В СССР моды нет: как советские женщины подражали иностранкам
![В СССР моды нет: как советские женщины подражали иностранкам В СССР моды нет: как советские женщины подражали иностранкам](https://images.thevoicemag.ru/upload/img_cache/56b/56b82a733d8ad14245ce2be462dee923_ce_738x490x0x0_cropped_510x340.webp)
О развитии моды и о том, как советские женщины подражали иностранкам, Thevoicemag.ru рассказала руководитель выставочного отдела Музея Моды, автор образовательных и развивающих курсов, лектор, семиотик, исследователь моды и издатель книг по искусству Полина Уханова.
Трофеи и мода
![](https://images.thevoicemag.ru/upload/img_cache/575/5759a3de644c69bcf0d935676fd5c44e_cropped_510x338.webp)
В 20-е годы, во времена НЭПа, мода Советского союза не слишком отставала от западных стран, поэтому и внешность иностранок не вызывала сильного интереса. В этот момент на Западе процветал ар-деко — роскошный стиль «дорогой и солидной красивости», в СССР вариантами этой эстетики считались эксперименты на тему авангарда. Силуэтно и стилистически советская и иностранная мода были близки друг другу, глобальных отличий не наблюдалось.
![«Серенада солнечной долины» «Серенада солнечной долины»](https://images.thevoicemag.ru/upload/img_cache/153/153ef0f6dd0777f9fbee11feb47d4026_cropped_510x338.webp)
В 30-х разница становится уже значительной. В этот период в Советском союзе иностранцы появлялись крайне редко, и возвращение их произошло только после окончания Второй мировой войны. На развитие моды и отношения к иностранцам сильно повлияли трофейные вещи и фильмы, попавшие в СССР после 1945 года. Кумирами того времени были американские актрисы Лоретта Янг и Дина Дурбин, англичанка Вивьен Ли и венгерская фигуристка Соня Хени, снявшаяся в фильме «Серенада солнечной долины».
![](https://images.thevoicemag.ru/upload/img_cache/9c9/9c973b047a555f8501b89fab634ca0d3_cropped_210x450.webp)
![](https://images.thevoicemag.ru/upload/img_cache/ad8/ad8eea624bb05de42a0744600a4046ae_cropped_210x450.webp)
![](https://images.thevoicemag.ru/upload/img_cache/af2/af222a904b68dc96bf0e7cddfb01c09e_cropped_210x450.webp)
Советские женщины пытались подражать западным кинозвездам, которых видели на экранах, но делали это аккуратно, точечно и нерешительно.
Dior'овский поворот
Всплеск «модных отношений» между СССР и Западом и новый поворот в восприятии иностранок произошел в 1959 году, когда дом Dior привез в Москву свою летнюю коллекцию. На показе присутствовала только элита страны, в основном, жены партийных руководителей. Однако новинки французской моды увидел и простой народ — манекенщицы прогулялись по ГУМу, Красной площади и Тишинскому рынку.
![](https://images.thevoicemag.ru/upload/img_cache/c49/c49deeac9251fc9c19b5b13acbdd36f1_cropped_510x338.webp)
Красивые девушки в очень смелых, с точки зрения советского менталитета, нарядах, с макияжем, аксессуарами и прическами вызвали невероятное оживление у советских женщин. Зависти не было — лишь сильное удивление. И это была реакция большинства простых советских женщин. Элита, конечно, реагировала иначе — для них западная мода не была настолько в новинку — кто-то бывал за границей, кому-то удавалось листать западные модные журналы.
![](https://images.thevoicemag.ru/upload/img_cache/f4c/f4c4d04ccd2ba6a7b057befff1b802c2_cropped_510x686.webp)
Для работающих женщин всё увиденное было слишком смелым и непонятным, не функциональным, а, значит, бессмысленным, ведь в таких нарядах нельзя работать. Вся женская одежда в СССР с 30-х годов создавалась с одной целью — женщине должно быть комфортно и ничто не должно отвлекать её от работы и бытовых дел. В те времена практически не использовались украшения, одежда не содержала никакого декора, кроме вышивки. Не было даже брошей, поскольку всё это считалось мещанством. Даже шляпки, представленные в коллекции Dior, стали открытием для простого народа. Советские женщины носили маленькие аккуратные шляпы, но головные уборы выполняли конкретную функцию и никак не походили на шикарные диоровские шляпы, которые надевали только ради красоты. Такие наряды были нефункциональными, они не подходили для женщины-работника.
Стиляжный мир
В середине 1950-х за границу стали выезжать спортсмены и артисты. С гастролей и соревнований они привозили одежду, косметику, журналы мод. Насмотревшись на зарубежных звезд, они старались копировать их стиль и становились своеобразными посредниками между простым советским человеком и миром западной моды.
![](https://images.thevoicemag.ru/upload/img_cache/3f0/3f0399151de2ef471f71a8840553b32c_cropped_510x338.webp)
Благодаря всемирному фестивалю молодежи и студентов, который проходил в Москве в 1957 году, появились фарцовщики, зарабатывающие продажей иностранных товаров. Основными их клиентами стали стиляги, которые во всём старались подражать Западу. Молодые люди завидовали иностранцам, но не каким-то их конкретным вещам, а атмосфере, с которой эти вещи ассоциировались. Стиляги смотрели на иностранцев с потребительской точки зрения: как с их помощью достать ту или иную вещь, чем заграничные гости могут оказаться полезными. Приобретая импортную одежду, общаясь с иностранцами, они приближали себя к этому интересному, незнакомому и более свободному миру.
Она была актрисою...
![](https://images.thevoicemag.ru/upload/img_cache/f26/f26d8b717816521cafe6d4fbf4b4929d_cropped_510x309.webp)
Советские актрисы, хоть и не были иностранками, играли важную роль в связи простых женщин с голливудскими звездами. Из заграничных поездок они привозили новые наряды, косметику и образы, которые демонстрировали своим поклонницам. У них были налажены связи с магазинами, куда поступала модная одежда. И советские женщины, подражая и копируя своих артисток, одновременно подражали и западным. Копирование образов иностранок происходило не сразу, а лишь тогда, когда фильмы доходили до СССР, или кто-то из советских знаменитостей примерял look на себя. Такая история произошла с популярной прической бабетта. Фильм «Бабетта идет на войну» с Брижит Бардо в главной роли показали в СССР лишь в 1960-м году, но после этого на улицах было тяжело встретить девушку с какой-то другой прической.
![](https://images.thevoicemag.ru/upload/img_cache/2fb/2fbbf92625717ac40be5c7b78bb85a97_cropped_458x600.webp)
Не только в фильмах советские женщины находили новые образы — певица Эдита Пьеха была примером для подражания для нескольких поколений. Она считалась очень стильной певицей, у неё всегда были красивые наряды, прическа и яркий макияж.
![](https://images.thevoicemag.ru/upload/img_cache/30e/30e8ea346d14d56147c89ff9f8bbeef7_cropped_510x338.webp)
Пьеха стеснялась своей худобы и высокого роста, поэтому выходила на сцену не на шпильках, а в туфлях лодочках на низком каблуке, сделав их самой востребованной женской обувью. Певица рисовала стрелки на глазах, как у Софи Лорен и Джины Лоллобриджиды, была первой, кто выступал в мини-юбке. Моду на костюмы-двойки и строгие мужские костюмы тоже ввела Пьеха. Польские корни певицы прибавляли ей некий шик и достоинство в глазах поклонников, делая певицу немного иностранкой.
Текст: Полина Уханова. Материал подготовлен совместно с МОСГОРТУР.