Ивенты уходят в онлайн: новые горизонты в индустрии массовых мероприятий

Индустрия развлечений и массовых мероприятий – одна из наиболее пострадавших в текущий кризис. Пожалуй, такого глобального потрясения ивенты в XXI веке – да и ранее – не испытывали еще ни разу. Пресловутая потребность аудитории в хлебе и зрелищах держала сферу мероприятий на плаву даже во время глобальных финансовых кризисов и международных конфликтов.
Ивенты уходят в онлайн: новые горизонты в индустрии массовых мероприятий

С начала пандемии были отменены или перенесены сотни мероприятий от локальных до самых грандиозных, как Олимпийские игры, фестиваль «Евровидение», Петербургский Международный экономический форум. Распространение коронавируса стало для ивента масштабным вызовом, поставившим под вопрос и само существование индустрии, и востребованность миллионов специалистов по всему миру.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но карантин стал эффективным, по мнению ряда вирусологов, инструментом не только в борьбе с пандемией. Текущий кризис дал толчок к развитию нового формата ивента – онлайн-мероприятия, созданного по образу и подобию оффлайн-активностей. Зачастую в сети интернет встречалось два типа ивентов: простые вебинары и мастер-классы и онлайн-трансляции спортивных событий, конференций и концертов. В последнем же случае главным зрителем мероприятия оставалась аудитория в зале. На ее внимание и на ее реакцию было направлено все, происходящее на сцене. В отличие от этого всем знакомого и понятного формата организаторы онлайн-мероприятий «коронавирусного» периода стараются дать онлайн-зрителю ощущение особой погруженности и присутствия.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Практически моментально с объявлением режима самоизоляции на онлайн-формат переориентировались музыканты и организаторы концертов. Звёзды стали давать онлайн-квартирники как на личных страничках в социальных сетях, так и на платформах интернет-СМИ. Один за другим к флеш-мобу онлайн выступлений присоединялись Робби Уильямс, вокалист Coldplay Крис Мартин, Боно. Большой благотворительный концерт с участием мировых звёзд, каждый из которых спел из своей квартиры, в эфире телеканала Fox организовал Элтон Джон. Не остались в стороне и российские исполнители: «Би-2», Леонид Агутин, Emin и многие другие. Концерт без зрителей со сцены Концертного зала им. П.И. Чайковского дал Денис Мацуев. Театры по всему миру проанонсировали онлайн-трансляции величайших постановок с самых знаменитых сцен, от Венской оперы до Метрополитен-опера.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Учатся жить в новой реальности и организаторы сборных концертов. 28 марта на сцене «Крокус Сити Холла» большой музыкальный марафон «Все будет хорошо», в котором приняло участие более 30 исполнителей провела «Русская Медиагруппа». 12 апреля трехчасовой концертный марафон «Мы вместе» – в поддержку медиков – состоялся на главной сцене Большого театра. 27 апреля в Парке «Патриот» звёзды под эгидой «Русского Радио» исполнили без зрителей военные песни. Правда, в случае с Большим Театром выступление вышло боком для многих участников: более 30 человек, участвовавших в подготовке шоу, заразились коронавирусом. Так что даже при проведении онлайн-мероприятия, подразумевающего отсутствие зрителей и минимум организаторов, безопасность остается первостепенным вопросом. И этот вопрос на данный момент до конца не решен.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Сегодня огромное количество ивентов перенесено в онлайн – говорит Денис Максимов, генеральный директор ивент компании Артего, продюсер масштабных мероприятий, в том числе церемонии награждений Олимпийских игр в Сочи, фестивалей электронной музыки, на которых выступили Armin Van Buuren, David Guetta, John Digweed, и других. – Исключение составили спортивные мероприятия, потому что они отменены законодательно. Но спорт может спокойно существовать без публики. Экономика любого спортивного события – это трансляции. Когда мы делали реалити-шоу М1 Fighter, мы заполняли полный "Олимпийский" зрителями, но с продажи билетов окупалась лишь маленькая часть вложений, а основные спонсоры привлекались именно трансляцией. И это работает практически с любыми соревнованиями, матчами... Но, думаю, из кризиса именно спорт выйдет быстрее: потому что это не только индустрия развлечений, но и пропаганда ЗОЖа, некий полезный вид активности. Я продюсировал церемонии награждения на Олимпиаде в Сочи и своими глазами видел, насколько мощный заряд энергии спорт дает зрителям, насколько сами они стремятся после подобных событий начать заниматься спортом. Что касается музыкальных ивентов, на мой взгляд, их ждет гораздо более сложный путь. И для них найти свою нишу в онлайн сейчас особенно важно».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Для проведения онлайн-события масштаба большого сборного концерта организаторам зачастую необходимо определиться с рядом вопросов: на какой платформе пройдет трансляция; как привлечь зрителей и рекламодателей и – в период пандемии – как обеспечить безопасность для артистов и организаторов на площадке. Необходимость монетизации онлайн-ивента – наиболее острый и важный аспект подготовки мероприятия в новых реалиях, когда онлайн-трансляция – не сопутствующий инструмент коммуникации со зрителем помимо самого живого действа, а главное и единственное событие. При этом аудитория онлайн-выступлений зачастую во много раз превосходит количество зрителей, которое уместит даже самый большой концертный зал. Что может стать для потенциальных спонсоров заманчивым поводом поддерживать онлайн ивенты и после карантина.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

С большой вероятностью онлайн-мероприятия никогда не смогут стать полноценной заменой живым ивентам. Ощущение единения с аудиторией, сопричастности к большому действу – те эмоции, ради которых в большинстве своем люди и отдают деньги за билеты на концерты, спортивные состязания, шоу. «Безусловно, онлайн-ивентов после карантина станет больше, чем было до него, – отмечает Денис Максимов. – Но, уверен, все вернется на круги своя. Это можно предположить на примере прошлых пандемий – свиного гриппа, птичьего гриппа – они также затронули десятки стран и во многих из них был также введен очень строгий карантин. Ивент был под большим ударом, но потом, через полгода, через год, всё стало, как раньше. Думаю, сценарий повторится».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И все же на сегодняшний день возможность перенести событие в диджитал решает сразу несколько болезненных проблем: помогает с адаптацией зрителям, застрявшим в четырех стенах, а также поддерживает индустрию, позволяя ей избежать полного краха. Ведь подготовка любого онлайн-события – это рабочие места для организаторов и участников (пусть и меньшего их числа), это упоминаемость бренда и повышение лояльности аудитории к нему. А кризисный период – самое время поработать над имиджем, коммуникацией с аудиторией и создать задел для будущих свершений.