Казалось бы, мы с вами уже давно существуем в условиях больших городов, развитой науки, передовых технологий и доступной информации. Нам уже не надо объяснять непонятное с помощью потусторонних сил, обрядовых запретов или обитающей по соседству нечисти. Тем не менее, такая модель мира (казалось бы, давно утраченная) всё ещё живёт в нас — и впитывается с самого детства. Как раз через фольклор.
Фольклор и современность: как наследие и традиции наших предков живут в нас до сих пор

Народные сказки, писанные кровью
Колобок виртуозно избегает расправы от разного лесного зверья, но в итоге погибает, сев лисе на нос. Вывод простой — лесть и хитрость опаснее силы. Сжег Иван-царевич кожу лягушиную и нарвался на неприятности, теперь бежать за тридевять земель, высвобождать любимую из лап Кощея. Мораль — не делай, чего не просят. «Тепло ли тебе девица», — спрашивает зимний лесной дух Морозко у двух девушек. Одна покорно соглашается, вторая же рубит правду-матку. Первая уходит живой и с наградой, от второй в родной дом возвращаются только кости. Не проси у сильных, в тебе не заинтересованных. Не провоцируй жестокость, соблюдай правила и не нарушай запреты. Ведь ты, человек, уязвим в этом страшном мире.
Эти и многие другие сюжеты не обязательно были инструкцией по применению. В конце концов, сказка, а уж тем более волшебная сказка — жанр исконно взрослый, самое то для эпохи, когда развлечений не так уж и много. Но даже дети узнают, чем живет традиционное общество из повседневных поведенческих паттернов и повторяющихся из раза в раз речевых оборотов. В жаркий полдень в поле работать нельзя — полудница нападет (про солнечный удар еще не знали). После Ильина дня купаться нельзя — прихвостни водяного утащат (что явно страшнее чем банальное «холодно уже, простудишься»). В баню после полуночи не ходи — банник задерет (или просто угоришь в парной, а все уже спят кто тебя вытащит).

Но далеко не весь фольклор служил эдакой техникой безопасности, написанной кровью. Запреты и предписания касались и вещей, менее очевидных современному городскому жителю. Например, пасхальное крашеное яйцо спасает жилище от пожара. Рукопожатие через порог может запустить в дом злобную сущность. Колдун на свадьбе — обязательный гость (даже если он неприятный, сварливый и плохо пахнет). Послать к черту или к лешему чревато не только обидой, но и тем что помянутые черт с лешим придут за обещанной добычей... Наряду с практической пользой фольклорные традиции формировали еще одну норму: если что-то работает в не до конца изученном мире, лучше продолжать так делать — иначе мир может рухнуть.
Хорошо забытое старое
Разумеется, за прошедшие века человечество существенно продвинулось в познании мира. Какое-нибудь подношение лешему перед походом в чащу больше не обязательно, особенно если под рукой спутниковый навигатор, яркая куртка и осторожность. Смысл традиций тоже размылся либо же вовсе стерся. Кто вспомнит, что блин — исключительно поминальное блюдо, ведь теперь его можно есть хоть каждый день (разве что с оглядкой на здоровье и фигуру).
Тем не менее, исконное всё равно находит путь и занимает свое место в современности. Доигрались зумеры в мета-иронию — и слушают, как «плывет веночек вдоль ночной воды» с настоящим удовольствием. Ведущие модные бренды представляют осовремененные кокошники и косоворотки в переработанных, но всё же традиционных узорах. Этнофестивали, ремесленные ярмарки, фолк-исполнители, артбуки и видеоигры, музеи и выставки, наконец, праздники и народные гуляния. Всё это безжалостно эксплуатирует подобие культурного кода или бережно вычленяет настоящие, аутентичные остатки — но и то, и другое вызывает неподдельный интерес у тех, кто тянется к корням.

Конечно, многое из фольклорного наследия было утрачено или заменено. Типовые «ансамбли русской песни» стерли грани костюмов, манер исполнения или даже гендерного состава (которые могли разительно отличаться не только в разных регионах, но даже в соседних деревнях). Сказки из взрослых стали куда более детскими — и страшные, кровавые, а то и неприличные подробности ушли как травмирующие. А с ними вместе ушла и часть смысла, заложенного еще со времен древних обрядов инициации. Настоящее и самобытное часто подменяется наносным, стилизованным, коммерческим. Вместо истинной культурной памяти мы получаем Масленицу с чучелом на городской площади, ансамбль «Золотое кольцо» и мультяшных богатырей. Поймите правильно, они от этого нисколько не плохие, просто... другие.
Прошлое в настоящем и будущем
Традиции не умирают насовсем. Они могут устаревать, развенчиваться, порицаться под влиянием времени — но куда чаще они эволюционируют и подстраиваются под новое время. Сколько раз цивилизация пыталась заменить традиционное сознание, насаждая, пропагандируя, запрещая — в смене старых верования на религиозные догмы или в борьбе с предрассудками. Традиционное общество оставалось, хоть и не таким громким, жило в тех самых словах, в тех поступках, которые стали просто не такими понятными и объяснимыми. И до сих пор житель 21го столетия нет-нет да и плюнет трижды через плечо, спросит кукушку, сколько ему осталось, и подпоет чему-нибудь народному.
Конечно, интерес к наследию предков, а следом за ним и любовь к корням непостоянны. Волна нарастает, все создают кружки славянофилов, ходят в рубахах и пишут о русской душе — а потом переключаются. Затем еще одна волна: поют в кокошниках и сарафанах, возят за границу «Русские сезоны», ищут старые сказки не только о царевичах, но и о дураках — и снова успокаиваются. Сегодня мы в очередной раз видим эту волну (а то и седлаем, как авторы песен, модельеры, киноделы и даже подкаст «Мрачные сказки»). Соблюдение аутентичности или сиюминутная стилизация хороши тем, что они провоцируют человека на диалог с традицией внутри себя. На диалог с самим собой. На ту самую пресловутую «мудрость предков», «опыт поколений» и «народную самобытность». Так что понимая что-то новое о своих корнях или знакомясь с чем-то малоизвестным мы обретаем ненадолго потерянную частичку древней, многоплановой, разнообразной культуры — и узнаем что-то о самих себе.
