Открыть свое дело проще, чем ты думаешь. Особенно если ты живешь в Москве и в твоем городе готовы поддерживать малое предпринимательство. Государство дает разные возможности и «плюшки» начинающим бизнесменам, но мало кто о них знает. Исправляем ситуацию! И вместе с экспертами MBM. MOS (ГБУ «Малый бизнес Москвы») рассказываем, на какую помощь правительства ты можешь рассчитывать на каждой стадии развития своего дела.
Как найти и развить концепт бизнеса, который может принести прибыль?

Первый этап. Ищем идею
Есть как минимум три способа найти концепцию, которая выстрелит. Первый — развить бизнес из того, что тебя вдохновляет и чем ты можешь заниматься часами. Обычно это хобби или уже приносящая тебе доход профессия.
Например, Дарья Деткина, выпускница Стартап-школы МБМ, училась на дизайнера обуви, работала креативным директором на обувном производстве, а в 2017 году наконец оформила ИП, студию пошива обуви на заказ. «В Стартап-школе я узнала, как строить бизнес-модель и формулировать уникальное торговое предложение, определять целевую аудиторию и "упаковывать" продукт. Знания про юридические формы работы предпринимателя тоже оказались очень полезными. Жалею, что попала на обучение уже после открытия бизнеса. В самом начале у меня ушло очень много времени на понимание всех деталей, а в Школе объяснили быстро и доходчиво», — рассказывает Дарья.

Второй способ — найти идею, которая не оставляет тебя равнодушной, потому что ты сама однажды пыталась решить подобную проблему, но не нашла готового решения. Надежда Пак, которая работала юристом в компании Lotte, и ее муж Александр Брайловский очень любили путешествовать и вкусно есть, но не нашли в Москве места, где бы подавали не только вегетарианскую, но и острую азиатскую кухню, а все напитки были сделаны без химикатов. В итоге они открыли кафе здорового питания «Рецептор». Сегодня это уже не один ресторан, а сеть из шести заведений, причем в таком расширении бизнес-паре помог Фонд содействия кредитованию малого и среднего бизнеса Москвы. Оказалось, что, когда ты горишь своим делом, возможности найдутся!
Третий способ — отыскать идею аналитическим способом. Проанализировать рынки, причем как зрелые, так и только зарождающиеся, оценить плотность конкуренции в них, подумать, что необычного ты можешь предложить клиентам. Например, рынок клининговых услуг как раз на стадии активного развития, и есть смысл внимательнее к нему присмотреться. Растет интерес горожан и туристов к крутым экскурсиям, никуда не исчезает потребность в салонах красоты. Это лишь одни из самых очевидных идей. Если присмотришься к жизни простых людей, наверняка найдешь нечто необычное.
Второй этап. Проверяем идею на жизнеспособность
Правда жизни: если тебе что-то нравится, это вовсе не значит, что оно нравится многим людям. А в прибыльном бизнесе без этого никуда. Так что если ты хочешь не просто заниматься любимым делом с повышенными рисками, но и получать хороший доход, придется проверять идею на жизнеспособность. И не только в самом начале, а регулярно.
Для начала собери все возможные цифры, которые найдешь про свою сферу. Сколько компаний занимаются тем же, что и ты (ну, пока не ты, но в будущем ты)? Насколько они большие? Если маленькие, то почему? Если крупные, то сколько лет находятся на рынке? Сколько людей могут интересоваться этим продуктом или сталкиваются с проблемой, которую ты собираешься решить своим бизнесом? Сколько люди готовы заплатить за решение этой проблемы? А сколько реально платят?

Вряд ли ты найдешь такие данные, так что, возможно, придется создать опрос (подойдут Google или «Яндекс-формы») и попросить друзей в соцсетях пройти его самим и распространить как можно шире. Важно, чтобы аудитория подобралась как можно более разнообразной и далекой от тебя, иначе ты получишь результаты бизнеса «для своих друзей».
Когда соберешь цифры, честно прикинь — сможешь ли ты обеспечить желаемый уровень доходов? Если сейчас приукрасить данные, в будущем это может стоить тебе много-много денег.
Если бизнес выглядит потенциально прибыльным, составь финансовую модель. Она позволяет сравнить ожидаемые доходы с расходами (как постоянными, так и переменными), прикинуть примерную прибыль — валовую и операционную — и понять, что из этого у тебя останется после уплаты налогов и других обязательных платежей. Еще будет полезно посмотреть на свою будущую компанию глазами инвестора, например, на мастер-классе о том, как привлечь инвестиции в стартап. Он состоится 29 октября в Центре услуг для бизнеса ВАО[1].
Иногда предварительные расчеты показывают, что «экономика не сходится»: бизнес теряет смысл, потому что превращается в благотворительность. Но это решаемо. Любую хорошую идею можно доработать, упростить или перевести на MVP — минимально жизнеспособную версию. Подробнее о финансовой модели ты можешь узнать на интенсивах в Стартап-школе МБМ, которые стартуют почти каждую неделю, или в Онлайн-академии МБМ. В ее программе — 28 курсов и аж 138 видеоуроков, а среди преподавателей — бизнес-тренеры «Роснефти» и других известных компаний. Ну или хотя бы сходи на двухчасовой мастер-класс «Стартап: начинаем свой бизнес» 30 октября.