Искусство в моде или модное искусство: тренд на арт-фэшн коллаборации

Мода и искусство неразрывны, они всегда идут рука об руку. Создание коллекций – это такой же творческий процесс, как, например, написание картины. Кроме того, совместная работа художников и модельеров безусловно приносит пользу обеим сторонам. Бренды благодаря такому сотрудничеству позиционируют себя как образец утонченного вкуса, а художники, таким образом расширяя свою аудиторию, могут завоевывать сердца большего количества поклонников. Разбираться в том, что было первым мода или искусство будет бьюти-эксперт Дарья Мудрова.
Искусство в моде или модное искусство: тренд на арт-фэшн коллаборации

Арт и мода сегодня – это про осознанность, возможность сделать из обычной вещи уникальную при наименьших непродуманных тратах. Для этого, например, достаточно перенести картину на одежду, обувь или даже любой аксессуар, и вот, обычные кроссовки становятся стильной обувью, проповедуя месседж на злобу дня. Подобные коллаборации не ноу-хау, такое совместное творчество удачно работает не одно десятилетие.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Например, коллаборации прет-а-порте (фр. prêt-à-porter, буквально «готовое к носке») — модели готовой одежды, поставляемые крупными модельерами в массовое производство. Одежда продается как в маленьких магазинах — бутиках, так и в крупных универсальных магазинах.

Еще в 1930 году Эльза Скиапарелли представила коллекцию с элементами полотен Сальвадора Дали. В 1965 Yves Saint Laurent покорил публику платьями с графикой Пит Мондриана, подчеркнув тем самым актуальность кубизма в 60х, уже после смерти самого художника в 1944 году. Коллекция 1991 года Донателлы Версачи пестрила принтами Мэрилин Монро и Джеймса Дина в исполнении Энди Уорхола.

Фото: Дарья Мудрова, выставка Comme des Garcons Рей Кавакубо, 2017 г. музей Метрополитен
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По праву название эпохальной носит коллекция Рей Кавакубо Comme des Garcons. Грань, где здесь заканчивается мода и начинается искусство, еле уловима. Вдохновленная легендарным хореографом Мерсом Каннингемом, в 1997 году Кавакубо создала новаторскую сногсшибательную коллекцию «Body Meets Dress, Dress Meets Body». Дело в том, что дизайнер использовала накладки под одежду, которые создавали впечатление различных наростов на теле. Таким образом Кавакубо своеобразно высмеяла каноны идеального тела того времени. В книге Comme Des Garçons: Unlimited модельер рассказывала: «После долгого поиска и обдумывания идей я вдруг поняла, что хочу показать, как тело может превратиться в одежду, а одежда — в тело. Это была попытка создать нечто принципиально новое».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Британский бренд Александр Маккуин привлек к сотрудничеству эпатажную звезду арт-маркета Демиана Херста, вместе они подарили миру коллекцию шарфов с принтами черепами. А в 1999 году на показе новой коллекции «весна-лето» Маккуин показал публике своеобразный перфоманс: модель Шалом Харлоу предстала на круглом подиуме, который крутился как у заведенной куклы, в это время на ее белоснежное хлопчатобумажное платье две машины распыляли желто-черные краски. Этим Маккуин пытался донести, что модная индустрия превратилась в бездушного робота, которого интересует только коммерция.

Фото Дарья Мудрова, выставка Louis Vuitton, 2017 г. Нью Йорк
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Один из самых больших любителей совместного творчества – модный дом Луи Виттон. Для именитого бренда взаимодействие с художниками началось еще в 80-х годах, но полноценное интегрирование пришлось на более современный период, эпоху правления дизайнера Марка Джейкобcа.

В 2003 году японский художник Такаси Мураками переделал традиционный коричневый логотип Луи Виттон в белый с разноцветным, добавив в него изображение вишневого цветка. Коллекция зашла на ура и через год художник добавил к уже существующим расцветкам еще и деним. Логотип стал невероятно желанным среди подростков того времени. Это сотрудничество обернулось огромным успехом не только для модного дома, но и для самого Мураками, который стал одним из самых узнаваемых художников современности. Еще одной яркой коллаборацией стало сотрудничество Луи Виттон с самой дорогой художницей Яёи Кусамой. Вместе они создали лимитированную коллекцию одежды, обуви и аксессуаров, украшенных ярким психоделическим рисунком в горошек. В продолжение проекта она создала необычный дизайн интерьера и витрин магазинов Луи Виттон, которые были усыпаны ярким горохом, или «сетью бесконечности», как назвала это художница. Также бренд прославился коллаборацией с Джеффом Кунсом, на сумках были изображены художественные работы импрессионистов и художников возрождения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фото: Дарья Мудрова, выставка Louis Vuitton, 2017 г. Нью-Йорк

В 2020 Джуди Чикаго ­­– известная художница-феминистка создала инсталляцию для показа Dior, который прошел в музее Родена. Для этого было создано иммерсивное пространство с фигурой богини, расположенной на специально сотканном подиумном ковре с цветочным принтом. «Джуди Чикаго предлагает нам пересмотреть гендерные роли и властные отношения, которые определяют, как мы живем сегодня вместе», — говорилось в заявлении Dior.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Коллаборации с художниками используют не только дома высокой моды, но и представители масс-маркет ритейла. «Искусство для каждого» с таким лозунгом бренды вышли на авансцену.

Фото: Анастасия Давыдова

На сайте Calvin Klein можно увидеть купальники, футболки, сумки, жакеты, аксессуары с принтами картин Энди Уорхола. В 2018 году бренд сделал коллаборацию с The Andy Warhol Foundation for the Visual Arts, мужские и женские модели доступны и сегодня.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Uniqlo сработал с Нью-Йоркским МОМА. Вместе они создал коллекцию футболок с принтами Жана-Мишеля Баскията, Кита Харинга, Джексона Поллока и Нью-йоркского стрит-арт артиста Тимоти Гудмана.

Gap в 2014 году открыл поп-ап магазин под названием «White Space at Frieze». Бренд представил футболки с принтами Алекса Кац, Йоко Оно, Ричарда Филлипса, Петера Линдберга и других.

Urban Outfitters выпустил черные футболки простого кроя с принтами короны от Баският.

Заслуживает внимания и премиальная линейка Vault by Vans вместе с художником Ральфом Стедманом и организацией WildAid. Вместе они выпустили коллекцию, главной идеей которой было привлечь внимание к исчезающим видам животных. На обуви, одежде и скейтбордах изображены виды, которые находятся на грани исчезновения, например, дальневосточный леопард, бабочка-монарх и другие.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фотограф Анастасия Давыдова, артист Мари Розенбергер

В эпоху осознанного потребления также набирают обороты ре-фешн тенденции. Например, очень часто художники сами становятся дизайнерами, заключают контракты на создание уникальных арт-фешн коллекций, устраивают арт-фешн показы. Адепты современного искусства раскрашивают обычные пальто, футболки, худи, джинсы, комбинезоны, создавая тем самым эксклюзивные вещи и предоставляя возможность ценителям современного искусства приобретать арт по доступной цене. Примеры таких работ можно встретить в маленьких галереях современного искусства в Нью Йорке.