11 роковых ошибок твоего резюме: зачем нужны саммари и ключевые слова

В условиях дефицита времени на обработку информации рекрутеры оптимизируют процесс подбора персонала, отсеивая резюме с нелогичным или непонятным содержанием. На изучение одного кандидата затрачивается не более 10 секунд, поэтому малейший промах может стать причиной отказа.
11 роковых ошибок твоего резюме: зачем нужны саммари и ключевые слова
Getty images

О главных ошибках соискателей расскажет Мария Тронина — корпоративный консультант, эксперт в области построения корпоративной карьеры, поиска работы и развитию лидерских навыков, вице-президент по финансам Mastercard, основатель онлайн-школы «Карьера как игра».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Создание резюме на базе шаблона

Резюме — главный инструмент в работе рекрутера. Если оно яркое, запоминающееся и каждое слово добавляет ему стоимости, есть шанс быть впереди других кандидатов на должность. Сухие, одинаковые, составленные по шаблону «Хэд-хантера» резюме с 99%-й вероятностью отправятся в корзину для мусора.

Неправильное название файла

Рекрутеры ежедневно просматривают тысячи резюме. При взгляде на название файла должно складываться представление о том, как зовут соискателя и на какую должность он претендует. Тогда есть шанс, что документ отправят в папку с потенциальными кандидатами.

Такой же подход применяется и для оформления «шапки» резюме. Если начать с даты рождения, предыдущих должностей и другой маловажной информации, долгожданный звонок от работодателя вряд ли последует.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Неудачное фото

Если к резюме нужно приложить фотографию, не стоит размещать селфи или любительские снимки. Фото должно быть профессиональным, по грудь, с улыбкой. Это «лицо» резюме, демонстрирующее отношение соискателя к самому процессу поиска работы.

Отказ от саммари

Summary (саммари) — краткое описание релевантного опыта, которое располагают в верхней части резюме. Оно состоит из нескольких предложений и дает возможность рекрутеру, не тратя драгоценное время, составить представление о профессиональных навыках кандидата.

Большинство соискателей игнорируют этот инструмент, позволяющий осветить свой опыт и выделиться среди конкурентов. Саммари, которое привлекает внимание, может выглядеть так: «Более 15 лет успешного развития новых рынков с нуля, до 120 млн годового оборота. Желаю присоединиться к амбициозной растущей компании в области возобновляемой энергетики, которая трансформирует мир к лучшему».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На базе описания рекрутер может сделать вывод, что соискатель обладает 15-летним опытом работы, умеет развивать рынки с нуля и мыслить масштабно. Этого вполне достаточно, чтобы составить представление о потенциале будущего сотрудника. В качестве PR-хода можно использовать брендинг-стейтмент: комбинацию саммари и указания своих целей, связанных с будущей карьерой на новой должности.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Отсутствие ключевых слов

Многие крупные компании устанавливают автоматические фильтры. Первым резюме инспектирует не рекрутер, а алгоритм. Если в документе нет попадания по ключевым словам, на него не обратят внимание.

«Ключи» присутствуют в описании вакансий, это название должности и должностных обязанностей. Если в запросе в качестве ожидаемых от претендента компетенций указано «оценка и найм персонала», используйте именно эту формулировку. Алгоритмы отбирают потенциальных кандидатов именно по такому принципу, после чего с резюме начинает работать рекрутер.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Переписывание должностных обязанностей

Большинство соискателей, освещая опыт работы, просто переписывают должностные обязанности, которые им приходилось выполнять. Такая подача информации выглядит сухо и не сможет заинтересовать рекрутера.

Основная задача — превратить свои обязанности в достижения, используя совершенные глаголы, создать историю успеха, в которой все элементы взаимосвязаны. «Занималась ведением и сортировкой документооборота» звучит скучно, непонятно и не раскрывает личность соискателя.

«Сформировала клиентскую базу из 230 заказчиков и упорядочила бухгалтерский актив за 5 отчетных периодов» — такая фраза дает результат, завернутый в цифры. Он понятен и ощутим, а также подчеркивает трудолюбие и активность сотрудника.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Слишком длинное резюме

Развернутые описания на 5-7 листов никто не читает. Идеальное резюме должно укладываться в 1-2 страницы в формате word или pdf и сообщать наиболее важную информацию о соискателе.

Отсутствие дизайна или его избыток

Не перестарайтесь с оформлением документа. В нем необходимо соблюсти требования к формату, шрифту, обратить внимание на орфографию. Дизайн должен быть выдержан в строгих тонах, а выделенная информация логически обоснована.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Менее типичные ошибки в резюме

Кроме типичных ошибок, есть менее распространенные, которые тоже могут сыграть негативную роль в восприятии резюме.

Не указывать сферу работы компании. Если соискатель ранее работал в малоизвестной фирме или решил сменить отрасль, не лишним будет информировать о сфере деятельности бывшего работодателя. Например, «компания "Север" (ведущий поставщик холодильного оборудования в России)».

Перечислять все должностные обязанности. Лучше упаковать результат в цифры, приводя короткое описание. Например, «руководитель сервисных центров (управлял тремя ремонтными цехами в Западной Сибири и Поволжье с общим штатом 212 человек)». Вслед за этим можно указать свои достижения.

Использовать только хронологического резюме. Многие даже не догадываются о том, что, кроме хронологического расположения информации, есть и другие варианты. При смене должности или отрасли логичнее применить комбинированные или функциональные резюме, где наверх выносится описание релевантного опыта, завернутого в достижения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кейсы с примерами удачных резюме

Заведующий хозяйственной частью работал в береговой охране и одновременно получал образование, связанное с сетевым администрированием и информационными технологиями, занимался настройкой тренинговых центров. При устройстве на должность сетевого администратора он использовал функциональное резюме, выведя наверх навыки и достижения, полученные в этой сфере. Он указал количество классов, с которыми работал, отсутствие разрывов сети на протяжении 3 лет, опыт проджект-менеджера. Из этого описания было понятно, что он обладает всеми качествами, необходимыми для должности сетевого администратора. О прежней работе завхозом он кратко указал в конце резюме. Такой подход сыграл решающую роль в решении рекрутера в пользу его кандидатуры.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Студент-выпускник пытался найти работу, не имея опыта и достижений. Ему помогла грамотно поданная информация об образовании и проектах, которые он выполнял в период обучения. Он указал свое участие в банковских чемпионатах, волонтерских программах, проектные работы, продемонстрировав потенциал человека, который может быть успешным на искомой должности.

Кейсы с примерами неудачных резюме

Девушка обладала интересным опытом работы. Она начинала как преподаватель физики, затем работала HR-специалистом, далее менеджером по развитию и заместителем операционного директора. На всех должностях у нее были достижения, которые она и постаралась осветить в резюме. Но такая разноплановость отпугивала рекрутеров. Главная ошибка – резюме не соответствовало должности.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

У HR-специалиста основным был опыт по подбору персонала, в то время как на должность требовался сотрудник по обучению и развитию. Она не использовала шанс выгодно осветить свои навыки, составив комбинированное резюме и добавив некоторые выражения из вакансии.

Грамотно составленное резюме — половина успеха. К его созданию нужно отнестись творчески, логически связав свои достижения и преподнеся их как историю успеха.