Хочешь работу мечты? Забудь про резюме, начни с письма

При отправке резюме на сайтах с вакансиями обычно предлагают добавить сопроводительное письмо. И именно оно – если, конечно, грамотно составлено, – может стать пропуском в компанию мечты. Дело ответственное, так что сочинять послание будем вместе!
Дина Свободина
Дина Свободина
Хочешь работу мечты? Забудь про резюме, начни с письма
Getty images

Представим ситуацию: позиция одна, соискателей сотни. По статистике, которую подтверждают рекрутеры, на просмотр одного резюме уходит не более 10 секунд. Что можно узнать о человеке за это время? Только самое основное. И если у всех кандидатов схожий опыт и навыки (плюс «стрессоустойчивость», «коммуникабельность» и прочие штампы), эйчару остается лишь подбросить монетку или выбрать самую красивую фамилию. Сопроводительное письмо же наверняка выделит тебя из общей массы. Однако, прежде чем составлять его, потрать несколько минут и внимательно изучи вакансию. Обрати внимание на ее тон и подбор слов. Если к соискателю обращаются на «ты» и шутят, делай так же (но не переборщи – это не конкурс стендаперов). Текст написан строго и формально? Подстраивайся. И помни – второго шанса произвести первое впечатление не будет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Лучше про себя

У сопроводительного письма есть определенная структура.

Во введении здороваешься и представляешься (только «добрый день» или «здравствуйте», безо всякого там «времени суток»). Если в тексте вакансии указано имя рекрутера, обратись напрямую, но не фамильярно – это расположит его к тебе. О себе сообщи имя, фамилию и то, на какую должность претендуешь, чтобы не пришлось искать эту информацию в резюме.

Основная часть посвящена тебе как отличному кандидату: надо подсветить свои сильные стороны. Например, продажи льда в Африку выросли вдвое благодаря тому, что ты нашла более быстрый способ доставки с сохранением цены. Или почтовую рассылку из магазина хозтоваров стали открывать на 50% чаще, потому что изменились формат и тон письма. Если подсчитать твою эффективность в цифрах не получается, просто расскажи о вкладе в компанию. В случае, когда можешь подтвердить опыт ссылками, выбери 2-3 самых убедительных и расскажи, что смотреть на странице. Если для вакансии требуется портфолио, опиши пару самых удачных проектов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Теперь кратко расскажи, почему хочешь работать именно в этой компании. Предварительно почитай о ней на официальном сайте и в открытых источниках. Будет здорово, если ты похвалишь продукцию, отметишь лидерство в отрасли или выход на новый рынок. Проявляй информированность и заинтересованность, уточни, чем можешь быть полезна: скажем, у тебя есть идея по расширению ассортимента или открытию офиса в новом городе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если ты какое-то время не работала, объясни причину. То же касается ситуации, когда меняешь сферу деятельности (из продажников в маркетологи, из офисного сотрудника в торгового представителя по области). Уволилась из штата прямого конкурента? Напиши, что стало главной причиной.

Особый случай – когда у тебя нет или мало подходящего опыта. Не замалчивай этот факт, а расскажи, что готова предпринять. Скажем, работала с одним маркетплейсом, а теперь переходишь в другой – и обещаешь быстро освоить новую систему. Или на этой позиции нужен хороший английский, а твой пока неуверенный – но ты уже начала его подтягивать и намерена продолжать.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Здесь же можешь упомянуть свое хобби, если оно как-то связано с работой. Например, у аналитика есть разряд по шахматам, а консультант в спортивном магазине увлекается горными лыжами и сноубордингом.

Заключение – вроде бы самая простая часть, да не совсем. Вырази надежду на продолжение разговора – и обязательно сообщи, как с тобой связаться (телефон, почта, соцсети). Так ты еще раз дашь понять, что заинтересована в этой позиции и готова к собеседованию.

Всё наоборот

Сопроводительное письмо может сослужить плохую службу, если, составляя его, ты нарушишь некоторые законы жанра. Вот чего делать не стоит:

  • Рассылать один и тот же текст в ответ на разные вакансии. Это намек, что и на работе ты особенно стараться не планируешь.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Описывать весь трудовой путь. Сопроводительное письмо, как понятно из его названия, не заменяет резюме, а дополняет его! И оно не должно быть огромным – достаточно 10-12 фраз, или трех-четырех абзацев. Если получилось длинно, подумай, что можно убрать без ущерба для содержания. Помнишь, за сколько секунд рекрутер оценивает кандидата? Ему не хватит времени на твою «Одиссею».
  • Вставлять полную автобиографию. Подругам наверняка интересно, что ты родилась в заметенном снегом сибирском поселке, к школе переехала в город и учила там немецкий язык. Эйчару – нет.
  • Генерировать письмо с помощью нейросети. Поверь, это очень заметно по построению фраз и общему тону текста. А теперь представь, что так сделали 50 из ста соискателей. Получит ли кто-то из вас работу?
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Допускать ошибки – орфографические, пунктационные и пр. Конечно, ты не в школе и двойку не поставят, но лучше проверь текст с помощью Word или онлайн-сервисов вроде text.ru, orfogrammka.ru, textovod.com. А еще перед самой отправкой вернись к началу письма и посмотри, правильное ли имя адресата стоит после «Здравствуйте». Эйчару Алле будет обидно, что она опять превратилась в Анну, и твое резюме ей может резко разонравиться.

Если ты уникальный специалист и вакансии в твоей сфере редки, как дюгони в Красном море, можно обойтись и без сопроводительного письма. В других случаях оно станет твоим преимуществом – по словам рекрутеров, даже сам факт его наличия уже повышает шансы кандидата занять позицию!