Тогда и сейчас: 4 культовые модели верхней одежды на все времена

Мир моды изменчив, но история знает примеры, когда предметы гардероба находились на пике популярности несколько десятков лет. Мы попытались разобраться в истории культовой верхней одежды и понять, почему некоторые модели до сих пор востребованы у модников.

Наследие Аляски

Сноркель-парка, парка N-3B, или аляска – самая популярная верхняя одежда XX века. В 50-е годы прошлого столетия американские разработчики военного снаряжения создали универсальную куртку, защищающую от холода и непогоды. Прообразом сноркель-парки стала традиционная одежда эскимосов, которую шили из шкур и пропитывали рыбьим жиром.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Аляска имела колоколообразный силуэт, что определялось военным происхождением одежды – ее надо было надевать поверх формы. Система вшитых резинок позволяла регулировать длину рукавов и ширину куртки в зависимости от погоды. Добавление «сноркель» (в переводе с английского: «трубка») парка получила благодаря форме капюшона – в застегнутом виде он защищал лицо, полностью закрывая его от дождя и снега. Шили одежду из нейлона, однако со временем для производства стали использовать хлопок с добавлением нейлоновых нитей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Форма времен Второй мировой

В 1970-х годах начались массовые продажи парки N-3B, тогда же и наступила эпоха популярности аляски. Производители одежды экспериментировали с деталями и цветом, но силуэт оставался неизменным. Верх сноркель-парки обычно был из толстого нейлона, а подкладку на толстом синтепоне дополнял большой воротник из искусственного меха. Способность сохранять тепло, дешевизна и практичность сделали парку народной. Ее популярность немного спала в 1980-х – из-за доступности аляску стали воспринимать как одежду для бедных, но в начале XXI века она вновь вернулась в магазины и на подиумы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Рита Ора в парке Alpha Industries

Начальник выставочного отдела МВЦ «Музей моды» Полина Уханова считает, что аляски сегодня вне веяний моды. Они удобны, универсальны и идеально подходят как мужчинам, так женщинам. «В этом сезоне их нельзя назвать самой актуальной верхней одеждой – прежде всего из-за меха на капюшоне, который не совсем в тренде. Однако мы всё равно увидим их на улицах, потому что мода нашего времени больше про комфорт и удобство, чем про слепое следование трендам. К тому же на волне архитектурности образов, оверсайза и многослойности этого сезона такие куртки прекрасно "встраиваются" в тренды, создавая правильный силуэт и эффект гиперобъёма», – убеждена исследователь моды.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Одежда настоящих байкеров

Косуха, известная как униформа рокеров и мотоциклистов, появилась в конце 20-х годов XX века. Официально первую куртку презентовала американская компания Shott NYC в 1928 году, ее дизайнер – один из братьев-основателей фирмы Ирвинг Шотт. В честь марки своих любимых сигарет он назвал модель perfecto – в англоговорящих странах до сих пор так именуют косуху.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Куртка из прочной толстой кожи с зауженной талией, длинными рукавами, складкой на спине для свободного движения и застежкой-молнией, идущей от левого бедра до правого плеча, стала одним из культовых предметов верхней одежды.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кадр из фильма «Авиатор»

Куртка изначально создавалась для мотоциклистов, однако среди постоянных заказчиков одежды братьев Шотт были и летчики, и полицейские. В 50-е годы популярность косухе добавил кинематограф. В это время вышли сразу несколько фильмов, где главные герои – байкеры и хулиганы, в исполнении известных Марлона Брандо и Джеймса Дина, появились в кожаных куртках-косухах. Одежда сразу стала обязательной для бунтарей и мотоциклистов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Марлон Брандо

Закрепив свои позиции у поклонников кино, косуха проникла и в гардеробы музыкантов. После появления Элвиса Пресли в кожаной куртке его поклонники по всему миру кинулись скупать верхнюю одежду с косой молнией. А потом и музыкантам Kiss, Sex Pistols, Ramones и Depeche Mode тоже приглянулась куртка из толстой кожи.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ramones

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

U2

Из классики мужской верхней одежды косуха превратилась в предмет, популярный у обоих полов. Дизайнеры продолжают придумывать различные вариации куртки: добавляют различные детали в виде карманов, бахромы, заклепок и замков, играют с цветом и покроем. Но основная форма косухи остается неизменной – какой ее создали почти сто лет назад.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сид Вишес

Куртка для пилотов и не только

Еще одной культовой курткой, вошедшей в историю моды, стал бомбер. Alpha jacket, flight jacket, bomber jacket – как только не называли летную куртку, созданную по заказу для пилотов ВВС США во время Первой мировой войны.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ветронепроницаемая куртка стала спасением для летчиков – устройство кабин боевых самолетов не предполагало наличия защитного стекла.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Irvin Jacket

Первое массовое производство этой верхней одежды запустил в 1926 году британец Лесли Ирвин: куртка Irvin Jacket из толстой кожи с подкладкой из стриженой овчины застегивалась на молнию, утягивалась ремнем на поясе и имела отложной воротник.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Американцы тоже разработали свои модели бомберов: вместе с теплыми куртками из овчины они выпустили летние, неутепленные, варианты с карманами и шелковой, а затем и хлопчатобумажной подкладкой. По традиции американские пилоты наносили на одежду различные рисунки или нашивали знаки отличий – шевроны, эмблемы эскадрилий.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кадр из фильма «Перл Харбор»

По мере развития авиации необходимость в теплых защитных куртках отпала, и бомберы расстались с меховой подкладкой и воротником, их стали делать из легких материалов – нейлона и полиэфира.

Арнольд Шварцнеггер

В 1950-е у куртки появилась яркая оранжевая подкладка для облегчения поиска пилота на земле. Постепенно из военной среды одежда перекочевала в гражданскую. Появление на экранах в 1965 году Фрэнка Синатры в роли пилота американского бомбардировщика было лучшей рекламой для куртки, однако особую популярность она завоевала у молодежи с радикальными взглядами – предмет одежды стал отличительным знаком футбольных фанатов и скинхедов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мода на стиль милитари в конце первого десятилетия XXI века вывела бомбер на подиум и сделала постоянным участником коллекций люксовых брендов. В это же время появились и женские модели куртки. Одежда, созданная когда-то для летчиков, стала элементом повседневного стиля и вошла в гардероб современных модников.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Рианна в Vetements x Alpha Industries

Джинсовая революция

Denim jacket, или джинсовая куртка, – изобретение Леви Страусса, которое изначально было лишь результатом перешивания изношенных джинсовых штанов. Первые куртки из денима, появившиеся в 1910 году, были похожи на блузы с одним нагрудным карманом и шлевкой для регулирования ширины. Привычный для современного человека вид джинсовка приобрела через пару десятилетий – у куртки появились второй карман и фирменный красный ярлык Levi’s.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но не только Леви Страусс писал джинсовую историю. В 1921 году конкурирующая компания Lee выпустила свою модель верхней одежды — Lee Loco Jacket, созданную специально для работников железной дороги. Популярность к их куртке пришла через 12 лет, тогда же компания разработала и утепленную версию, с шерстяной подкладкой и вельветовым воротником.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 50-60-х годах эта модель была очень востребована у знаменитостей — куртку носили Мерилин Монро и Стив Маккуин. После успеха Lee фирма Levi’s снова усовершенствовала свою джинсовку. Компания выпустила модель Trucker Jacket с заостренными верхними карманами и добавила нижние по бокам.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мерилин Монро в джинсовой куртке

В послевоенное время куртка укрепила свои позиции за счет небольшой стоимости, практичности и износостойкости, а появление Элвиса Пресли и Джеймса Дина в джинсовых куртках на концертах и киноэкранах добавило одежде популярности среди молодежи.

Сегодня куртка из денима превратилась в универсальный предмет гардероба. Компании Levi’s и Lee по-прежнему остаются джинсовыми авторитетами, а самыми популярными моделями до сих пор считаются модели Trucker Jacket от Levi’s и Storm Rider от Lee.

Материал подготовлен совместно с МОСГОРТУРом