4 комплимента, которые пора перестать делать детям: мнение психологов

Комплименты — отличный способ повысить самооценку ребенка. Однако есть те, которые могут испортить ему жизнь — вот какой похвалы, считают эксперты, стоит избегать.
4 комплимента, которые пора перестать делать детям: мнение психологов
Фото: unsplash.com

«Ты такая умная!»

Как объясняет профессор психологии Кристиа Спирс Браун, «быть умным» — не поступок, и дети воспринимают это как нечто, что нельзя контролировать. «И они, и взрослые считают, что это врожденное свойство, и, например, если школьные задания даются тебе легко, то ты умный, а если с трудом — ты глупый. Поэтому когда "умный" ребенок терпит неудачу, то он оказывается обескураженным и думает, что столкнулся с непреодолимой проблемой», — говорит Кристиа. Она советует хвалить детей за трудолюбие и упорство: как показывают исследования, это развивает настойчивость и помогает добиваться своих целей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Я так горжусь, что ты получила пятерку!»

Конечно, родители могут искренне радоваться тому, что их ребенок принес из школы хорошую оценку. Однако, объясняет доктор психологических наук Лора Маркхэм, лучше сосредоточиться не на результате, а на приложенных усилиях — как установили ученые, люди счастливее, когда у них «мышление роста». Иными словами, следует похвалить дочь или сына за то, что они старались, благодаря чему достигли успеха, а не отметить исключительно сам успех.

«Твой рисунок такой красивый!»

По мнению доктора Маркхэм, ребенок показывает свой рисунок или вылепленную из пластилина фигурку совсем не потому, что хочет получить ее оценку — более того, он может быть удивлен, узнав, что его работу могут «взвесить и измерить», и начать беспокоиться из-за этого.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Исследование, опубликованное в Sage Journals, показало, что дети могут сознательно рисовать более простые рисунки, потому что боятся браться за сложные — вдруг ничего не получится, и похвалы не будет», — рассказывает Лора. Она советует сосредоточиться на процессе творчества — например, поговорить с ребенком о том, что и как он делал: так он снова погрузится в творчество и не утратит к нему интерес.

«Ты молодец!»

По мнению доктора Маркхэм, эту фразу родители нередко повторяют по сто раз на дню, и это обесценивает похвалу, к тому же ребенок нередко перестает понимать, чем же он ее заслужил. Лора советует не разбрасываться комплиментами: «Говорить детям что-то хорошее всегда полезно, однако это не обязательно должна быть похвала. Например, вместо "Молодец, что помыл посуду" скажите "Спасибо за помощь"».