Нюх на успех: кто создает запахи для магазинов, в которые так хочется вернуться

Ты наверняка замечала, что в любимых бутиках пахнет как-то по-особенному. И этот аромат не описать одним словом: это не запах конкретного растения или фрукта, не сверхсложный нишевый парфюм, а что-то между ними — уникальное и запоминающееся. Как ты уже догадалась, это не совпадение, а гениальный ход. И мы решили выяснить, как он работает.
Нюх на успех: кто создает запахи для магазинов, в которые так хочется вернуться

Когда Zara, Stradivaruis, Oysho и другие популярные бренды заявили о приостановке своей деятельности в России, мы поняли, что будем скучать. Но не совсем по одежде — как мы уже выяснили, среди отечественных аналогов немало крутых марок. Но скучать мы начали по... запахам, которые в этих магазинах обитали. Помнишь, какой «на вкус» Stradivaruis? Такие же приятные эмоции у нас вызывают походы в Poison Drop и Monochrome_you — если ты была там, наверняка понимаешь, о чем мы. И, оказывается, за сладко-свежую атмосферу этих бутиков отвечает Мария Земскова — главный аромастилист (шикарная профессия) Sunscents. Мы по душам поговорили с Марией о том, как запахи «продают» и влюбляют в себя и, скажем честно, остались от этой идеи в восторге.

Мария, не можем не начать с того, что название вашей должности звучит роскошно. Вы сразу знали, что хотите работать с запахами, парфюмом?

Когда я училась и жила с родителями, очень любила диффузоры с палочками. Но мою любовь к ароматам дома они не разделяли, им все не нравилось, и ароматы у нас были под запретом.

Даже так?..

Да, и такое бывает. Потом я мечтала, чтобы была возможность «включать» аромат, когда мне нужно, и «выключать», когда нет. Так это все и было мечтами до настоящего времени. На удивление, в эту сферу меня привел дизайн. Вообще у меня художественное образование, я работала с дизайнерами Британской высшей школой дизайна и школой «Детали» около 7 лет, с американскими дизайнерами – около 11 лет. Со временем я начала развиваться в декорировании дома и изучении истории моды, а она вообще тесно связана с парфюмом.

Когда модные дома разрабатывали свои первые ароматы...

Да-да, именно так, все это началось в XVIII веке. Так постепенно я узнала, что есть такая профессия – аромастилист, с удовольствием окунулась в изучение нового направления и ушла туда с головой. Ароматы – это целая вселенная, от количества и сочетания нот зависит восприятие тебя другим человеком — и можно самому влиять на восприятие окружающих. Как нейромеханика нашего мозга влияет на расположение людей к соблазну или, наоборот, настраивает на деловой лад — это же все безумно интересно!

Целая теория манипуляции!

(Смеется.) Точно! Со временем я начала обращать внимание на ароматы, которые нас окружают, особенно в помещениях, и поняла, что мы можем улучшить пространство вокруг и дать возможность людям изменить обстановку вокруг себя. Это в какой-то мере даже важнее, чем выбор собственного парфюма, — это аура, состояние вокруг, «облако», с которым ты живешь.

Звучит, конечно, романтично, но как это воплощается на деле? Чтобы создать запах для дома или бутика, мало же разлить что-то вкусное по бутылькам.

Конечно, мало. И это даже последнее дело, перед которым нужно разработать формулу, найти производство, придумать дизайн, протестировать всё... В общем, работы действительно много. Когда я только начинала создавать свой Sunscents, то объездила множество фабрик, на которых производят ароматические масла для диффузоров, свечей и аромамашин, тестировала каждый аромат, наездила боюсь представить сколько километров. Может быть и такое, что подход фабрики нам нравится, а оборудование из пластика или железобетона — нет. Здесь всё должно совпасть: наше тонкое дизайнерское решение, материал и инструменты, которыми мы его воплощаем.

Так выглядит диффузор Sunscents
Так выглядит диффузор Sunscents

И с кем в итоге удалось сложить это пазл?

Мы остановились на двух фабриках в Грасе и одной в Швейцарии. Они понимают, что у нас как минимум три суперважные задачи: создать дорогой премиальный аромат, сделать его гипоаллергенным и максимально сочетающимся с разными интерьерами. Таким образом мы создали атмосферу для Monochrome_you, Ushatava , 4 Forms, Look Online, Poison Drop, Hot Dog Buldog, сейчас разрабатываем запах для 12 storeez.

Кстати, мы слышали краем уха, что вы готовите какое-то устройство для распространения ароматов, которое работает автоматически. Что за чудо-прибор? Если можно говорить уже, конечно.

Да, уже можно, думаю, рассказать.

Это наша новинка, которая может одновременно включать 3 типа запахов: цитрусовый – для бодрого утра, цветочный – для обеденного времени, расслабляющий хвойный – на вечер. Всё работает с приложения в телефоне, и можно выключать и включать, когда вам удобно, то есть аппарат легко управляется. Это большая новость для нас, потому что в России аналогов нет. Свежая и уникальная сама по себе и идея, и оборудование, с которым мы ее воплощаем.
Внутри такого диффузора Sunscents и происходит вся магия — все 3 аромата «живут» внутри и ждут своей очереди
Внутри такого диффузора Sunscents и происходит вся магия — все 3 аромата «живут» внутри и ждут своей очереди

Получается, вы таки нашли способ, как «включать» запахи, как хотели в детстве. Просто вспомнилось.

(Смеется.) А ведь правда! Я даже не заметила, когда говорила, а ситуация удивительная получилась. Можно считать, что с тонким миром у меня связь налажена. (Улыбается.) Просто так получается, когда очень любишь свое дело, согласитесь. А ароматами и Sunscents я и правда живу.