«Жестокий романс»: почему прославивший Гузееву фильм получил такое название
Разгадка названия фильма Эльдара Рязанова, где восхитительно красивая и юная Лариса Гузеева сыграла свою дебютную роль, навсегда оставшуюся для нее главной, интереснее, чем можно подумать! Как ты, наверное, уже поняла, дело вовсе не в том, что на экране постоянно поют цыгане, а подлец Сергей Сергеевич Паратов цинично обходится с бесконечно любящей его Ларисой Дмитриевной Огудаловой.
Как признавался сам Рязанов, в первую очередь он ставил своей целью избежать сравнений с советским фильмом 1936 года «Бесприданница», также поставленным по одноименной пьесе Островского.
Вдобавок режиссер всегда питал слабость к романсам и решил сделать их неотъемлемой частью картины — слова песни «Я словно бабочка к огню» он даже написал сам. Кстати, напрасно некоторые до сих пор думают, что в фильме пела Гузеева — для записи песен Ларисы пригласили известную цыганскую певицу Валентину Пономареву.
Исполнительница главной роли даже не озвучивала собственные реплики, ее вокальные данные показались Рязанову неподходящими. За Огудалову-младшую в «Жестоком романсе» говорит Анна Каменкова — ее нежный голос идеально совпадает с хрупким образом героини и юной красотой Гузеевой.
Но вернемся к названию фильма. Почему Рязанов выбрал именно такое, сдвинув фокус с истории бедной девушки, которая «любви искала, и не нашла»? Любовь режиссера к романсам как таковым не дает полного ответа. Разгадка кроется в истории массовой культуры середины XIX века.
Песня из фильма «Жестокий романс» — «А напоследок я скажу...»
Самыми модными у горожан в то время то были песенки в стиле «жестокого романса». Причем никаких особенных жестокостей в этих куплетах не было — в основном живописались любовные истории разной степени трагичности, желательно со смертью в финале. Обязательным условием был высокий накал чувств героев и разного рода противоречия, в том числе экзотические (он богач - она пастушка, он английский моряк — она японская гейша, и так далее). Ценились такие детали, как утраченная невинность, измена, ревность, самоубийство и убийство, тюрьма и банкротство.
Своим исполнителям, сочинителям и слушателям «жестокие романсы» казались прекрасными сильными балладами, но более-менее образованному человеку сразу становилось предельно ясно, что это воплощение максимальной пошлости, смешной в своей напыщенности.
Эльдар Рязанов назвал свой фильм «Жестокий романс», потому что, взяв за основу пьесу Островского «Бесприданница», построил свое произведение по законам другого жанра. При всей трогательноси и «жизненности» истории, действуют в ней малозначительные предсказуемые люди, двигаемые мещанскими мелкими интересами.
Что, конечно, не отменяет трагедию гибели обманутой девушки. Но подтверждает — в таком окружении у нее не было ни малейшего шанса увидеть большую жизнь и испытать настоящее взаимное чувство. В лучшем случае она бы повзрослела и стала ведущей программы «Давай поженимся».
Фото: кадры из фильма