В черной-черной Русалочке: почему мы так реагируем на смену расы персонажа

Не было бы счастья, да несчастье помогло, как обычно: самой обсуждаемой темой последнего времени в рунете стала новая диснеевская «Русалочка», в которой главную роль сыграла афроамериканская актриса.
В черной-черной Русалочке: почему мы так реагируем на смену расы персонажа
Getty images, Legion media, соцсети
Елизавета Окулова

Не то, чтобы это было новостью, нет: о том, что русалочкой станет Холли Бэйли, объявили еще летом 2019 года, первая волна удивления и возмущения давно прошла. Но тут подоспел тизер и зрители убедились, что Disney не шутит. А Русалочка действительно черная.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Реакция российских зрителей была, прямо скажем, предсказуемой: «как они надоели со своей повесточкой», «теперь русалочек может кто попало играть», «скоро все актеры станут черными и гендерно-нейтральными, беда-беда, помогите». Ну и компании Disney досталось, конечно же, потому что раньше были сказки как сказки, а теперь черт-те что.

Нажми и смотри

«...это не новая интерпретация знакомой всем сказки — это уродование. Это понимает всякий, кто знаком с современными ремейками старых мультфильмов Диснея. Это продюсерские проекты, а не режиссёрские. Ничего авторского в них нет. Сплошная коммерция!»

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Нет надо снимать только одних афроамериканцев, это уже попахивает дискриминацией!»

«В черной-черной комнате в черном-черном доме на черном-черном стуле сидела черная-черная кошка' — логлайн следующего фильма Диснея!»

Но вы не думайте, что постарались только российские хейтеры, нет: тизер набрал больше 2 миллионов дизлайков на YouTube, а потом правообладатель ограничил возможность видеть количество негативных реакций, оставив только позитивные. Их чуть больше миллиона.

Давайте разбираться, откуда столько ненависти.

Ты что, совсем слепой?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Во всех бедах нелюбителей темнокожих русалок «виноват» слепой кастинг, в данном случае colour blind casting (потому что есть еще gender blind casting, который не учитывает пол персонажа), предполагающий, что роль получает актер, который лучше всех с ней справится, вне зависимости от его цвета кожи. Например, в случае с Бейли — девушка не только актриса, но и певица, а как вы помните, у русалочки был волшебный голос.

Слепой кастинг не появился ниоткуда, он призван устранить неравенство: большинство ролей в Голливуде были написаны для белых (мужчин, но мы сейчас не об этом), а это значит, что темнокожие актеры были обречены играть прислугу или друзей главных героев из неблагополучных районов. Тут вспоминается потрясающий сериал «Голливуд» о Голливуде 40-х годов, который щедро сыпет знакомыми именами и реальными звездами — Вивьен Ли уже прославилась, но еще не снялась в «Трамвае Желание», а Рок Хадсон только-только начинает свою карьеру. Но все они становятся фоном для истории в формате «а если бы»? Что, если бы на фабрике звезд раньше искоренили бы сексизм и расизм. Что, если бы тогда, в момент расцвета Голливуда, главную роль отдали бы афроамериканке?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По сюжету именно это и происходит, но в реальности тогда этого не случилось. В 1940 году актрису Хэтти Макдэниел действительно номинировали на «Оскар» — за роль Мамушки в «Унесенных ветром», и она даже его выиграла, и это был прорыв. Но ее не пустили на церемонию, угадайте почему? Из-за цвета кожи. Кажется, что это нонсенс, да? Что такого сейчас уже нет, и что у нас сплошное равноправие, дружба, мир и жвачка? Так откуда же у темнокожей русалочки больше двух миллионов дизлайков? Откуда все эти почитатели белокожей Ариэль, которые пишут целые трактаты о том, как вообще появилась негроидная раса и что под водой она никак не могла жить (ну в фильме о сказочном персонаже очень важна достоверность, правда же!)

Удивительно вот еще что: когда белые актеры играют персонажей другой расы, это никого особо не возмущает, ну по крайней мере тех самых диванных критиков повесточки. Джейк Джилленхол в роли перса в «Принце Персии»? Ок. Анжелина Джоли в роли афро-кубинской журналистки? Пойдет. Скарлетт Йоханссон в роли Мотоко Кусанаги? Отлично! Да даже белый Иисус Христос с голубыми глазами всем кажется совершенно нормальным явлением, никто не задумывается откуда две тысячи лет назад на Ближнем Востоке вдруг взялся белый голубоглазый сын Бога. Белый — значит нормальный!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Черные эльфы и прочие эксперименты

«Русалочка», конечно, далеко не первый пример слепого кастинга, явление тоже не особо новое. Но некоторые проекты выходят без особого шума, другие же вызывают у зрителя массу эмоций.

Вспомните «Побег из Шоушенка», где Рэда, ирландца, сыграл Морган Фримен, еще и получил «Оскар» за эту роль. Хотя, казалось бы, Стивен Кинг, покусились на святое! С другой стороны, в 2016 году фанаты поттерианы устроили настоящую истерику по поводу театральной постановки «Гарри Поттер и Проклятое дитя», в которой роль Гермионы сыграла темнокожая Нома Думезвени. Джоан Роулинг ответила им, что в книгах нигде не сказано, что Гермиона не была черной, почему бы нет, но они не успокоились и нашли упоминание бледности главной героини.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Одним из самых ярких примеров «слепого кастинга» был сериал «Бриджертоны». Шоураннер Шонда Раймс, подарившая нам бесконечную «Анатомию страсти», всерьез взялась за дамские романы, те самые, которые читать вроде как стыдно, но очень интересно, и создала свой собственный мир Англии эпохи регентства с темнокожей королевой. Сколько воплей было по этому поводу у любителей исторической достоверности, не сосчитать! И что же, сериал побил все возможные рекорды по просмотрам, а сейчас вовсю идет производство третьего сезона. И уж сексуальнее темнокожего герцога мы давно никого не видели, давайте честно.

А вот сериал «Анна Болейн», который может и не претендует на гениальность, но в целом не так уж плох, ожидала совершенно иная судьба: его заминусовали еще до премьеры. Лишь потому что роль второй жены Генриха Восьмого сыграла чернокожая актриса Джоди Тёрнер-Смит. Агрегатору IMDb даже пришлось обнулять результаты негативных оценок, но в итоге сериал не набрал даже шестерки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ



Еще меньший успех ждал мюзикл про Золушку, где главную роль сыграла Камила Кабейо, а гендерно нейтральную фею-крестную Билли Портер (отличный персонаж получился, кстати). Тут тоже было много сражений по поводу издевательств над классическими сказками, но, скажем прямо, зрители были возмущены не столько цветом кожи феи, сколько ее «гендерной нейтральностью». «Пусть свои сказки пишут и экранизируют... а паразитировать или прямо приватизировать сказки подло!» — возмущались зрители. Ну и в итоге у «Золушки» рейтинг 4.2 на IMDB и 4.7 на КиноПоиске (что еще хуже, если честно).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А что творилось после новости о том, что новым Джеймсом Бондом станет темнокожая женщина! Бедной Лашане Линч даже пришлось на время перестать заходить в социальные сети, потому что справиться с волной ненависти и злобы она не могла. Актриса отнеслась к этому максимально спокойно, и в интервью говорила, что понимает: люди боятся перемен, а она в данном случае стала их символом. Так что хейт на свой счет не воспринимает, ну или старается не воспринимать.

Из самого свежего и, пожалуй, забавного — новый «Властелин колец» от Amazon, приквел классической истории. Тут у фанатов Толкина было целое поле для выражения недовольства: один эльф пуэрториканец, другой вдруг старый, хоббит вообще чернокожий! При чем некоторые комментаторы честно признавались, что даже не собираются смотреть сериал.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Опять негров напихали там, где им не место. Хорошо Толкин этого всего не видит!»

«Как же меня бесит этот негроэльф»

«Я вот тоже не смотрел и не буду, а хейтить буду. Мне надоело жрать современное кино-г***о и сериальное г***о, чтобы ещё раз убедиться, что на вкус это г***о»

«Сериал не буду смотреть, не нравится то, что везде пихают так называемую повесточку »

К критике сериала присоединился Илон Маск, ну он просто не могу упустить шанс пнуть Amazon. Босс SpaceX написал на своей странице, что Толкин «переворачивается в гробу».

И хоть Amazon и заявляет, что сериал бьет все рекорды по просмотрам, но рейтинг у него удручающе низкий, и уж в этом случае проблема точно не в эльфах. Отсутствие литературной основы, множество ляпов, очень медленный темп, так себе костюмы и графика (с этим-то бюджетом!), ну и отсутствие логики — это минимальных набор проблем сериала. Фанатам Толкина он не понравился из-за ошибок и ляпов, а новички просто не поняли, что тут к чему и зачем вообще это смотреть. Да, иногда так тоже бывает.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Не все так гладко в королевстве толерантности

Может показаться, что кастинг актеров независимо от их происхождения — это дело благородное и оно позволяет добиться большего разнообразия рас на экране и на сцене. Однако все больше критиков считает, что мы должны учитывать расовую принадлежность, а не игнорировать ее. Какие тут могут быть аргументы, кроме обыкновенного расизма?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Ну например, что слепой кастинг ставит под угрозу историческую точность. Так создатель знаменитого сериала «Аббатство Даунтон» Джулиан Феллоуз считает, что приоритетом должно быть правдоподобие, а в Фолкстоне в начале двадцатого века было не очень много чернокожих. Так откуда им взяться в сериале?


Похожая проблема возникает и с адаптациями старых, уже любимых историй. Проблема постановки без учета цвета кожи может заключаться не в самом кастинге, а в том, что кастинг может стереть идентичность переосмысленных персонажей. Нет, в данном случае речь не о русалочке, героиня этой истории влюбилась и мечтала ходить по суше, чтобы быть с любимым человеком, цвет ее кожи никак не влияет на сюжет. Но если идентичность персонажа основана на его расе, хотя бы частично, то тут могут быть проблемы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Многие критики полагают, что слепые кастинги опасны, как и фраза «я не вижу расы». Ведь эта фраза отрицает все те реальные препятствия, которые приходится преодолевать темнокожим актерам на своем пути, она предлагает забыть о неравенстве и существующих проблемах: низкая зарплата, отсутствие ролей с этнической спецификой, предвзятость со стороны кастинг-директоров.


Так где же выход? Заменой colour blind casting может стать colour conscious casting — «расово осознанный» подход к подбору актеров, который активно признает и учитывает расовую принадлежность при «нетрадиционном» кастинге, а не пытается ее игнорировать. Это может выглядеть по-разному: от поиска актеров с определенным этническим происхождением до использования расы для привнесения новаторского посыла, а может даже изменения деталей постановки, чтобы показать, как раса влияет на жизнь персонажей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


С точки зрения логистики это может означать проведение дополнительных прослушиваний или дополнительное время на поиски кого-то, чье этническое происхождение улучшит сюжет. Да-да, все станет дороже и дольше, то есть продюсерам эти идеи явно придутся не по душе. Но тем не менее.

«Она черная как и я, мам!»

Новая русалочка Холли Бэйли стала звездой YouTube после того, как они с сестрой выложили в сеть кавер на песню Бейонсе, и певица обратила на них внимание. Она расшарила видео дуэта на своей страничке в соцсети со словами: «Посмотрите, какие невероятно талантливые!» и, не бросая слов на ветер, взяла их под свое крыло. В 2016 году сестры открывали в Европе мировое турне Бейонсе «Formation».

Нажми и смотри

Кинокарьера Бэйли до момента «Русалочки» складывалась не так интересно, и это было ей на руку, потому что Disney искал новые лица. Девушка отреагировала на новость о том, что она станет новой принцессой очень трогательно, похоже, что она сама не верила в то, что такое возможно. Но еще трогательнее реагировали на ее образ в сказке маленькие темнокожие девочки, которые смотрели на Бэйли в роли прекрасной русалочки и видели себя, не абстрактную белую принцессу, а себя.


Ведь на самом деле, очень сложно понять важность репрезентации будучи белым человеком. Белые люди везде — в литературе, в телевизоре, в кино, на театральной сцене. Другим расам до сих пор приходится часто довольствоваться ролями плохих парней, а каждый раз, когда вдруг кто-то пытается сломать этот стереотип, они получают волну хейта. Кстати, именно россиянам может быть понятна эта мысль — нравится ли вам, что нас постоянно изображают в виде мафиози в американских фильмах? Нет, правда же? Вот это сила репрезентации.
Всем нам нужны герои, с которыми мы можем себя ассоциировать.