Будьте моей музой: рассказ девушки, перевоплотившейся в героиню картины Шиле
Много раз в детстве, рассматривая репродукции картин известных художников, я мечтала шагнуть из своей реальности в нарисованный мир, существовавший десятки или даже сотни лет тому назад. И, как обычно, самые странные мечты имеют обыкновение сбываться. Однажды мне действительно довелось «шагнуть в картину» и превратиться в девушку в красном, написанную австрийским художником Эгоном Шиле. Мне повезло стать частью проекта To be a Muse, реализованного командой прекрасных художниц Лилией Корнели из Вены и Ольгой Шлёмер из Гамбурга.
Рассказывает Лиля Корнели, фотохудожник и автор проекта To be a Muse:
Ольга Шлёмер, стилист проекта:
Слёт муз, на котором довелось побывать лично мне, стал третьим по счёту. Он был не совсем обычным, поскольку проходил при поддержке венского музея искусств Albertina, где в тот момент открывалась выставка, посвящённая творчеству Эгона Шиле. И потому гостьи проекта, приехавшие из России и других городов Европы, перевоплотились в муз именно этого художника.
Ольга:
Лилия:
Самым увлекательным для меня было узнать, как происходит перевоплощение девушки, живущей в XXI веке, в прекрасную музу с картины прошлого или позапрошлого столетия. Сколько времени это занимает? Сколько усилий требуется приложить?..
К моему великому удивлению, та колоссальная работа, которую проделывают художницы, оказывается лёгкой и спокойной для главной героини картины. В Лилиной студии светло и просторно, кругом расставлены цветы и пирожные, и в непринуждённой обстановке кудесница Екатерина Боброва, отвечающая за макияж и причёски, буквально взмахом волшебной палочки создаёт нужный образ!
«Когда мы определились с образами муз, для меня начинается самое интересное – выбор одежды и реквизита. Я стараюсь уловить общее настроение, цветовую гамму портрета. Смотрю на одежду, как на краски, как если бы я рисовала тканью. В этом мне очень помогает мой собственный опыт живописи, — рассказывает Ольга. — А когда держишь в уме определённую цветовую палитру, найти нужную вещь в магазине уже дело времени. Основная идея построения образа и одновременно самый большой вызов для меня – это полный отказ от того, что я для себя называю "костюмированием". Мы не копируем, а хотим провести некую параллель между теми, кто изображён на вдохновившем нас портрете, и нашими современницами. Мы не берём в аренду театральные костюмы. И шить что-то специально приходилось всего два раза за всё время нашей работы. (Впрочем, один раз мне пришлось самой плести японский веер, и это мне даже понравилось.)
В идеале наша героиня могла бы просто выйти на улицу в созданном нами образе, и никто бы не подумал, что она сбежала со сцены театра. Потому одежду для наших муз я ищу в обычных магазинах. Главный критерий выбора – полное соответствие реквизита нашей идее, будь то хлопчатобумажные шорты из H&M или золотое колье от Cartier, безымянная рубаха из винтажного магазина или расшитое бисером шёлковое платье Prada. Главное, чтобы выбранный нами предмет занял на фотографии своё место».
После того как муза одета, Лиля ищет нужный ракурс и делает несколько точных кадров, а Оля в это время добавляет необходимые «штрихи к портрету» – это может быть движение затрепетавшего на ветру шарфа, упавший на глаза локон, живописная складка на платье.
Все детали прорабатываются «вживую», даже самые незначительные. Работа в фоторедакторе используется лишь для того, чтобы придать снимку большую схожесть с картиной.
«Для меня самый большой плюс работы для To be a Muse – возможность познакомиться с необычайно интересными девушками, — продолжает Ольга. — Наши героини непохожи друг на друга: мы работали и с успешными бизнесвумен, и с дизайнерами, и с фотохудожницами, и с теми, кто посвятил себя семье и детям, и даже с учёными. Общее у всех наших муз – они натуры творческие, смелые, спонтанные, решительные и любопытные. Прекрасная смесь качеств характера, не правда ли?»
Когда работа над «холстами» была завершена, все музы в образах с картин Эгона Шиле отправились на торжественный вечер в музей Albertina! Это бы костюмированный бал: жители Вены и гости австрийской столицы пришли в одежде, стилизованной под эпоху Сецессиона (примерно конец XIX века), поэтому музы оказались буквально у себя дома и могли позировать на фоне «собственных портретов».
Кстати, следующий слёт муз будет посвящён творчеству другого замечательного художника – Густава Климта, и он состоится в конце августа. А осенью графику Климта и Шиле можно будет увидеть и в Москве, в ГМИИ имени Пушкина.
Светлана Падерина, Light On Mars
To be a Muse
Репортажные фото – Янита Сумейко