История с географией (Первый день на новой работе)
Мы продолжаем наблюдать за тем, как одна из наших читательниц начинает делать карьеру. Ни один этап не обходится без сложностей...
Здравствуй, VOICE!
Ура! Я устроилась на работу в большую компанию. На собеседовании слушала, поддакивала. Оказалось: это еще проще, чем хвалить себя. Не понадобилось никаких двадцати попыток. Уже со второй меня приняли, правда, пока не в отдел продаж, а в отдел работы с клиентами. Буду принимать звонки от клиентов и улаживать всевозможные проблемы. Вообще-то, я не очень точно поняла, что мне делать, но решила, что разберусь в первый день, когда уже выйду на работу. Наверное, мне не хватает уверенности в себе: за две недели до выхода я все время думаю, как себя вести. И меня тревожит, что, кроме размера зарплаты и режима работы, я практически ничего не знаю ни о своих обязанностях, ни вообще как у них заведено.
Например, я могу выйти покурить? Или: где у них едят? Удобно ли будет, если я в первый же день начну расспрашивать обо всех деталях?
Мария
Ты просто молодец! Ты обладаешь самым важным свойством для того, чтобы делать карьеру и добиваться признания – обучаемостью, то есть воспринимаешь полезную информацию и используешь ее. То, что ты тревожишься перед выходом на работу, абсолютно естественно. Чтобы снизить эту тревожность, поищи какую-нибудь литературу вроде «Мой первый день на рабочем месте». А пока несколько правил «введения в организацию».
В большой организации (и не только в большой) всегда есть процедура «введения» и «адаптации» сотрудника. Она может выглядеть по-разному, но ее не избежать. Это связано в первую очередь с тем, чт о ее отсутствие приводит к потерям новых сотрудников.
Чтобы избежать этой печальной ситуации, компании обычно совершают следующие действия (или часть их) при найме новых сотрудников.
Прием
Обычно о приходе новичка знают и сотрудники службы персонала, и его будущий руководитель. Его непременно встречают. А вообще-то, есть целая процедура выхода на работу (оформление пропуска, парковочного талона и т.д.).
Документация
Нового работника просят принести определенные документы и выдают ему разнообразные бумаги: правила по технике безопасности, книга правил, принятых в компании (например касательно дисциплинарных взысканий или процедуры подачи жалоб). С тобой также должны заключить трудовой договор или ученический трудовой договор.
Инструктаж
Обычно инструкции даются устно, но тебе могут вручить и письменный документ «Должностные инструкции». Если этого не произошло, не сдавайся и на второй-пятый день попроси руководителя либо продиктовать тебе, либо написать, что конкретно ты должна делать. Кроме этого, сотрудник, который тебя инструктирует, должен представить тебя коллегам и провести на рабочее место. Если он это не сделал сам, смело проси об этом. И не пытайся с ходу запомнить, как зовут всех сотрудников и их должности. Запоминай начальника, соседей и тех, кто тебе дружелюбно улыбнулся. Именно эти люди будут твоей «группой поддержки» на новом месте.
Рабочее место
Оказывается, самое важное в первые дни даже не психология (как установить отношения), а география (где входы, выходы, столовая, туалеты) и микрогеография (как включить компьютер, принтер, как пользоваться почтой и где взять скрепки). Не спеши: с тем, что ты не поймешь сама, тебе поможет разобраться «группа поддержки».
Книга сотрудника
Такая книга (или что-то вроде) есть во многих компаниях. В ней могут быть:
краткое описание компании:история, продукт, структура, руководcтво;
основные условия найма – рабочий день, отпуск, соцпакет;
оплата: шкала оплаты, когда, как и где ее выплачивают, вычеты, ответственные лица;
период болезни: информирование об отсутствии, больничные листы;
правила внутреннего распорядка – перерывы, рабочее место, режим;
правила оценки соответствия сотрудника (аттестация);
правила карьерного продвижения;
возможности обучения
и повышения профессионального мастерства;
мероприятия по охране труда и безопасности;
кафе и столовые;
социальные мероприятия и материальная помощь;
телефонные звонки и корреспонденция;
правила использования электронной почты, внутреннего сайта;
командировочные расходы и суточные и так далее.
Если специальной книги нет, эти вопросы тебе стоит прояснить самой – в службе персонала или у твоего непосредственного руководителя, скажем, в течение первой недели (но не раньше, чем на второй день).
Обучение
Если не усложнять, то вводное обучение строится по одной из двух моделей (но лучше, если по обеим сразу).
Официальные вводные курсы. На них часто показывают фильмы о компании, выступают руководители и опытные сотрудники. Слушай и смотри очень внимательно. Несмотря на то, что обычно рассказывают и показывают только хорошее, это хорошее бывает разным. Во время такого обучения организация как бы заключает с тобой «психологический контракт». Тебе пообещают, например, что с тобой будут обращаться «справедливо, беспристрастно и последовательно» или тебе «обеспечат карьерный рост и возможность развивать свои навыки». На таком обучении ты узнаешь, каковы ценности и убеждения, принятые в организации. Постарайся понять их правила игры и подумай, подходят ли они тебе.
Наставничество. В Америке это называют «сядь рядом с Нелли». То есть ты просто смотришь, что делает другой сотрудник (обычно лучший), и повторяешь. Можно задавать вопросы, но не стоит перебарщивать: твоему наставнику нужно делать свою работу, а не только обучать тебя.
И помни самое важное: у всех этих людей, которые так уверенно говорят по телефону, что-то печатают на компьютере, рассуждают о продукте или отдают распоряжения, тоже когда-то был первый день на работе!