Как женщины начали шутить и почему никак не могут остановиться?
В ХХ веке на черно-белых экранах зрители часто видели комичных женских персонажей. Очаровательные и забавные героини советских фильмов были настолько популярны, что их высказывания растаскивали на цитаты. Чего только стоит Тося Кислицына из «Девчат», которая произносит гениальную крылатую фразу: «Знаешь, мам Вер, я вообще решила замуж не выходить! Одной спокойнее, правда? Хочу — халву ем, хочу — пряники». Или героиня фильма «Любовь и голуби» Раиса Захаровна, которая парирует в споре с соперницей: «Ну почему же крашеная? Это мой натуральный цвет». В общем, женский юмор в повседневной жизни существовал всегда, но на эстраде в разговорном жанре долгое время выступали только мужчины.
Так продолжалось до появления в 70-х годах на советской сцене Клары Новиковой. Артистка разговорного жанра, пожалуй, единственная из советских женщин занималась чем-то похожим на стендап. Она выходила на сцену в разных образах (от утонченной советской актрисы до старухи с богатым прошлым) с небольшими юмористическими монологами. Самый популярный образ Клары — любимица публики одесситка тетя Соня, вечно попадающая в удивительные и забавные ситуации: то юную дочку замуж выдает, то ищет себе яйцеклетку. Конечно, большинство текстов для актрисы писали специальные авторы (в основном мужчины), а она лишь филигранно исполняла роль, но все же именно Новикова открыла дорогу в юмор представительницам «слабого пола».
Кстати, не стендапер, но великий в истории женского юмора человек – Фаина Раневская – как-то сказала: «Женщины не слабый пол, слабый пол — это гнилые доски». Она не была открытой феминисткой, но неоднократно выступала против сексизма и говорила о женском достоинстве. Язвительная, острая на язык и прямолинейная актриса, Раневская прославилась не столько благодаря своим ролям в театре и кино, сколько благодаря мемуарам и остроумным афоризмам.
В 80-е на советском телевидении появляется юмористическая программа «Аншлаг». Здесь помимо Клары Новиковой выступают Елена Воробей и Елена Степаненко. Правда, Воробей больше запомнилась зрителю своими нарочитыми и вульгарными пародиями на эстрадных певцов, а Степаненко – репризами с бывшим мужем, в которых исполняла роль маленькой девочки. В общем, «Аншлагу» «перевернуть игру» не удалось, даже несмотря на то что продюсером и идейным вдохновителем передачи была женщина — Регина Дубовицкая. Мужчины всё еще были популярнее и казались публике гораздо «смешнее» женщин. Главными звездами на концертах «Аншлага» были Юрий Гальцев, Евгений Петросян и Владимир Винокур, к ним же выстраивались огромные очереди за автографами.
Новый юмористический бум случился в 90-е, когда на экраны вышел возрожденный КВН ( программу несколько раз закрывали. – прим.ред.). Именно на этой сцене выросли современные королевы комедии, имена которых знакомы всем. Заметные «выпускницы» КВН: Татьяна Лазарева, Мария Кравченко, Елена Борщева.
В Клубе веселых и находчивых женщинам зачастую отводились второстепенные роли: они пели, танцевали и немного шутили, а точнее, подшучивали. Пока центральными исполнителями оставались мальчики, девочкам доставались роли злых тещ, ревнивых невест, чьих-то жен и прочих стереотипных персонажей. Не исправило ситуацию даже появление женских команд. Ведь шутки для них продолжали писать мужчины, которых среди кавээновских авторов было заметно больше. Возможно, именно поэтому в центре внимания чаще оставались «боли» и проблемы «сильного» пола.
В 2008 году на телевидении стартовало важное для женского юмора шоу — Comedy Woman, созданное самыми известными участницами КВН своего времени. Можно сказать, что это была первая смелая попытка сместить фокус с мужского восприятия комедии на женщину и привлечь внимание к ее мыслям и чувствам. Каждая из участниц представала в уникальном амплуа: Екатерина Варнава — секс-символ, Мария Федункив — бой-баба, Татьяна Морозова — архетипичная русская красавица, Надежда Сысоева — «блондинка». Основная идея — показать зрителю, что женщины могут шутить не только об отношениях, а юмор не ограничивается мужским Comedy Club. Но в итоге основными темами выступлений так и остались отношения полов и игра на стереотипах. Как бы там ни было, Comedy Woman сделало свое важное дело — доказало, что быть смешной не стыдно, а над «женской» комедией есть кому посмеяться. Это шоу подстегнуло девушек со всей России не боятся и пробовать свои силы в юморе, приходить на «Смех без правил», «Убойную лигу» и «Comedy баттл», выступать с собственными монологами и побеждать.
Всё это время мы говорили скорее о юморе в целом. И только лет 20 назад в нашей стране начал формироваться жанр, ставший флагманом современной комедии, — стендап. Первым успешным шоу на ТВ, где все (без исключения) комики выступают перед живым залом и напрямую общаются со зрителями, стал Stand Up на ТНТ — продюсерский проект бывших кавээнщиков Руслана Белого и Юли Ахмедовой. Говорят, создатели до последнего не были уверены в успехе своего эксперимента. Будет ли зрителю интересно смотреть на часовое шоу, где комики один за другим рассказывают свои истории без лишнего пафоса и танцев с бубнами? «Будет» — показали телевизионные рейтинги.
Кстати, именно креативный продюсер передачи Юля Ахмедова официально стала первой женщиной-стендапером в России XXI века. Дебютный монолог она зачитала прямо в день своего 30-летия. Девушка сразу привлекла внимание откровенными, а порой даже грустными шутками про одиночество, клиническую депрессию и проблемы независимых женщин. «Недавно зашла на свою страницу и обнаружила, что мой бывший попросился ко мне в друзья. Какие друзья вообще! Ты меня бросил! Ты мой враг. У меня есть список всех мужчин, которые когда-либо меня бросали, и если до 35 я не выйду замуж, то я, как в фильме Kill Bill, возьму меч и поеду по этому списку».
Немного грубая и даже мужественная, но при этом утонченная и уверенная в себе, Ахмедова шутит абсолютно обо всем, доказывая что у чувства юмора нет гендера. Недавно девушка с успехом прокатилась с сольным стендап-туром «Нет харассменту» и запустила собственную передачу на ТВ «Нам надо серьезно поговорить».
Через пару лет, когда телевизионные рейтинги уверенно показывали популярность Stand Up, от шоу отделилась рубрика «Открытый микрофон». Создатели программы называют ее социальным лифтом для юмористов в жанре стендап-комедии. И с этим не поспоришь, участники, сумевшие проявить себя, не только становятся известными всей стране, но и получают шанс попасть в основной состав передачи.
Именно так на комедийной арене появилась актриса театра и кино, режиссер и сценарист Елена Новикова. В 2017 году она стала победительницей «Открытого микрофона» и заняла место под светом софитов. В своих стендапах Новикова часто рассуждает о воспитании детей, свободных отношениях, бывших мужьях и подружках-актрисах, которые не умеют принимать старение: «Многие с возрастом сходят с ума — у меня все подружки делают пластические операции, но скрывают это — "прям ну не делала, поверь, просто выспалась". Одна так била себя в грудь, что швы разошлись».
И хоть Лена уже взрослая девочка (ей 51 год), ее юмористическая карьера только начинается. Недавно на «КиноПоиск HD» состоялась премьера нового комедийного сериала «Я не шучу», где юмористка – соавтор сценария, частично основанного на ее личной биографии, и исполнила главную роль. Как говорит Елена: «К сожалению, жизнь женщины — сплошной кастинг». Ну правильно, что нам эти кастинги, когда можно самой решать — сниматься тебе или нет.
Не Новиковой единой. Еще одна заметная девушка смогла построить свою карьеру благодаря чувству юмора. Вера Котельникова откровенно, живо и классно отшутилась на сцене «Открытого микрофона» о своем лишнем весе, неудачах с парнями и проблемах в семье. Вера рассказывает: «Перед выступлением мне написал друг: "Вера, выступи по-королевски". Вот я проанализировала свою жизнь, а у меня из королевского только то, что мой дядя женился на своей двоюродной сестре».
После удачного выступления девушку пригласили поучаствовать в «Прожарке». С тех пор стендап-комик успела не только похудеть, но и пройтись своими «зубастыми» шутками по Ольге Бузовой, Юрию Дудю, Николаю Соболеву, Даниле Поперечному и многим другим. О Дане Вера отзывается, в принципе как и все, но с юмором: «Шутки Дани можно считать экологическим оружием, потому что они очень грязные и тоже попали в Россию из Америки. Даню обвиняют многие, что его шутки украдены у Луи Си Кея, я выписала фразы, которых не было у Луи. Это: "Привет, Ледовый!", "А!", "Но" и "Окей, но сосать я буду только половине хора"».
В 2020 году Вера выпустила сольный концерт «Попей воды». Сейчас Котельникова продолжает «жарить» медиа-звезд по телевизору и параллельно с этим ездит со стендап-турами по городам.
Еще одна кузня сильных, современных и красивых стендаперов и юмористов — «Comedy Баттл». С самых первых выпусков в шоу участвуют и побеждают женщины. Например, звезда инстаграма (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) Наталья Краснова, прославившаяся образом «бьюти-богини», была финалисткой первого сезона. А будущие основательницы и креативные продюсеры шоу «Женский стендап» Зоя Яровицына и Ирина Мягкова вместе участвовали в 6-м сезоне: здесь они подружились и разделили награду за первое место на двоих.
В 2020 году Ирина и Зоя запустили собственную юмористическую программу на ТВ. «Женский стендап» — шоу о думающих женщинах, которые честно, открыто и с юмором рассказывают свои истории. Программа уже успела завоевать любовь и внимание зрителей и стала главным аэродромом для новых звезд стендапа.
Мягкова стала ведущей шоу, иногда девушка выступает со своими монологами наравне с другими участницами. Она создала себе образ опытной разведенной женщины и часто шутит о гендерных отношениях и сексе. О своих кавалерах Мягкова рассказывает: «Он говорит: "Я взрослый, я взрослый!" А я чувствую — от него сникерсом пахнет».
Креативный сопродюсер «Женского стендапа» Зоя Яровицына — яркая и неординарная сибирячка, несмотря на свою мальчишескую стрижку и довольно грубые повадки, шутит о своем, о женском. Правда жестко и бескомпромиссно. Зоя замужем не первый год, поэтому часто делится со зрителями подробностями счастливой жизни после свадьбы и историями про бытовуху. «Я иногда думаю, может, мы так хорошо друг другу подходим, потому что мы пьющие? Бывает, он весь день тебя раздражает, что-то не так делает, не так говорит, а потом приносит из магазина апероль. И ты думаешь: "Ну хороший"».
Еще одна заметная участница «Женского стендапа» — Мария Маркова. Выпускница театрального училища, талантливая актриса и уморительный стендап-комик. Прекрасное сочетание, чтобы в образе скромной интеллигентки шутить без преувеличения обо всем. В одном монологе Маркова рассказывает о дачных соседях, в другом — делится своими историями о походе в клуб быстрых свиданий, а в третьем — высмеивает забавную статью о нападении птиц. В шутках Марии нет банальной комедийной пошлости, она не использует мат в своих выступлениях и всё равно остается любимицей зрителей. «Я вот прочитала новость: накануне праздника Курбан Байрам пятьдесят овец сбросились со скалы. Кажется, пастух сболтнул им лишнего».
Если юмор — интеллектуальная способность человека, то женщинам в XXI веке точно есть о чем пошутить и посмеяться. Женский стендап для девушек — как разговор с подругой на кухне после бутылки вина: всегда искренне, бывает жестко, но иногда так полезно, чтобы промыть мозги. Для парней же это отличная возможность понять, как воспринимают мир женщины. Многие выходят после концертов с фразой: «Так вот как вы, оказывается, думаете». Юмор не делится на мужской и женский, он объединяет людей, несмотря на их пол, гендер, возраст и расу. Слушая ироничные бытовые зарисовки со сцены, многие узнают в них себя, глубоко выдыхают и понимают: «Я не один. Всё, что со мной происходит, — абсолютно нормально».
Фото: Persona Stars, Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации)