Супермаркет Chanel и демоны Маккуина: 5 показов, которые заставят задуматься

Фэшен-индустрия давно стала важнейшей частью современной культуры и общественной дискуссии, заставляя задуматься о вечном, трудном, сложном. Дизайнеры прячут свою философию в игру света, оттенки, ткани и даже жесты моделей. Готова раскрыть их тайные послания?
Супермаркет Chanel и демоны Маккуина: 5 показов, которые заставят задуматься
Getty images

«Я думаю, что красота есть во всем. То, что "нормальные" люди воспринимают как некрасивое, я обычно вижу как нечто прекрасное», — говорил легендарный британский дизайнер Александр Маккуин. Совершенно неудивительно, что его модные показы превращались в скандальные и противоречивые перформансы, которые сложно было охарактеризовать одним словом. К нему на шоу приходили не столько для того, чтобы увидеть новую коллекцию, а чтобы испытать катарсис, выйти из зала с перевернутым внутренним миром и новой философией жизни.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Это просто пощечина нам», «Это возвращает нам веру в настоящую моду», — писали ошеломленные критики, собирая мысли по крупицам после шоу Маккуина, который без страха и осторожности разбивал социальные шаблоны и возводил на их обломках свою философию. И делал так, конечно, не только Александр, но и многие другие дизайнеры, которые планировали модные показы не для того, чтобы показать одежду, а чтобы «найти то, что спрятано в душе», — так говорил Ральф Лорен.

Chanel в супермаркете

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Когда звезды и журналисты получили приглашение на показ осенне-зимней коллекции Chanel в 2014 году, то не сразу поняли, в чем подвох. А когда они прибыли на место, то слегка оторопели: почему вдруг навигатор завел их в парижский супермаркет? Это было глобальным замыслом Карла Лагерфельда, который перестроил павильон под огромный магазин с настоящими продуктовыми полками, тележками, корзинками и проходами между стеллажами, по которым в розовых кроссовках вышагивала Кара Делевинь.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

С одной стороны, в этом перформансе Карл рассуждал о связи моды как искусства и коммерции: какими бы высокими ни были фэшен-замыслы творцов, их нужно продавать. С другой стороны, дизайнер сделал акцент на эпохе консьюмеризма, в которой мы с тобой живем – нам доступно всё, но нужно ли нам такое изобилие? Под конец шоу Лагерфельд провел небольшой психологический эксперимент с гостями показа, разрешив им забрать с полок супермаркета Chanel всё, что они захотят. И звезды вместе с модными критиками стали сметать упаковки с брендовым логотипом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Нужны ли им были эти крупы и бутылки с соком? Вряд ли. И на выходе из павильона охрана разрешила забрать с собой только овощи и фрукты, а остальные продукты были переданы малоимущим жителям Парижа. Так что шоу гости покинули с легким чувством неловкости и пищей – но не для желудка, а для размышлений.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Психиатрическая клиника Александра Маккуина

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

То, что Маккуин не боялся никаких социальных тем, ты уже наверняка догадалась. Британский кутюрье не просто посмеивался над индустрией, как это иногда делал Лагерфельд, а открыто насмехался над человеческими пороками и страхами. Общественных табу или просто компрометирующих тем он не просто касался, а использовал без купюр. В коллекциях Александра есть отсылки к судьбе семьи Романовых, размышления на тему финансового кризиса, который он изобразил с помощью моделей в клоунском гриме, и другие «взрывоопасные» темы.

В общем, почти о каждом шоу Маккуина можно рассказывать бесконечно, но мы вспомним то, которое вдохновило создателей фильма «Круэлла». Помнишь сцену, в которой главная героиня работает над платьем из золотистых бусин, которые в итоге оказались личинками бабочек? Насекомые разлетелись во все стороны, когда баронесса открыла дверь в хранилище, обнажив перед ней жестокую правду, которой она чуралась.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А ведь это идея Маккуина! В 2001 году он презентовал шоу, которое превратилось в психологический эксперимент. Зрители расселись, в зале зажегся свет, но еще час показ не начинался, а гостям приходилось смотреть на установленный перед ними зеркальный куб. Они видели свое отражение и отворачивались от него, не в силах выдержать собственный взгляд. После на подиум вышли модели с перевязанными бинтами головами – это отсылка к психиатрической клинике и тому, что у всех нас есть свои внутренние демоны.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В финале шоу куб разбился – внутри на кушетке лежала британская писательница и журналистка Мишель Оллей, а вокруг нее порхали те самые бабочки, которых потом используют в «Круэлле».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Конкурс «Мисс Жан-Поль Готье»

В 2014 году Жан-Поль Готье заявил, что закрывает линию prêt-à-porter и постепенно оставляет свою модную империю, поэтому весь модный мир замер в предвкушении грандиозного шоу с фейерверками и конфетти – в лучших традициях француза. Не зря ведь его называют l’enfant terrible – «испорченный ребенок» европейской фэшен-индустрии. Готье обожает эпатаж и легкую французскую скандальность, и зрители финального шоу Жана-Поля все это получили сполна.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Показ начался с выхода королевы экстравагантности Росси де Пальмы, которая быстро сбросила костюм и осталась в одном корсете. Готье взял за правило сотрудничать с нетипичными моделями, расширяя взгляд на женскую красоту и каноны моды, и напоследок решил посмеяться на тем, какой сиюминутной и чрезмерно агрессивной бывает эта индустрия. Манекенщицы на шоу Жана-Поля соревновались за корону «Мисс Готье», будто бы участвуя в конкурсе красоты.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Конкурсантки сражались друг с другом и вырывали заветный приз из рук соперниц, символизируя конкуренцию дизайнеров, байеров, журналистов, моделей и всех остальных жителей фэшен-мира. А для чего в итоге? Со стороны все эти распри бывают похожими на красочный фарс, за которым не разглядеть настоящих королев, да и короны им достаются не всегда.

Хуссейн Чалаян и показ в парандже

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Когда турецкий модельер турецко-кипрского происхождения задумал коллекцию с паранджой, было ясно, что отзывы будут полярными. Вообще любое рассуждение о религии может быть опасным, но Чалаяна это не смутило, ведь ему было что сказать. Женскую красоту, сексуальность и их ограничения в разных культурах он изучал постоянно и хотел поделиться своей находкой со зрителями, вернее, нарисовать для них картину, которую невозможно игнорировать.

Для того Хуссейн на головы одних моделей надел коконы с вырезами только для глаз, чтобы скрыть лицо, другим на плечи водрузил стеклянные кубы, чтобы гости показа смотрели на моделей и видели свое отражение. Таким образом дизайнер объяснял, что, рассматривая в женщинах изъяны или несоответствие канонам, общество смотрит исключительно на себя и свои проблемы. Но гвоздем показа под названием «Между» был выход в парандже, который до сих пор обсуждают в мире моды. А ведь шоу прошло в 1997 году!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На подиум вышли шесть моделей. Одна была одета в длинную паранджу, закрывающую ноги, подол одежды у другой заканчивался выше колена. Последняя девушка была полностью обнажена, от паранджи остался небольшой кусочек прямо на лице. Критики оценили шоу по-разному: кто-то увидел в нем провокацию, другие рассмотрели намек на то, что под любой тканью и смыслом, вложенным в одежду, все женщины одинаковы.

Chanel и домашнее насилие

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Этот модный дом не большой любитель громких провокаций. Обычно сложные социальные темы в его исполнении выглядят так же элегантно, как классические двухцветные лодочки и песочные тренчи. Но на последней Парижской неделе моды разразился настоящий скандал, совсем не свойственный Chanel. Шарлотта Казираги, открывшая шоу верхом на коне, была забыта сразу же после того, как на подиум вышли модели с «абьюзивным» макияжем.

Визажист бренда уже объяснил, что хотел вдохновиться довоенной эпохой и конструктивизмом, но гости показа расценили мейкап в его исполнении как прямой намек на домашнее насилие. Тени вокруг глаз моделей выглядели как синяки, что сильно разозлило активисток по всему миру. Интернет со всей яростью обрушился на модный дом, который, по их мнению, романтизировал насилие над женщинами.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Chanel, вы можете лучше», «Никогда бы не подумала, что вы будете показывать моделей, которых как будто побили», — возмущались в соцсетях. Получилось, что творческий замысел в этот раз совсем не подразумевал общественную дискуссию, но она всё равно состоялась. Мода еще раз напомнила миру о том, что насилие над женщинами неприемлемо, как и любое его оправдание и романтизация. Пусть даже Chanel и не хотел разжигать дебаты – от фэшен-индустрии ждут чего-то большего, чем просто тренды, и не просто так.