Александр Авилов: «Очевидные герои всегда на виду, а нам хотелось неочевидных»

В марте во время внеконкурсной программы фестиваля кинематографических дебютов «Дух огня» состоялся показ киноленты «Таня. Лето. Зима» Александра Авилова.

Режиссер рассказал VOICE, как этот фильм вырос из одноименной новеллы проекта «Югорские новеллы» и к какой проблеме он хочет привлечь внимание своими работами.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вы работали над двумя фильмами в Югре — представленным на кинофестивале «Дух огня» «Таня. Лето. Зима» и «Югорские новеллы». Местом съемок была выбрана Югра. Почему?

Год назад я приехал в Югру и понял, что жизнь здесь очень разная и люди очень разные. Осень — это про охоту, рыбалку, лето — про сбор ягод и грибов, зимой почти ничего не происходит. И мне хотелось создать истории про молодых людей, которые остаются там, где родились: в деревне, поселке, даже в лесу.

Были ли сложности во время съемок?

Трудности, безусловно, есть. Но в кино главное — герой, а доплыть, долететь, доехать можно всюду. Если есть герой, бросаешь все, берешь телефон и снимаешь. Финансирование на пост-продакшн можно найти потом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А инфраструктура — это что такое? Люди, которые помогут быстрее добраться или организовать. Сейчас есть компактные камеры, не проблема привезти их с собой. Подходы у всех разные. Для одного нужно 60 человек съемочной группы, у нас было четыре человека, а кто-то ездит один — сам пишет сценарий, сам снимает, сам монтирует.

Александр Авилов
Александр Авилов
Фото: соцсети
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И каких героев вы нашли?

Мы смотрели присланные видео, новостные сюжеты местных телеканалов, читали статьи. Очевидные герои всегда на виду, а нам хотелось неочевидных. Я подумал, что новельная форма позволит рассказать больше историй. В итоге мы нашли четырех человек для четырех новелл. А пятую посвятили кулинарным мастерицам, которые передают молодому поколению свое наследие. Это очень разнообразный и богатый пласт жизни.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Связаны ли между собой «Таня. Лето. Зима» и «Югорские новеллы»?

Нет, они отличаются по принципам и структуре. Когда я познакомился с Таней, то понял, что удачно сложился целый ряд факторов: человек хочет сниматься, очень спокойно реагирует на камеру, не ставит условий. Получилась история на полноценный фильм. Нельзя было терять такую возможность. Так она стала героиней двух фильмов. «Таня. Лето. Зима» — это моно-история, притча о жизни отшельницы в тайге. В новеллах тоже есть история о ней, но она другая, это часть мозаики.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кто такая Таня?

Таня — охотница, живет тем, чем с ней делится природа. Добудет зверя — продаст мех, соберет ягоды — тоже можно выручить денег на бензин, на снегоходы, детей в школу собрать. Ей 36 лет, она наполовину хант, наполовину русская. В 11 лет ее забрала из интерната бабушка и воспитывала сама. В фильме показано, как сильно она хочет, чтобы ее дети получили полноценное образование. Она переживает, что придется уехать с ними в город. А у нее всего три класса образования и ее никуда не возьмут на работу. Ее это сильно беспокоит.

Кадр из фильма «Таня. Лето. Зима»
Кадр из фильма «Таня. Лето. Зима»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Будет ли какое-то продолжение югорской истории?

Я не сторонник продолжений. Но заранее никогда не можешь знать. Оба фильма — «Таня. Лето. Зима» и «Югорские новеллы» спродюсированы фондом «Инносоциум». Через 2-3 месяца работа будет закончена, тогда можно думать о чем-то дальше.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Есть ли ощущение, что сейчас режиссеров особенно интересует локальная, национальная история? В особенности то, что связано с коренными и малочисленными народами?

Не только сейчас — всегда. Потому что это всегда необычно. К этому всегда возвращаешься. Мы привыкли жить в больших городах и не представляем, как люди могут жить в лесу, без телефона, рации, с тремя классами образования. Это всегда поражает.

Исчезающие народы — проблема не новая. Многие десятилетия режиссеры хотят успеть на этот отходящий поезд. Пройдет еще лет 50, и все ханты, манси растворятся, развеются. Эти этносы могут перестать существовать. К сожалению, советская власть очень много сделала, чтобы разорвать их связь с землей, с традицией. Настоящих шаманов в Югре уже нет. А что такое шаман? Это передача от отца к сыну особого дара, при этом сын еще должен согласиться его принять и продолжить традицию. Все это утрачено. И так по всему миру.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мы десятилетиями говорим об этой проблеме, но нас, скорее, привлекает картинка: обряды, узоры, музыка, промыслы... А надо посмотреть в суть проблемы и принять ряд мер, которые остановят процесс исчезновения народностей. Иначе последний носитель исчезающего языка останется, и никто даже не сможет с ним поговорить.