Рулевая модель: как побеждать в любой ситуации
![Рулевая модель: как побеждать в любой ситуации Рулевая модель: как побеждать в любой ситуации](https://images.thevoicemag.ru/upload/img_cache/0e9/0e9c0e8466e054e80a60417fea5c6ab5_ce_6000x4000x0x0_cropped_510x340.webp)
Сорокоградусная жара, песчаный ветер, пригород Самары — именно здесь, на финише пятого этапа ралли-рейда «Шелковый путь», должна была состояться наша первая встреча с Анастасией Нифонтовой. В медиаэкипаже мы ждали, когда на горизонте появится Крош — так гонщица называет свой мотовездеход Can-Am Maverick X3. Но произошло непредвиденное: серьезная поломка машины. Понадобилась эвакуация. Следующие несколько часов были сложными: мы переживали за Настю, за ее дальнейшее участие в гонке и, не скрою, за то, каким получится наше интервью. Но уже вечером героиня показала, как можно преодолевать трудности. Анастасия не пыталась делать вид, что все в порядке, а откровенно рассказала, что чувствует и как планирует действовать дальше. Эта часть нашего разговора получилась эмоционально непростой, но невероятно жизнеутверждающей.
![](https://images.thevoicemag.ru/upload/img_cache/530/530750666210673eefe75c58c3859309_cropped_510x340.webp)
— Настя, я планировала начать разговор не с этого, но мы не можем не затронуть сегодняшнюю ситуацию. Как вы себя чувствуете после пятого этапа гонки?
![](https://images.thevoicemag.ru/upload/img_cache/da6/da611e1294a1eed3482b50e29b875a35_cropped_510x340.webp)
Я сейчас хоть и хожу улыбаюсь, но внутри поганенько. С «Шелковым путем» у нас особая история — участвуем уже пятый раз, и постоянно что-то случается. На моем первом ралли за несколько дней до финиша сломался мотор, второй раз в Монголии я получила перелом позвоночника, третий — технические проблемы, четвертый — вообще в первый день все поломалось. Сейчас мы готовились год и очень надеялись, что в этот раз все-таки удастся побороться за место на подиуме. Для этого у нас есть и темп, и умения, и опыт. Но фортуна вновь отвернулась. Я уже начинаю думать, что какие-то кармические силы мешают нам покорить «Шелковый путь».
— Сейчас вы продолжаете участие в гонке?
![](https://images.thevoicemag.ru/upload/img_cache/b59/b59253eefd8e1f921f35b1a9ca0415ff_cropped_510x340.webp)
Да, по правилам мы стартовали на спецучастке, теперь у нас штраф порядка 20 часов. Бороться за медали в таком случае невозможно. Но ралли-рейд — это все-таки не про победу, а про преодоление. Поэтому сказать: «Все, раз мы не боремся, мы поехали домой» — это не по-спортивному.
— Как вы себя подбадриваете?
![](https://images.thevoicemag.ru/upload/img_cache/f35/f35e58076acc3d7a6a812edc8a6b881d_cropped_510x340.webp)
Говорю себе, что гонка — это игра. Возможно, тем ценнее будет этот кубок «Шелкового пути», когда мы, наконец, его получим. Сегодня на трассе, конечно, был выброс эмоций, особенно когда мы встретились с ребятами, которые нас эвакуировали. Мой муж меня обнял — и я разревелась, хотя до этого держалась.
— Супруг ездит с вами на все соревнования?
![](https://images.thevoicemag.ru/upload/img_cache/0b6/0b6cdd0461b6efebb674b5c96614eb74_cropped_510x340.webp)
Семья — это моя команда, без которых я никто, ничто и никуда. В первую очередь это мой муж Антон Гаврилов. Когда я еще гоняла на мотоцикле, он ездил со мной как механик. Сейчас он заявлен как менеджер. В этот раз с нами еще сын Тимофей. Он любит географию, у нас дома висит карта России, и ему интересно наблюдать за маршрутом. Про речку Самару целую легенду нам рассказал. Он творческая личность — замечает красоту.
— А вы успеваете обратить внимание на пейзажи? Все-таки маршрут пролегает через 13 регионов России — от Казани до Москвы.
На трассе это сложно, но мне запомнились зеленые холмы Башкирии, предгорье Урала и запахи, которые проникали в машину через форточки. И очень приятно, когда видим болельщиков — это заряжает и бодрит.
— Что можете сказать о вашем тандеме со штурманом — Екатериной Жадановой?
![](https://images.thevoicemag.ru/upload/img_cache/9f1/9f12a74a79b75b3d5ad54ddbd1436066_cropped_510x340.webp)
Пилот и штурман — это два космонавта в одной капсуле. Когда все хорошо — со всеми комфортно, но начинаются сложности — и тут проявляется характер. Чтобы тандем был результативен, нужно быть на одной волне. Мы проехали тестовую гонку «Россия — Северный лес» в позапрошлом году и поняли, что да, можем. Катя еще и механик, а далеко не все девчонки могут крутить гайки.
— В гонке участвует 98 экипажей. Можно ли сказать, что мотовездеходы — самые сложные варианты для этого ралли?
![](https://images.thevoicemag.ru/upload/img_cache/8c3/8c32357054c1fb4a5492be9fee2a9135_cropped_510x340.webp)
У всех экипажей есть нюансы. Наш зачет комфортнее, багги едет гораздо мягче по разбитой трассе и кочкам. Например, если взять категорию Т1 — это более мощная техника, похожая на внедорожник. Там быстрые машины, но они жесткие, вытрясает все нутро. Думаю, на КАМАЗе похожая ситуация. Но при этом багги — достаточно «ломучие». Они изначально делаются для туризма, и каждая команда доводит свою машину до ума. От стандартной комплектации мало что остается.
— На такой необычной технике вы едете по зачастую диким местам. Где вы банально заправляетесь?
![](https://images.thevoicemag.ru/upload/img_cache/556/5565e24c272ef43da203742831f0b259_cropped_510x340.webp)
По регламенту гонки машина должна автономно проезжать 250 км. Соответственно, организаторы планируют маршрут так, чтобы заправки были в пределах этого расстояния. Они делают пометки в дорожной книге о рекомендованных АЗС, потому что нам нужен 100-й бензин G-Drive, на котором мы ездим всегда, не только на «Шелковом пути». На дорогах общего пользования мы заезжаем на заправки топливного партнера ралли — сети АЗС «Газпромнефть». Их станции есть почти в каждом регионе. Также на протяжении всего ралли за нами ехали восемь бензовозов с их топливом — на случай, если гоночный спецучасток больше 250 км.
— Расстояния у вас существенные. О чем вы думаете во время гонки?
![](https://images.thevoicemag.ru/upload/img_cache/c13/c13c774876aecdb46a61d51549d9cc71_cropped_510x340.webp)
Если я о чем-то думаю во время гонки, не относящемся к трассе, значит сознание мое где-то не здесь и надо собраться.
Во время интервью супруг Антон Гаврилов все время был где-то рядом, а сын Тимофей периодически подходил и обнимал маму. В такой трогательный момент захотелось узнать у Антона, что он чувствует, когда супруга участвует в ралли:
![](https://images.thevoicemag.ru/upload/img_cache/148/14899ce025e9da49c82f7ef244f2963b_cropped_510x340.webp)
«Обычно вся команда, и я в том числе, тихо и молча наблюдает за передвижениями Насти по треку. Мы волнуемся, если видим, что она едет медленно или не по маршруту. Когда она гоняла на мотоцикле, я сильно переживал еще и за здоровье. На машине поспокойнее, потому что это относительно безопасно, хотя тоже всякое бывает. Когда я встречаю Настю после гонки — безумно радуюсь, что мы снова вместе. И я восхищаюсь ее упорством. Конечно, иногда она дает слабину, но быстро собирается — и снова в бой, как бы ни было тяжело».
Второй раз мы встретились с Анастасией Нифонтовой уже в Москве, через неделю после финиша «Шелкового пути» на Красной площади. В домашней атмосфере мы говорили не только о спорте, но и о жизни, призвании и любви.
— Выступление на TED вы начали с фразы «Мотоциклы, спорт — это все понятно. Но я же девочка, я про любовь». Как выстроить жизнь так, чтобы все было по любви?
![](https://images.thevoicemag.ru/upload/img_cache/3ee/3ee34eaf4343bf3f7689eb54bd5dea38_cropped_510x765.webp)
Нужно внимательно прислушиваться к себе и понять, что вызывает то чувство, которое мы называем любовью. Если есть мурашки, значит это то дело, которое будет приносить радость и удовольствие. Очень важно понять себя — знаю, звучит просто, но на деле намного сложнее. У многих на это уходит вся жизнь, но нужно продолжать искать.
— Но автомотоспорт — не первое ваше увлечение. Более того, у вас три высших образования!
![](https://images.thevoicemag.ru/upload/img_cache/a82/a82cd9837a8794626bbe07948326564b_cropped_510x340.webp)
В школе я серьезно занималась горными лыжами, но к старшим классам решила, что спорт — это не профессия. И пошла ее получать. У меня был и ВГИК, и кинооператорская работа, и факультет иностранных языков. Но мотоциклы все равно проходили красной нитью. А потом в стране случился кризис и зарабатывать на кинематографе стало тяжело — надо было искать другие варианты. И я начала заниматься продажей мотозапчастей, а потом тренироваться и выступать. Работа и хобби, наконец, объединились.
— Получается, в этом виде спорта начинать никогда не поздно?
![](https://images.thevoicemag.ru/upload/img_cache/d0c/d0c21e2ce56fdb7ed4b5112f156fc468_cropped_510x340.webp)
Да, в ралли-рейдах мало молодых гонщиков именно потому, что они обычно очень горячие и суетные, а такой темперамент мешает. Например, мотокросс — это спринтерская дисциплина, где идет борьба за тысячные доли секунды, а спортсменам по 18-20 лет. В ралли-рейдах возрастной уровень — до бесконечности. Есть мировые примеры: легендарные Стефан Петерансель или Карлос Сайнс, которым около 60 лет. Они занимают первые места на «Дакаре» в том числе благодаря своему опыту.
— У вас двое детей: Марии почти 20, Тимофею 11. Им передалась любовь к экстриму?
![](https://images.thevoicemag.ru/upload/img_cache/8ce/8ce67a0e106d28a5318f0b5107fef869_cropped_510x765.webp)
![](https://images.thevoicemag.ru/upload/img_cache/c17/c17576ddac22ca6279bd274f924d4f02_cropped_510x765.webp)
Дочка ходила несколько лет на горные лыжи: научилась кататься, но спортивных амбиций не было. На мотоцикл тоже садилась, но сразу сказала, что ей не нравится. А когда родился сын, я обрадовалась — думала, он подрастет, будем гонять вместе. Он даже ходил на занятия по мотокроссу, но потом признался: «Мам, это не мое. Я хочу играть на пианино». И мы отдали его в музыкальную школу. Дети у меня вообще не про спорт.
— Удивительный факт, но вы тоже играете на скрипке!
![](https://images.thevoicemag.ru/upload/img_cache/2b8/2b89d621cedab9f29b78fa2bd9850859_cropped_510x765.webp)
И даже вожу ее с собой на гонки, чтобы снимать напряжение. В детстве я училась в музыкальной школе, а потом положила скрипку на полку. Вспомнила про нее только в 2019 году, когда сломала позвоночник — полгода нельзя было заниматься спортом. Но скрипка — не гитара, и чтобы извлекать приличные звуки, нужно много работать. А я любительница придумывать себе челленджи — меня заводит как раз то, что это сложно.
— А как вы работаете со своим психологическим состоянием?
![](https://images.thevoicemag.ru/upload/img_cache/3ff/3ff97862ed55e2b9bcd9cd2b122f8cc2_cropped_510x765.webp)
Буквально за пару месяцев до «Шелкового пути» я обратилась к спортивному психологу, так как стала замечать, что в разных психоэмоциональных состояниях по-разному пилотирую. Бывает, перенервничаю в первый день, наделаю ошибок, а потом начинаю мчать быстрее всех и мужественно нагонять потерянные секунды, но уже в злобном состоянии. Конечно, тараканов своих мне еще долго тренировать, но прогресс есть. Это важная часть подготовки спортсменов, на которую пока мало обращают внимание. В автомотоспорте считается, что главное — это физуха. На самом деле часто мешает голова.
— Сегодня большое значение имеет личный бренд гонщика?
![](https://images.thevoicemag.ru/upload/img_cache/08b/08b4e75e92f318ee31a2211d3d258677_cropped_510x340.webp)
Автомотоспорт — дорогое удовольствие. И много лет назад, когда я только начала гонять, быстро поняла, что нужны спонсоры. А чтобы крупные компании хотели на тебя наклеивать свои логотипы, нужно стать известной. Я пообщалась с мотожурналистами — оказалось, им все это не очень интересно. Тогда я сама позвонила в профильный журнал, предложила бесплатно писать статьи. И это был прорыв: компании, которые хотели рекламировать свой продукт, отметили: «О, Нифонтова в журнальчиках печатается, в отличие от других спортсменов!». Это закон спортивного маркетинга: ты можешь быть не самым быстрым гонщиком, но если у тебя есть аудитория, ты интересен.
Сегодня я выступаю как мотивационный спикер, участвую в мероприятиях, общаюсь с болельщиками в соцсетях и оффлайн. Буквально через день после финиша «Шелкового пути» мы с Ромой Русиновым (чемпион мира в гонках на выносливость, который в этом году впервые участвовал в ралли-рейдах) уже были на VK Fest в Москве, где G-Drive организовал для посетителей классные активности. Мы гоняли на автосимуляторах, меняли колеса на скорость, дарили подарки.
![](https://images.thevoicemag.ru/upload/img_cache/91e/91eee38105816f7a351a43c7593dd219_cropped_510x341.webp)
![](https://images.thevoicemag.ru/upload/img_cache/596/5967190392f5f231f14053d649a4b717_cropped_510x340.webp)
Для меня еще важно, чтобы мне нравился продукт, с которым я работаю. Например, с G-Drive у нас все гармонично — я сама езжу на топливе сети АЗС «Газпромнефть» и в гонках, и в обычной жизни. Поэтому могу с уверенностью о нем говорить.
— Вы отмечали, что в вашем виде спорта трудностей больше, чем удовольствия. Бывало ли такое, что хотелось все бросить?
![](https://images.thevoicemag.ru/upload/img_cache/98c/98c27fda6899c65a529256c9d4d1739f_cropped_510x340.webp)
Честно, были моменты, когда опускались руки. Вроде ты делаешь-делаешь, а результата нет. Мы даже залезали в жуткие долги. Но я старалась не сдаваться. Если не можешь идти к своей мечте, то хотя бы ляг в ее сторону. Тут и помогает любовь к своему делу: ты просто ничем другим заниматься не хочешь. И, видимо, космические силы мне помогают. Несколько раз казалось — все, мы завязываем, денег нет, мы всем должны. Но потом ты потихоньку выкарабкиваешься и идешь дальше.
— О чем вы мечтаете прямо сейчас?
![](https://images.thevoicemag.ru/upload/img_cache/1fe/1feef1b6ed505a3521f53e44cb440e7d_cropped_510x765.webp)
Я давно отделяю мечты от целей. Ко вторым иду, как маленький трактор, прокладывая свой путь. А мечты — это что-то воздушное. Может быть, оно никогда и не сбудется, но думать об этом так приятно! Хочется продолжать дальше заниматься тем, что любишь. Конечно, есть сложности, но жизнь состоит из их преодоления. А потом ты чего-то добиваешься, оглядываешься назад — и тебе так классно от пройденного пути.
Реклама, ПАО Газпром нефть, ОГРН 1025501701686, erid=LdtCKBwvj
6+