Эксперты поделились фактами о космосе ко Дню Космонавтики в плейлисте Звука

Аудиосервис Звук попросил экспертов развеять главные мифы о космосе, рассказать о том куда идти учиться, если мечтаешь стать космонавтом, что из себя будет представлять космонавтика будущего и как вообще космические исследования сказываются на нашей жизни. В проекте приняли участие космонавт, сотрудники Роскосмоса и Ракетно-космической корпорации «Энергия», научные исследователи и заместитель генерального директора космической компании Success Rockets. Прослушать тематический плейлист с подборкой эксклюзивных комментариев можно в Звуке. В преддверии Дня Космонавтики команда Звука опросила целый ряд разных экспертов по космосу, чтобы развеять главные мифы и узнать из первых уст об опыте и быте тех, кто отправляется покорять космические просторы. Аудиокомментариями поделились инженеры – Никита Чудинов, Илья Иванов и Дмитрий Ахмеров, главный редактор медиа Pro Космос – Александр Баулин, научный журналист – Михаил Котов, председатель Совета молодых ученых – Андрей Волынцев, четвертая женщина-космонавт в СССР и России – Елена Серова и заместитель генерального директора космической компании Success Rockets – Дарья Чудная.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Елена Серова, четвертая женщина-космонавт в СССР и России, первая женщина-космонавт из России, побывавшая на МКС

Как происходит подготовка к полету

Во время подготовки к полету мы, конечно, же проходим очень много разнообразных видов спецтренировок, физическую подготовку и некоторые медицинские упражнения. Медицинские тренировки включают в себя кресло ускорения Кориолиса, с помощью которого проверяют вестибулярный аппарат. Это, так называемая центрифуга, где космонавтов крутят с перегрузками на 4,8 единиц. Барокамера, в которой поднимают вас на высоту 5000 и 10000 метров, ну и многое другое. Но, пожалуй, самое необычное испытание – прохождение сурдокамеры. Это закрытое небольшое помещение (мы называли его почка), в котором вы находитесь без сна двое с половиной суток. В чем необычность этого испытания? Наверное, само испытание – не спать двое с половиной суток это очень тяжело. По мере прохождения этой тренировки вам дают определенные тесты и задачи и к концу их количество уменьшается. Вам, конечно же, все сильнее и сильнее хочется спать, но, если вы не пройдете это важное испытание, то считайте, что вы сорвали свой отбор космонавты.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Дмитрий Ахмеров, Ведущий инженер отдела внекорабельной деятельности Ракетно-космической корпорации «Энергия»
О том как стать космонавтом

В первую очередь для того, чтобы стать космонавтом – нужно очень сильно этого захотеть. Два основных, но достаточно тернистых пути: получение соответствующего образования – желательно, чтобы это был технический вуз, с профильным факультетом – например, МГТУ им. Баумана. У нас, кстати, сейчас работают на борту 3 выпускника этого вуза. Можно также рассмотреть обучение в МАИ, Физтех (МФТИ) и других университетах. Второй путь в космонавты – пойти по стезе летчика-испытателя или военного летчика. В свое время на борту также были очень востребованы врачи. Но, еще раз повторю, что самое первостепенное в этой профессии – это наличие самого желания стать космонавтом.

Михаил Котов, научный журналист
О космонавтике будущего и о том, что едят космонавты на борту

На мой взгляд — космонавтика будущего — это во многом научная космонавтика. Человечество аккуратно подходит к тому моменту, когда мы наконец сможем осуществлять пилотируемые межпланетные полеты, то есть совершать полеты до Марса, чтобы экипаж мог высадиться на нем, все осмотреть и вернуться обратно, а потом создать отдельную базу на Луне. Все это делается для того, чтобы продвинуть науку дальше и узнать больше о солнечной системе и Вселенной, в которой мы все живем.

По поводу питания, мне кажется, что самый известный миф о еде космонавтов на борту это то, что они все время едят из тюбиков. И поддерживают этот миф мультипликаторы, которые в каждом новом мультфильме рисуют, как космонавты в космосе едят из тюбиков. На самом деле это далеко не так, и на международной космической станции космонавты едят практически ту же самую еду, что едим и мы на земле. Во-первых, речь идет о консервах, практически таких же, как и у нас на столе – есть мясные, рыбные и овощные. Кроме того, сублимированная пища, которая получается при помощи сублиматора, когда из еды забирают всю влажность, чтобы она была легкой и сухой. Уже на станции ее заливают водой и она снова становится обычной. Самый простой пример сублимированной пищи – это растворимый кофе в кристалликах. А, еще, космонавты едят овощи и фрукты.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Дарья Чудная, заместитель генерального директора космической компании Success Rockets

О взаимодействии с космосом

Космонавтика для большинства жителей Земли кажется чем-то далеким и недоступным, но, на самом деле, большинство людей даже не подозревают, что они ежедневно сталкиваются с космическими технологиями и напрямую взаимодействуют с космическими спутниками на орбите. Поэтому космонавтика настоящего и будущего – это космонавтика, построенная на сервисах, которые будут работать на основе космических данных и ежедневно улучшать жизнь на земле. Давайте посмотрим, как же мы сейчас можем взаимодействовать с космосом – сначала, наверное, с самого известного – спутниковое телевидение. Главный секрет популярности этого типа подключения в его доступности: он позволяет смотреть множество каналов где угодно, даже в глухой деревне, и именно космонавтика позволяет нам это делать. Еще один близкий и похожий способ взаимодействия с космическими спутниками на орбите – это спутниковый интернет, с доступом к интернету в любой точке нашей планеты. Отдельно нужно сказать про спутниковую навигацию, которая позволяет нам получать радиосигналы от спутников Глонасс, GPS и других систем, и уже по этим сигналам, как по маякам, вычислять свое собственное местоположение в пространстве. Нам это всем знакомо даже по тому самому навигатору, который мы с вами пользуемся, когда едим в автомобиле. Но, интересно, что спутниковая навигация используется не только в личных целях, но и, например, для точного земледелия. Именно она позволяет автоматическим сельскохозяйственным машинам работать на полях, а ведь не забывайте, что есть еще самолеты корабли и многое другое.