Алена Архарова: «Моя профессия заставляет постоянно учиться и осваивать новые инструменты»

За свою карьеру Алена Архарова работала с различными видами маркетинга. Обучаясь всему на практике, она выросла в уверенного профессионала с опытом создания международных проектов и работы со сложными продуктами. Она рассказала о том, почему выбрала продуктовый маркетинг и о своей работе в инновационном tech-стартапе.
Алена Архарова: «Моя профессия заставляет постоянно учиться и осваивать новые инструменты»

Как вы пришли в продуктовый маркетинг?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

При поступлении в университет я не была знакома с понятием «продуктовый маркетинг», поэтому закончила бакалавриат ВШЭ по специальности «Мировая экономика и мировая политика». Уже на более позднем этапе своей карьеры я поняла, что хочу быть product marketing manager, потому что эта профессия заставляет тебя постоянно учиться и осваивать новые инструменты. Также мне нравится то, что эта область тесно связана с технологиями: для того, чтобы придумать позиционирование продукта и объяснить покупателю его принцип работы и ценность, мне необходимо самой глубоко разбираться в его технических особенностях. Уже будучи зрелым специалистом, я решила, что хочу получить дополнительное образование в сфере маркетинга, и поступила в Haas School of Business при университете Беркли в США. Его я закончила в этом году, и уже в октябре буду выступать там с лекцией.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что вы можете назвать отправной точкой вашей карьеры?

Поворотным моментом для меня стала стажировка, которую я проходила в Яндексе, обучаясь на третьем курсе университета. Я работала над организацией Yet Another Conference 2013 – крупнейшей IT-конференции в России. Впервые попав в сферу IT, я влюбилась в нее и поняла, что хочу так или иначе связать с ней свою будущую деятельность. Во-первых, мне очень импонирует атмосфера уважения к личным границам человека, которая характерна для IT-компаний. Также мне нравится, что в IT всегда есть пространство для развития, потому что это очень динамичная и быстро растущая сфера. Я убеждена, что в будущем хороший product manager обязан будет владеть базовыми IT-инструментами, которые позволят ему оперативно анализировать большие объемы данных и работать с новыми каналами продвижения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вторым этапом знакомства с индустрией для меня стала работа в туроператоре Coral Travel. Я начинала с организации мероприятий, но постепенно начала интересоваться другими инструментами продвижения и пробовать себя в них: работала в SMM, brand-маркетинге, создавала промо-материалы и видео ролики. Тогда я впервые заинтересовалась продуктовым маркетингом и начала изучать инструменты взаимодействия с аудиторией, особенности каналов продвижения, способы выстроить позиционирование продукта и т.д.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Какой проект стал для вас основополагающим?

Мое становление как уверенного профессионала началось с работы в Emerging Travel Group – IT-компании в индустрии тревел. Мне сразу доверили два крупных b2b-бренда и предоставили большую свободу действий, несмотря на небольшой опыт в качестве менеджера. Это стало для меня огромным толчком в развитии: я быстро осваивала новые для себя инструменты, параллельно подтягивая базу. Также меня подстегнуло то, что я начала работать с людьми, влюбленными всем сердцем в свое дело. В компании я развивала стратегии привлечения клиентов к работе с брендом, создавала digital-проекты и организовывала мероприятия.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

За время моей работы в Emerging Travel Group мы создали множество крупных проектов, сотрудничали с авиакомпаниями, министерствами туризма и другими организациями. Наш международный бренд развивался очень быстро: мы начали с работы в нескольких европейских странах и за 4 года открыли более 120 рынков. Компания выросла до более, чем тысячи человек и организовала более 70 международных проектов, в том числе с AirBaltic, Visit USA, Министерством по туризму Кипра и т.д.

Особенно хочется выделить два международных проекта. Один из них – панельная сессия, на которую для обсуждения последствий пандемии для тревел-индустрии были приглашены спикеры 9 компаний из разных стран. В конференции приняли участие представители АirBaltic, Lufthansa City Center, Accor Hotels, TravelgateX, Travel&Mobility, Seera Group и Talixo. К обсуждению подключились порядка 700 слушателей. Еще одним важным проектом была работа над международной выставкой Dubai Expo в 2020 году. Мы внедряли возможность продажи билетов на выставку через наши сайты как up-sell и занимались продвижением. Проект был сложным и многоэтапным, над ним, помимо маркетологов, работали аналитики, дизайнеры и специалисты по разработке.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сейчас вы работаете в стартапе Satisfi Labs. Чем вы там занимаетесь?

В Satisfi Labs я занимаю должность Product Marketing Manager. Это первый международный проект в моей карьере. Я пришла в стартап, потому что меня всегда интересовал американский рынок: он очень богат на возможности и инновации в сфере IT, а также Америка является трендсеттером с точки зрения маркетинга.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Satisfi Labs – это tech-проект на рынке спорта, развлечений и туризма. Стартап, используя разработку по обучению AI, развивает коммуникационную платформу, позволяющую улучшить пользовательский опыт. Система запоминает темы, на которые потребитель может задать вопрос и далее, глубоко анализируя контекст и семантику текста, может распознать следующий вопрос пользователя и дать максимально точный ответ. На данный момент компания находится в процессе получения патента на технологию.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Я – первый продуктовый маркетолог в команде и на мне лежит большая ответственность, так как все решения я принимаю самостоятельно. Это очень волнительно и одновременно захватывающе. Приятно чувствовать, что ты причастен к зарождению инновационной технологии, которая изменит взаимодействие с аудиторией и повлияет на индустрию. Я планирую продолжать работать с продуктом: искать новые способы его продвижения и облегчать понимание его ценности аудиторией.