Как выглядели обложки женских журналов в самые сложные времена

Поговорку о том, что красота спасет мир, обычно применяют с долей пафоса в периоды тотального спокойствия. А когда все совсем не так просто и средства спасения никак не связаны с красотой, эти слова... Значат даже больше, чем обычно.
Как выглядели обложки женских журналов в самые сложные времена

И в горе, и в радости — клятва верности, которую глянец дает своим читательницам. Может, звучит это самонадеянно и высокопарно, — но это так. В самые темные периоды истории, когда, как подсказывает логика, журналы, показы и новые туфли должны отсекаться лезвием жестокой реальности, именно они могут спасти от полного уныния. Говорят, мол, пока девушки думают о платьях, еще не все потеряно. И девушки действительно думали — даже когда каждый новый день был испытанием.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Дело, конечно, вовсе не в тех самых новых платьях, а в том, чтобы оставаться человеком с потребностью украшать себя и свой мирок вокруг. Искать успокоение в ощущении женственности, перекраивая старую шинель, выходить замуж в платье, сшитом из парашютного шелка (и такое бывало). Хотя не в каждом издании в периоды военных столкновений, например, обсуждали подвенечные наряды: журналы на некоторых относительно не занятых боями территориях могли позволить себе обсудить моду, другие ограничивались советами о том, как прогладить швы, чтобы обеззаразить материал.

Так или иначе, женские журналы продолжали служить своим читательницам в самые беспросветные периоды — и эти исторические уроки чисто женской верности и стойкости вдохновляют по сей день.

1918, Vogue

В Первую мировую выпуск журнала мод не прекратился, как и традиционная Неделя моды, но американское издание было тяжело перевозить в Старый Свет. Тогда «филиал» открылся в Британии. Дизайнерам и редакторами было решено продолжить писать и говорить о красоте и искусстве, чтобы поддержать своих читательниц в тяжелый период.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В одном из писем главного редактора, сохранившегося в архивах, было сказано: «Как только этот номер выйдет, новости смогут ободрить даже самых равнодушных пессимистов – поскольку он выглядит так, как будто бы все новые тенденции Ее Величества моды соблазняют к победе. И почему бы и нет? Богиня победы, собственно, женщина».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

1923, Работница

«Работницу», конечно, журналом мод не назовёшь — у нее была другая миссия. И формулировалась она так: «Достичь желанной цели каждой работницы - окончательно осво­бодиться от пут домашнего хозяйства и дать возможность заняться общественным строительством». Негласно «Работница» побила рекорд всех советских женских журналов, издаваясь дольше остальных.

А еще не переставала выпускаться во время Великой Отечественной: на серой бумаге, черно-белая, тонкая, «Работница» выходила даже в осажденном Ленинграде, а редакция не эвакуировалась из Москвы, чтобы не пропустить выпуск номера, который ждали все женщины страны.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

1942, Костюм и пальто

В самые тяжелые для Советского Союза годы традиционные журналы мод издавались с перебоями. Но все-таки издавались. Часто монохромные, в виде альбомов или брошюрок, но все же со смелыми и красивыми женщинами на обложках. Модели, нарисованные художниками, поднимали боевой дух: широкие плечи пальто, подчёркнутая талия, прямая спина — даже редкие модные иллюстрации приказывали не сдаваться и смотреть в будущее с гордо поднятой головой, как бы это ни было тяжело.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

1943, Harper's Bazaar

Вторая мировая заставила весь мировой глянец пересмотреть свою повестку, причем даже в тех странах, территории которых не были охвачены боями. Американские журналы, например, предлагали статьи о том, как встречать мужа с фронта или одеваться соответствующе новой жесткой реальности.

Harper's Bazaar сменил стиль обложек: вместо кисейных барышень в кутюре на читательниц смотрели строгие девушки в таких же строгих жакетах и пальто, нередко в окружении моряков и солдат, подчеркивая, что это разговор на равных, и женщины во многом взяли на себя мужскую миссию.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

1945, Vogue

А вот одна из самых знаменитых обложек военного времени — мирное небо авторства американского Vogue. Октябрьский выпуск назывался «Мир и восстановление», главный его снимок, вошедший в историю, сделала Ли Миллер — фотограф-легенда, модель и подруга Пабло Пикассо. Она же снимала освобождение Парижа, лагеря Бухенвальд и Дахау. Знаменитый кадр в ванной Гитлера — тоже ее наследие.

Биография Ли, пожалуй, это воплощение истории вообще всего военного женского глянца. В мирное время Миллер снимала работы Эльзы Скиапарелли и Коко Шанель, а Vanity Fair назвали ее одним из самых выдающихся фотографов своего времени. Но с началом Второй мировой она ушла на фронт как военный корреспондент, не перестав делать художественные снимки, будоражащие сознание.

И, что самое важное, журналы не перестали их публиковать. Да, прямо так, на глянцевые страницы вставляли кадры из лагерей — мир уже не был прежним.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

1945, Журнал мод

В 1945-м мужчины вернулись домой и на обложки женских журналов. Иллюстрации с воссоединенной семьей стали символом времени, когда все ужасы остались позади, и слово «дом» уже не вызывало щемящую тоску — только надежду на то, что все снова будет хорошо. Дети опять одеты в нарядные рубашечки и платьица, женщины смотрят в зеркало или на мужей — а те сидят, занятые чтением газет. Время как будто бы остановилось в этой точке — вoйна закончилась.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

1964, Советская женщина

Настал момент, когда девушки сменят шинели на платьица. В 1944-м, когда Вторая мировая была близка к завершению, на Кузнецком мосту был открыт Московский дом моделей — так стремление женщин быть модными, одеваться так же, как на западе (иностранные журналы к тому моменту уже просочились в Советский Союз) было официально признано. К тому же, это закон модного мира: после всех больших потрясений дизайнеры творят, как никогда, создавая силуэты и фасоны, которые останутся с нами на десятилетия.

Хотя советские женщины долгое время могли этими новшествами только вдохновляться, а дальше — сделай сама. Журналы служили источником бесценных выкроек и шаблонов, но и этого хватало, чтобы отвлечься от руин, оставленных боями, потерь и боли. Это потом появится диоровский New Look и Людмила Гурченко с «Карнавальной ночью» и утонченными силуэтами, а пока девушки делали то, что не забыли даже в самое темное время — творили вокруг себя красоту самостоятельно.

И этого у них не отнять — и в радости, и в горе.