«Читаем» икону Богородицы: как разобраться в нюансах и понять смысл

Любая деталь иконы — цвет фона, жест, бахрома на одежде или застежка на плаще — имеет свой смысл. Сегодня на примере изображений Богородицы мы расскажем о том, как правильно читать такие нюансы, чтобы понять все тайны священных изображений.
«Читаем» икону Богородицы: как разобраться в нюансах и понять смысл

Иконопись на Руси существует с X века, и за это время сложился определенный канон — правила, благодаря которым даже для неграмотного человека икона превращалась в открытую книгу. Как в них разобраться? Это не так сложно, как может показаться!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Детали одежды

Богоматерь принято изображать в мафории — четырехугольной накидке, которую носили иудейские женщины того времени. Традиционный оттенок мафория Девы Марии — темно-красный: он напоминает о царственном происхождении Матери Божией и страданиях, которые она перенесла.

Украшен мафорий тремя звездами. Расположенная на челе является символом девства в момент рождества, на правом плече — девства до рождества, на левом — девства после рождества. Одновременно звезды воплощают в себе идею Пресвятой Троицы.

Край плата Девы Марии отделан золотой каймой. Этот цвет тоже выбран не случайно — он говорит о пребывании Богородицы в божественном свете и ее причастности к славе Господней. Туника Богоматери обычно синяя или голубая — это отсылка к ее совершенной чистоте.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По характеру складок одеяний можно понять, когда была написана иконы: частые и мелкие складки, означающие духовное переживание, чаще всего писали с VIII по XIV век, а длинные и прямые — символ спокойствия — после XIV века.

Жесты

Существует три основных типа икон Божией Матери — Оранта, Одигитрия и Елеуса, и на каждой из них Богородица изображается в определенной характерной позе.

Ярославская Оранта Великая Панагия
Ярославская Оранта Великая Панагия
Одигитрия Смоленская
Одигитрия Смоленская
Елеуса Киккская
Елеуса Киккская
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Богородица Одигитрия (в переводе с греческого это слово означает «путеводительница») держит своего сына одной рукой, а второй указывает на него — так она обращает внимание человека, стоящего перед иконой, на Спасителя.

Богородица Оранта — «молящаяся» — изображается с руками, воздетыми к небу ладонями наружу — этот жест традиционен для заступнической молитвы. Смысл жеста перекликается с тем, что вкладывали в него художники Древнего Египта — там он считался символом верности и благочестия.

Умиление или Елеуса — самый эмоциональный сюжет в иконографии: Дева Мария, склонившись к Сыну, соприкасается с ним щеками. Любой человек, взглянув на такой образ, прежде всего увидит мать, ласкающую своего ребенка. Но эта поза имеет еще один смысл — она символизирует душу, которая существует в любви с Богом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Говорящие» детали

Помимо трех основных типов существуют акафистные иконы: изображение на них иллюстрирует эпитеты, которыми Богоматерь величается в церковной гимнографии. «Говорящие» детали таких святынь очень часто связаны с конкретными сюжетами, которые выбраны для воплощения иконописцем.

Например, иконографический тип «Неопалимая Купина» восходит к ветхозаветному образу: композиция иконы изначально включала горящий куст с заключенным в нём образом Богоматери (как правило, Оранты) и Моисеем, преклонившим перед ней колени. Со временем «Неопалимая Купина» изменилась, став сложной визуальной аллегорией в виде восьмиугольной звезды, окружающей поясное изображение Божией Матери и Младенца-Христа.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Икона Богородицы Неопалимая Купина
Икона Богородицы «Неопалимая Купина» из Соловецкого монастыря
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На еще одной акафистной иконе «Всех скорбящих Радость» Дева Мария нередко изображается стоящей на полумесяце — это образ апокалиптической Жены, облеченной в солнце — символического персонажа из Откровения Иоанна Богослова.

На списках Иверской иконы Божией Матери на лице Богородицы можно увидеть кровоточащую рану. По преданию, икону пытались отнять у пожилой женщины вооруженные воины, один из них ударил святыню копьем, и тогда из лика Пречистой потекла кровь. Увидев это, перепуганные мужчины бежали.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Иверская икона пресвятой Богородицы
Иверская икона пресвятой Богородицы

Но как же разобраться во всех этих деталях?

Наверняка сейчас у тебя возник этот вопрос — ведь начинает казаться, что надо знать в совершенстве всю богородичную гимнографию, а для этого неплохо сначала выучить основы церковно-славянского языка. Но важно понимать, что, оказавшись перед иконой, важно видеть не ее, а одну и ту же Богородицу, к которой обращаются люди за помощью уже много веков.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Всего сейчас существует около 800 почитаемых икон Богородицы. Прошло время, когда иконописцы в России работали «подпольно». Сейчас в нашей стране это искусство находится на подъеме, и новые священные изображения появляются постоянно. Например, в 1992 году Александр Соколов написал чудотворную икону «Неупиваемая чаша» — сейчас она известна во всем мире.

«Многие художники считают, что иконопись — живое искусство. Оно не должно быть только повторением, ведь если мы будем осуществлять бесконечный копипаст, то ничего не проживем и не почувствуем», — так считает художница Вероника Пономарёва-Коржевская. Сейчас 18 ее работ можно увидеть на выставке «Лики Марии — Образы Света», которая проходит на Волхонке в «Центре искусств. Москва».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Полотна Вероники выполнены в точном соответствии с каноном, сама она соблюдает все требования, предъявляемые к образу жизни иконописца, а сюжетами для ее картин стали имена Богородицы из церковной гимнографии. Художница позволила себе лишь одну вольность — фотореалистичный фон для традиционных ликов.

Например, на картине «Хранительница России» за спиной Богородицы изображена обычная деревушка. «Среди домов нет ни одного храма, — говорит Вероника. — Это сделано намеренно: так я хочу показать сакральность самого русского пространства. Даже когда мы не видим церкви или монастыря, то всё равно чувствуем, что где-то неподалеку они есть».

Картина Вероники Пономарёвой-Коржевской Хранительница России
Картина Вероники Пономарёвой-Коржевской «Хранительница России»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вероника — не только художница, но и режиссер. Снимая свой документальный фильм «Путь», она вместе с соавтором Олесей Шигиной проехала от Москвы до острова Русский в плацкартном вагоне. Людям, которых они встречали, Олеся и Вероника задавали самые разные вопросы — о русской душе, о будущем России, о том, что сейчас волнует россиян больше всего.

«Это удивительная картина — ты едешь сотни километров, и не видишь ни одного строения, а потом замечаешь в лесу какой-то одинокий домик, в окнах которого горит свет. Как он сохранился? Кто в нем живет? Это загадка и сказка, которую больше не встретишь ни в одной стране мира. Это бескрайнее русское пространство во многом и сформировало нашу душу, и именно она и является нашим главным богатством», — говорит художница.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Посмотреть на работы Вероники Пономарёвой-Коржевской можно до 9 ноября. А потом стоит перейти в другие залы музея, где представлены старинные иконы, и остановиться возле каждой из них, чтобы попытаться понять смысл каждой. Не бойся ошибиться — не обязательно разбираться в гимнографии в совершенстве, чтобы испытывать самые разные чувства при виде произведений искусства.