Чек-лист от экспертов: как стать успешным социальным предпринимателем

Социальное предпринимательство – способ улучшить мир вокруг себя с помощью своего бизнеса. Стать социальным предпринимателем может любой – пол, возраст и профессия значения не имеют. Самое главное – гореть идеей и быть готовым помогать людям. Вместе с Tele2 рассказываем о социальном предпринимательстве подробнее.
Чек-лист от экспертов: как стать успешным социальным предпринимателем
Соцсети

Можно ли менять жизнь людей к лучшему и одновременно вести успешный бизнес? Эксперты Tele2 уверены, что это реально. Оператор уже более 11 лет сотрудничает с фондом поддержки социальных инициатив в сфере детства «Навстречу переменам», а его сотрудники регулярно выступают в качестве интеллектуальных волонтеров для программ фонда – отбирают перспективных социальных предпринимателей и помогают в реализации их проектов.

Вместе с фондом Tele2 каждый год проводит конкурс «Навстречу импакт-стартапам». Социальные предприниматели, которые создают проекты для детей, подростков и молодежи, проходят профессиональное обучение и развивают свой стартап, а финалисты – получают гранты. За время сотрудничества фонд «Навстречу переменам» и Tele2 поддержали более 400 проектов, которые, в свою очередь, улучшили жизнь более 430 тысяч детей и подростков. Большая часть стартапов связана с образованием, предоставлением равных возможностей и поддержкой здорового образа жизни.

Мы выяснили, что нужно знать о социальном предпринимательстве, и создали чек-лист для тех, кто планирует запускать свой социально значимый бизнес.

1. Социальный бизнес должен приносить прибыль

«Большинство социальных предпринимателей довольно четко видят свою конечную цель, понимают, каких результатов они хотят добиться», – отмечает Светлана Скворцова.

Светлана Скворцова

Кроме того, что социальное предпринимательство предполагает достижение социального эффекта, количественные показатели так же важны. Социальный бизнес, как и любой другой, должен быть прибыльным. Запуская проект, важно быть уверенным, что бизнес-модель устойчива, принесет прибыль, а вся команда, работающая в проекте, будет обеспечена необходимым ресурсом.

«Социальные предприниматели имеют бизнес-план и коммерческий подход к своей деятельности. В отличие от них благотворительные фонды и НКО коммерческую выгоду из своей деятельности не извлекают. Но есть и то, что их объединяет: своей деятельностью они несут добро, желание изменить мир к лучшему и помогать тем, кто в этом больше всего нуждается», – добавляет Наталья Тимощук.

2. Найти идею проще, чем кажется

Часто идеи проектов возникают после того, как социальный предприниматель сам столкнется с проблемой, которую впоследствии будет решать с помощью своего бизнеса. В поисках решения он узнает проблему изнутри, понимает, что с ней сталкивается куда больше людей, чем можно подумать, а потому считает важным помочь другим.

Многие проекты направлены на разработку ассистивных технологий – оборудования и продуктов, которые повышают уровень жизни людей с ограниченными возможностями здоровья, например, помогая им быть более самостоятельными в повседневной жизни. Это может быть бизнес, который предлагает аксессуары для реабилитационных средств или шьет одежду по индивидуальным меркам для детей с ограниченными возможностями здоровья. Такие проекты помогают закрыть наиболее острые потребности.

Как отмечают менторы, в последнее время появляется все больше проектов, в которых задействованы цифровые технологии как основной инструмент решения социальных проблем. В основном такие проекты работают в сфере образования. Номинация «Лучший цифровой проект» в конкурсе для социальных предпринимателей и была учреждена после того, как эксперты заметили этот тренд.

3. Стать социальным предпринимателем может каждый

По словам Светланы Скворцовой, большинство социальных предпринимателей – женщины, хотя и мужчины нередко предлагают свои проекты. Это люди самого разного возраста – как очень молодые, так и зрелые, однако все они объединены жаждой деятельности, стремлением менять жизнь других к лучшему.

Как отмечает Ольга Казанина, главная черта, объединяющая всех социальных предпринимателей, – это их неравнодушие. Те, кто относится к своему проекту формально, вряд ли смогут рассчитывать на успех.

Ольга Казанина

Наталья Тимощук также подчеркивает, что многие социальные предприниматели – очень эмпатичные люди, которые чуть ли не с детства занимаются благотворительностью. «Они хорошо видят незакрытые потребности, а также имеют неплохой предпринимательский опыт, что дает им возможность вести бизнес и одновременно реализовывать социальную миссию. Это воспринимается как переход на новый уровень: успешный предприниматель хочет делиться своим успехом и быть полезным для общества», – говорит она.

4. Можно не быть профессионалом, но важно гореть идеей

Эксперты Tele2 согласны, что специалистом в выбранной области быть необязательно, а вот гореть идеей, пропускать ее через себя нужно. Поэтому важные критерии, по которым оцениваются проекты, – лидерство, активное вовлечение социального предпринимателя в проект, его способность собрать команду и возглавить ее. Даже если человек пока не обладает экспертностью в выбранной сфере, то быстро разберется, полностью вовлекаясь в деятельность.

5. Шансы на успех выше у инновационных и финансово устойчивых проектов

«Проект должен быть инновационным, стремиться к экономической устойчивости. Чаще всего мы взаимодействуем с образовательными проектами, просветительскими или направленными на реабилитацию и укрепление здоровья», – говорит Светлана Скворцова.


«У менторов есть четкая система критериев, по которым оценивается проект: это, например, потенциал самой организации, ее вклад в улучшение жизни целевой аудитории и понимание того, кто этой целевой аудиторией является. Имеет значение и такой критерий, как значимость достигнутых социальных эффектов – то, насколько проект значим для той аудитории, под запросы которой создавался», – говорит Ольга Казанина.«Проект должен быть уникальным. Несмотря на то, что существуют благотворительные фонды и НКО, которые помогают многим, все равно проблемы остаются незамеченными. Если предприниматель увидел эту проблему и готов с ней эффективно справляться, то это хорошая заявка на успех. Один из примеров таких инициатив – проект, направленный на создание индивидуальных образовательных маршрутов для детей с особенностями развития. Предприниматель заметил, что потребность в этом есть, но почти никто, кроме родителей, от которых такие занятия требуют больших средств, этим не занимался», – дополняет Наталья Тимощук.

Наталья Тимощук

Больше шансов на успех имеют проекты, инициаторы которых стремятся создать финансово устойчивую организацию, предлагающую новые решения проблем. Создание и развитие таких проектов в долгосрочной перспективе поможет большому количеству людей.

6. Важно получить поддержку

«Задача менторов – помочь проекту реализоваться, найти свое место в выбранной нише. Часто проектам не хватает опыта в планировании ресурсов, и ментор, четко понимая запрос проекта, может предложить продуманное и персонализированное решение. Такой формат взаимодействия помогает стартапам не только достигать поставленных целей быстрее, но и двигаться в сторону масштабирования бизнеса», – поясняет Светлана Скворцова.

На стадии расширения своего проекта многие социальные предприниматели сталкиваются с препятствиями: как выстроить систему для масштабирования, кого нанимать в команду. Именно на этом этапе важно получить взгляд со стороны от опытного эксперта. На этот запрос отвечают многие программы профессионального развития и, в частности, конкурс «Навстречу импакт-стартапам». Само участие в конкурсе и подача заявки – важный опыт. Предприниматели попадают в поддерживающее сообщество профессионалов, объединенных миссией помогать другим.

Даже в том случае, если не выйдет выиграть грант, каждый участник получает поддержку от менторов, советы, которые помогут иначе взглянуть на ведение бизнеса. Кроме того, участие в подобных инициативах – уникальная возможность обменяться опытом с другими социальными предпринимателями, обсудить возникшие вопросы и найти – самостоятельно или с помощью других – недостающее решение.

«Каждый участник вселенной "Навстречу переменам" выходит с новым пониманием, новыми знаниями, новыми полезными знакомствами и связями. Наша задача: даже тем, кто не получил финансовую поддержку, помочь найти ту самую "удочку", чтобы поймать "ту самую рыбу", стать более продуктивными», – подчеркивает Светлана Скворцова.

Проектов в области социального предпринимательства становится все больше. И пока их создатели помогают другим, появляются и те, кто хочет помочь самим социальным предпринимателям. Поддержка социальных предпринимателей позволяет решать проблемы, о которых многие даже не догадываются, – это позволяет делать жизнь детей, подростков и их семей лучше, проще и счастливее.

Реклама. msk.tele2.ru