Спектакль «Что делать»: главный герой — женщина, главная тема — свобода

Спектакль «Что делать»: главный герой — женщина, главная тема — свобода

С 29 марта по 3 апреля в петербургском Большом драматическом театре имени Г.А. Товстоногова была представлена обновленная и актуализированная версия спектакля Андрея Могучего «Что делать». Актеры трупы Андрей Феськов, Леня Нечаев и Виктор Княжев рассказали VOICE о новом прочтении спектакля.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Виктор Княжев

Сразу ли Вы согласились принять участие в ремастере спектакля?

У меня не было даже мысли не соглашаться. Сам спектакль изначально был в репертуаре театра, поэтому вопрос соглашаться или нет не стоял. Лично я не заметил изменений, спектакль изменился скорее не для меня, а для ребят, которые пришли в новый состав.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как Вы относитесь к образу жизни и мышлению своего героя – Рахметова – идеального революционера и человека нового поколения?

Не скажу, что по жизни я сам революционер, но я люблю что-то менять и прежде всего в себе. Рахметов – человек, который как раз меняет себя. Также и героиня Вера Павловна, которая меняет свою жизнь и начинает с себя. Рахметов – человек-экспериментатор. Недаром у Чернышевского написано, что Рахметов спит на гвоздях и очень много читает книги. Есть даже сцена, когда он у Лопухов просит принести ему новые книги. Он исследователь жизни. Я такой же, потому что люблю учиться, познавать что-то новое, экспериментировать над своим телом, над своими поступками и действиями в жизни. Мы с ним похожи. Непохожи, конечно, по телосложению, но внутренние ощущения моего героя схожи со мной. Так что я считаю, что попадание, если не на 100%, то на 99% точно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Какую основную тему поднимает автор произведения? Почему она актуальна и по сей день, по Вашему мнению?

Чернышевский поднимает не одну тему, там их много. Основная тема – это старое и новое, новые люди и старый мир. Также есть темы свободы, любви, равенства. Это актуально было и сейчас, и сто лет назад. Вопрос свободы выбора и свободы слова сейчас стоит еще острее, чем раньше. Говоря в эту секунду, я могу точно заявить, что сейчас это звучит очень актуально. Так что выбрать какую-то одну тему – невозможно. У нас даже по этому поводу после спектакля был ряд дискуссий, там как раз мы обсуждали все темы, которые всплывают в романе и в нашем спектакле.

Андрей Феськов

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как Вы относитесь к своему персонажу – Дмитрию Лопухову? Похожи ли Вы с ним?

Да, очень похожи, за одним лишь исключением: он – это я 20 лет назад. Сейчас я противоположность Лопухова, потому что он большой романтик и идеалист. Видимо, я таким и был лет 20 назад. Сейчас же все поменялось: я скорее прагматик, скептик, практик, лаборант и практикант.

Что было самое сложное для Вас при подготовке роли?

Самым сложным было очеловечивание текстов романа. Очеловечивание для понимания их применения на практике. Теории и философию, которые постулируют наши герои, нужно сначала перевести на человеческий язык, чтобы осознать, каким образом эти тексты связаны с реальной жизнью, с сегодняшним днём. А потом, в процессе работы, тексты снова нужно возвращать в систему лозунгов и проповедей. Ведь Лопухов, Кирсанов и Рахметов – это своего рода гуманоиды, изучающие душу человека и на основе своих выводов строящие рай на земле. Вот этот процесс очеловечивания и обратного обесчеловечивания был непрост.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что, по Вашему мнению, является главной мыслью спектакля?

Главная мысль спектакля в том, что сейчас наступило время действовать, время делать добрые дела. Если у тебя есть силы лишь на то, чтобы перевести бабушку через дорогу, значит ты обязан с сегодняшнего дня заниматься этим. Если обнаружилось желание раздать половину своих материальных благ, значит ровно сегодня настало время это делать, не откладывать на завтра или на через год, когда придут более благополучные времена. Время творить добро – это уже сейчас.

Лёня Нечаев

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Были ли Вы знакомы с произведением Николая Чернышевского «Что делать?» до работы в спектакле? Когда это было?

Да, я читал роман Чернышевского «Что делать», я читал «Дар» Набокова, где внутри романа он обсуждает Чернышевского. Я читал его уже во взрослом возрасте, потому что в школьные годы я читал не то, что нужно. Когда вся школа проходила Пушкина и Тургенева, я читал под партой Сорокина, например. Поэтому Чернышевский в школьные годы прошел мимо меня, я прочитал его года два назад и мне очень понравилось.

Чем Вас привлекла роль Александра Кирсанова?

Мне вообще импонирует не конкретно Кирсанов, а мне импонируют все эти новые люди, не все их взгляды, конечно, но многие их мысли мне близки, и мне импонирует то, что они хотят сделать с миром и человечеством.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как Вам кажется, актуальна ли тема спектакля на сегодняшний день?

Мне кажется, на сегодняшний день даже название спектакля уже супер актуально. В названии спектакля уже заложен вопрос, который сегодня беспокоит 90% нынешнего населения, когда ты просыпаешься, смотришь новости и у тебя появляется вопрос «Что делать?». Естественно, те тексты, которые звучат в спектакле, они, мне кажется, актуальны как никогда.

Ближайшие спектакли пройдут с 4 по 9 октября.