Неудачники-2023: каким фильмам не дали «Оскара» и почему их все равно надо смотреть

В этом году у нас получился «Оскар одного фильма», но это не значит, что среди номинантов, ушедших домой с пустыми руками, не было достойных претендентов! Наша кинообозревательница Елизавета Окулова рассказывает, кто из «лузеров» достоин внимания.
Неудачники-2023: каким фильмам не дали «Оскара» и почему их все равно надо смотреть
Legion-Media

В этом году оправившийся после пандемии и прочих передряг «Оскар» отдал почти все самые важные призы сюрреалистичному «Все, везде и сразу», немного помахал рукой феминисткам на «Говорят женщины», погладил по голове восставшего из пепла Брендана Фрайзера, ну и совершенно проигнорировал самые интересные фильмы года. Не то, чтобы такое происходило в первый раз, но все равно немного обидно, особенно когда «счастье было так возможно», то есть вроде как номинировали, но совсем ничего не дали.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Рассказываем, за кого нам особенно обидно!

«Банши Инишерина», Мартин Макдона

Номинаций: 9

Legion-Media

Новая картина Мартина Макдоны была представлена в его любимой Венеции (у каждого режиссера есть свой фестиваль, куда он регулярно ездит, и с которым у них обычно серьезные отношения), где получила призы за сценарий и за лучшую мужскую роль, разжилась несколькими «Золотыми глобусами», девятью номинациями на «Оскар» и...осталась не у дел. Не досталось статуэток ни отличным актерам, ни самому Макдоне, даже утешительного сценарного приза не получили «Банши Инишерина» . А тем временем это прекрасная черная комедия (от режиссера мы другого и не ожидали) о конфликте фермера и скрипача. Скрипач Колм однажды решает перестать дружить с фермером Подриком, просто потому что не хочет больше тратить время на досужую бессмысленную болтовню и выбирает искусство. Нелепо, но очень жизненно, как обычно у Макдоны. «Ему что, 12?» — спрашивает один из героев, и ему отвечает идущая где-то фоном гражданская война. При желании все конфликты можно разрешить, миру нужен мир, но только вот люди часто действуют так, как будто застряли в двенадцатилетнем возрасте.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Фабельманы» , Стивен Спилберг

Номинаций: 7

Legion-Media

Детские воспоминания Стивена Спилберга превратились в трогательную ленту с прекрасным образом творческой мамы, созданным Мишель Уильямс. Критики писали, что ее надо было номинировать на «второстепенную роль» и там бы она действительно получила Оскар (в основной актерской категории было не протиснуться между глыбами Кейт Бланшет, и Мишель Йео), но роль никак нельзя назвать второстепенной, она там главная! Даже не мальчик (как бы маленький Стивен), который «заболел» кино так, что не мыслил жизни без него, а именно мама. Потому что «Фабельманы»- это драма женщины, у которой было множество планов и желаний, и которая посвятила себя себя семье. Прекрасной семье, безо всяких возражений, но все же посвятила, а могла бы стать, например, всемирно известной пианисткой. Спилберг явно проработал этой картиной все свои детские травмы, ну а там этот затяжной сеанс подарил один из лучших его фильмов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Тар», Тодд Филд

Номинаций: 6

Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Фильм, за которой Кейт Бланшет должна была получить «Оскара», но не сложилось, точнее сложилось, но у Мишель Йео. То ли «Тар» оказалась слишком сложным, то ли академики решили, что у Кейт уже две статуэтки, нечего собирать коллекцию, история умалчивает. Ну а нам осталась история Лидии Тар, которая становится первой в истории женщиной-дирижёром Берлинского филармонического оркестра. Она умна, талантлива, прекрасна, успешна — ученица Бернстайна, лауреатка премий, у нее берет интервью знаменитый автор знаменитого «Нью-Йоркера». Но при этом не очень приятный человек, и после смерти одной из ее протеже, репутация Лидии оказывается под угрозой. Мы уже видели много всего и об институте репутации, и о злоупотреблении властью, и о культуре отмены, но при этом все эти истории авторы почему-то жирно приправляют моралью, пишут неоновыми буквами слово «правда» и не оставляют места для рефлексий. А Тодд Филд как раз оставляет и ему за это отдельное спасибо.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Треугольник печали», Рубен Эстлунд

Номинаций: 3

Legion-Media

Любимец Канн, шведский режиссер Рубен Эстлунд, которого вы можете помнить по «Квадрату», вернулся с очередной порцией критики капитализма, но какой-то совершенно неубедительной, так что мы включили его в список, но больше для галочки, тот же «Белый лотос» в двух сезонах критикует капитализм и тоньше, и веселее, и зубастее. Однако Эстлунд забрал главный Каннский приз и мог рассчитывать хоть на что-то на «Оскаре», но нет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • В целом тенденция критики капитализма выглядит немного комично, превращаясь практически в «пчелы против меда», потому что критикой это занимаются сплошь белые, привилегированные, богатые мужчины. Наверное, наиболее убедительным вариантом тут было бы создание карикатуры на самих себя, но нет: у Эстлунда главные герои парочка моделей, которые едут в круиз. Лайнер их, конечно же, терпит крушение, а необитаемый остров, где оказываются выжившие, меняет иерархию маленького общества. Ну что же, это в целом занимательно.

«Солнце мое», Шарлотта Уэлс

Номинаций: 1

Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А вот тут правда обидно, действительно хороший фильм, весьма благодушно принятый и фестивалями, и кинокритиками, но совершенно не «оскаровский». Ну да, что тут обсуждать, нет никакой драмы и подоплеки, просто девочка проводит каникулы с отцом в Турции. Родители разведены, отец живет отдельно и довольно далеко, так что видятся они редко, и этот отпуск — вроде бы некое воссоединение, а вроде бы и просто набор кадров из жизни, без какого-то особого смысла. Ведь разве это не то, что переживают все девочки-подростки? Разве используя прием рассказа в рассказе, точнее старых видеозаписей, не поведали нам самую что ни на есть типичную историю взросления и роль отца в ней — немного отстраненного, не всегда понимающего, что делать, но безусловно любящего?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Миссис Харрис едет в Париж», Энтони Фабиан

Номинаций: 1

Legion-Media

Ремейк телефильма 1992 года с Анжелой Лэнсбери, которую вы все знаете по сериалу «Она написала убийство», скромно претендовал на «Оскар» за прекрасные костюмы, да и его не получил. Но это просто идеальное кино под запрос «что бы такого доброго и легкого посмотреть». Овдовевшая уборщица, которой вдруг внезапно привалило деньжат, решает поехать в Париж за платьем Dior. Ну вот так, захотелось ей платье. Действие происходит в после Второй Мировой и получить заветное платье от кутюр оказывается совсем непросто. Но мисс Харрис не остановить! Она очаровывает чуть ли не весь дом Диор, а заодно какого-то французского аристократа, правда потом оказывается, что у аристократа свои интересы. В общем, платье превращается в драму дома Dior, но он выстоит. И миссис Харрис тоже.