может: подопечный будет всё время стремиться обсуждать половые вопросы, размножение и такие чувства, как влюбчивость и ревность.

Другие качества гиперсексуала — это его яркое отличие от других детей при социальных взаимодействиях. Либо он скрытен и замкнут из-за сосредоточенности на внутреннем половом мире, либо, наоборот, «особенно актуален в коллективе, хвастлив, агрессивен, вожачествует в ряде авантюрных проделок». Именно так, по мнению Залкинда, мальчики пытаются привлечь внимание девочек и повысить свой «удельный вес» в глазах противоположного пола.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Во время учебы гиперсексуальный ребенок гораздо менее дисциплинирован, чем остальные, легко отвлекается и быстро устает. Именно поэтому, писал Залкинд, педагоги нередко с удивлением отмечают быструю утомляемость у физически здоровых и ничем не истощенных детей.

Проскальзывают у гиперсексуалов и «подсознательные прорывы» скрытых переживаний. Например, такой ребенок, когда увлекается чем-то и перестает контролировать себя, может делать губами «поцелуйные» движения, ритмично покачивать бедрами или тянуть руки к лобковой области.

По этим признакам, писал Залкинда, вполне можно определить гиперсексуальность, даже не обладая дополнительной информацией — например, о том, как часто подросток мастурбирует. Если весь «комплект» в наличии, то следует заняться детальным изучением «заподозренного ребенка».

Пошла ли на пользу детям теория Залкинда? Правоту ученого проверить толком не успели: уже в 1931 году его «проработали» за «фрейдизм» и «извращения в работе», после чего Арон Борисович признал ошибочность своей научной и общественной работы. Умер Залкинд на улице от инфаркта в 1936 году — сразу после собрания, на котором критиковали его деятельность как лидера педологического движения.