Чек-лист от экспертов: как стать успешным социальным предпринимателем

Социальное предпринимательство – способ улучшить мир вокруг себя с помощью своего бизнеса. Стать социальным предпринимателем может любой – пол, возраст и профессия значения не имеют. Самое главное – гореть идеей и быть готовым помогать людям. Вместе с Tele2 рассказываем о социальном предпринимательстве подробнее.
Чек-лист от экспертов: как стать успешным социальным предпринимателем

Можно ли менять жизнь людей к лучшему и одновременно вести успешный бизнес? Эксперты Tele2 уверены, что это реально. Оператор уже более 11 лет сотрудничает с фондом поддержки социальных инициатив в сфере детства «Навстречу переменам», а его сотрудники регулярно выступают в качестве интеллектуальных волонтеров для программ фонда – отбирают перспективных социальных предпринимателей и помогают в реализации их проектов. 

Вместе с фондом Tele2 каждый год проводит конкурс «Навстречу импакт-стартапам». Социальные предприниматели, которые создают проекты для детей, подростков и молодежи, проходят профессиональное обучение и развивают свой стартап, а финалисты – получают гранты. За время сотрудничества фонд «Навстречу переменам» и Tele2 поддержали более 400 проектов, которые, в свою очередь, улучшили жизнь более 430 тысяч детей и подростков. Большая часть стартапов связана с образованием, предоставлением равных возможностей и поддержкой здорового образа жизни. 

Мы выяснили, что нужно знать о социальном предпринимательстве, и создали чек-лист для тех, кто планирует запускать свой социально значимый бизнес. 

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

1. Социальный бизнес должен приносить прибыль

«Большинство социальных предпринимателей довольно четко видят свою конечную цель, понимают, каких результатов они хотят добиться», – отмечает Светлана Скворцова.

Светлана Скворцова

Кроме того, что социальное предпринимательство предполагает достижение социального эффекта, количественные показатели так же важны. Социальный бизнес, как и любой другой, должен быть прибыльным. Запуская проект, важно быть уверенным, что бизнес-модель устойчива, принесет прибыль, а вся команда, работающая в проекте, будет обеспечена необходимым ресурсом. 

«Социальные предприниматели имеют бизнес-план и коммерческий подход к своей деятельности. В отличие от них благотворительные фонды и НКО коммерческую выгоду из своей деятельности не извлекают. Но есть и то, что их объединяет: своей деятельностью они несут добро, желание изменить мир к лучшему и помогать тем, кто в этом больше всего нуждается», – добавляет Наталья Тимощук.

2. Найти идею проще, чем кажется

Часто идеи проектов возникают после того, как социальный предприниматель сам столкнется с проблемой, которую впоследствии будет решать с помощью своего бизнеса. В поисках решения он узнает проблему изнутри, понимает, что с ней сталкивается куда больше людей, чем можно подумать, а потому считает важным помочь другим. 

Многие проекты направлены на разработку ассистивных технологий – оборудования и продуктов, которые повышают уровень жизни людей с ограниченными возможностями здоровья, например, помогая им быть более самостоятельными в повседневной жизни. Это может быть бизнес, который предлагает аксессуары для реабилитационных средств или шьет одежду по индивидуальным меркам для детей с ограниченными возможностями здоровья. Такие проекты помогают закрыть наиболее острые потребности.

Как отмечают менторы, в последнее время появляется все больше проектов, в которых задействованы цифровые технологии как основной инструмент решения социальных проблем. В основном такие проекты работают в сфере образования. Номинация «Лучший цифровой проект» в конкурсе для социальных предпринимателей и была учреждена после того, как эксперты заметили этот тренд. 

3. Стать социальным предпринимателем может каждый

По словам Светланы Скворцовой, большинство социальных предпринимателей – женщины, хотя и мужчины нередко предлагают свои проекты. Это люди самого разного возраста – как очень молодые, так и зрелые, однако все они объединены жаждой деятельности, стремлением менять жизнь других к лучшему.

Как отмечает Ольга Казанина, главная черта, объединяющая всех социальных предпринимателей, – это их неравнодушие. Те, кто относится к своему проекту формально, вряд ли смогут рассчитывать на успех.

Ольга Казанина

Наталья Тимощук также подчеркивает, что многие социальные предприниматели – очень эмпатичные люди, которые чуть ли не с детства занимаются благотворительностью. «Они хорошо видят незакрытые потребности, а также имеют неплохой предпринимательский опыт, что дает им возможность вести бизнес и одновременно реализовывать социальную миссию. Это воспринимается как переход на новый уровень: успешный предприниматель хочет делиться своим успехом и быть полезным для общества», – говорит она.

4. Можно не быть профессионалом, но важно гореть идеей

Эксперты Tele2 согласны, что специалистом в выбранной области быть необязательно, а вот гореть идеей, пропускать ее через себя нужно. Поэтому важные критерии, по которым оцениваются проекты, – лидерство, активное вовлечение социального предпринимателя в проект, его способность собрать команду и возглавить ее. Даже если человек пока не обладает экспертностью в выбранной сфере, то быстро разберется, полностью вовлекаясь в деятельность. 

5. Шансы на успех выше у инновационных и финансово устойчивых проектов

«Проект должен быть инновационным, стремиться к экономической устойчивости. Чаще всего мы взаимодействуем с образовательными проектами, просветительскими или направленными на реабилитацию и укрепление здоровья»,  – говорит Светлана Скворцова.


«У менторов есть четкая система критериев, по которым оценивается проект: это, например, потенциал самой организации, ее вклад в улучшение жизни целевой аудитории и понимание того, кто этой целевой аудиторией является. Имеет значение и такой критерий, как значимость достигнутых социальных эффектов – то, насколько проект значим для той аудитории, под запросы которой создавался», – говорит Ольга Казанина.«Проект должен быть уникальным. Несмотря на то, что существуют благотворительные фонды и НКО, которые помогают многим, все равно проблемы остаются незамеченными. Если предприниматель увидел эту проблему и готов с ней эффективно справляться, то это хорошая заявка на успех. Один из примеров таких инициатив – проект, направленный на создание индивидуальных образовательных маршрутов для детей с особенностями развития. Предприниматель заметил, что потребность в этом есть, но почти никто, кроме родителей, от которых такие занятия требуют больших средств, этим не занимался»,  – дополняет Наталья Тимощук. 

Наталья Тимощук

Больше шансов на успех имеют проекты, инициаторы которых стремятся создать финансово устойчивую организацию, предлагающую новые решения проблем. Создание и развитие таких проектов в долгосрочной перспективе поможет большому количеству людей.  

6. Важно получить поддержку

«Задача менторов – помочь проекту реализоваться, найти свое место в выбранной нише. Часто проектам не хватает опыта в планировании ресурсов, и ментор, четко понимая запрос проекта, может предложить продуманное и персонализированное решение. Такой формат взаимодействия помогает стартапам не только достигать поставленных целей быстрее, но и двигаться в сторону масштабирования бизнеса»,  – поясняет Светлана Скворцова.

На стадии расширения своего проекта многие социальные предприниматели сталкиваются с препятствиями: как выстроить систему для масштабирования, кого нанимать в команду. Именно на этом этапе важно получить взгляд со стороны от опытного эксперта. На этот запрос отвечают многие программы профессионального развития и, в частности, конкурс «Навстречу импакт-стартапам». Само участие в конкурсе и подача заявки – важный опыт. Предприниматели попадают в поддерживающее сообщество профессионалов, объединенных миссией помогать другим. 

Даже в том случае, если не выйдет выиграть грант, каждый участник получает поддержку от менторов, советы, которые помогут иначе взглянуть на ведение бизнеса. Кроме того, участие в подобных инициативах – уникальная возможность обменяться опытом с другими социальными предпринимателями, обсудить возникшие вопросы и найти – самостоятельно или с помощью других – недостающее решение. 

«Каждый участник вселенной "Навстречу переменам" выходит с новым пониманием, новыми знаниями, новыми полезными знакомствами и связями. Наша задача: даже тем, кто не получил финансовую поддержку, помочь найти ту самую "удочку", чтобы поймать "ту самую рыбу", стать более продуктивными», – подчеркивает Светлана Скворцова.

Проектов в области социального предпринимательства становится все больше. И пока их создатели помогают другим, появляются и те, кто хочет помочь самим социальным предпринимателям. Поддержка социальных предпринимателей позволяет решать проблемы, о которых многие даже не догадываются, – это позволяет делать жизнь детей, подростков и их семей лучше, проще и счастливее.

Реклама. msk.tele2.ru