История Нади Пайо: русской, которая стояла у истоков косметологии

В этом году бренду Payot исполняется 100 лет! Мало кто знает, но его создатель – одесситка Надя Пайо. Гендерные предрассудки, кризис, война – это не помешало ей создать бьюти-империю. VOICE собрал вдохновляющие «правила жизни» Нади, которые до сих пор актуальны.
История Нади Пайо: русской, которая стояла у истоков косметологии
1. Мечтать, даже если ты родилась далеко не в столице и твоя судьба, казалось бы, предопределена.

Надя появилась на свет в 1887 году в Одессе – четвертом по величине городе в России. Отец неплохо зарабатывал, содержал с десяток детей и обеспечивал им пул гувернанток и репетиторов. Надя должна была успешно выйти замуж и нарожать детей – но вместо этого она с детства мечтает о медицине. Это немыслимо, ведь в Российской империи действует указ, запрещающий женщинам учиться на врача.

2. Стать одной из первых женщин-врачей, несмотря на неприятие общества.

Надя уговаривает родителей отпустить ее в Лозанну. Но и в местной Школе Медицины ее не то чтобы ждали: «Письма протеста, мелкие доносы, выступления на студенческих советах... От бесконечных жалоб мужчин на то, что "эта" занимает их драгоценное место, до пакостей – таких как спрятать реактивы для химических опытов», – перечисляет Елизавета Дерзаева, историк и переводчик книги Нади Пайо. Несмотря на всё это, Надя блестяще оканчивает университет и становится одной из первых в мире женщин-врачей. Уезжает она из Лозанны не только с дипломом, но и с мужем – Эдмоном Пайо.

3. Быть гуру красоты, даже если ты сама – не первая красавица.

В 1917 году пара переезжает в Нью-Йорк. Надя очарована здешними бьюти-салонами. Сама она – обладательница отнюдь не канонической красоты, зато у нее великолепная кожа. Это редкость по тем временам: вместо ухода девушки активно красились. «Женщина <...> считает, что исправляет причину, припудривая носик. <...> Но злоупотребление пудрой еще сильнее закупоривает сальные железы», – позже напишет Надя в своей книге «Быть красивой» (Etre Belle).

Однажды в холле отеля Ritz-Carlton девушка знакомится с балериной Анной Павловой и поражается контрасту: «усталое» лицо при абсолютно юной, подтянутой фигуре. Доктору приходит идея: лицо можно тренировать так же, как тело! Так появляется на свет гимнастика Нади Пайо – прообраз современного фейс-фитнеса.

4. Работать «на удаленке», когда ты в Америке, бизнес – во Франции, а на дворе – 1920-й год.

Мадам Пайо получает телеграмму из Парижа – регистрация ее собственного бренда Payot подтверждена! Почему Париж? Не обошлось без маркетинга: французская косметика вызывала у американок больше доверия, а всё европейское ассоциировалось с шиком и респектабельностью.

Будучи врачом, Надя сама подбирает лечебные растения и с умом компонует ингредиенты. Сырье она лично закупает у фармацевтов, стекло для баночек выбирает с парижскими ремесленниками, рекламные плакаты заказывает Рене Грюо – подающему надежды иллюстратору, который затем будет работать с Givenchy, Balmain и Dior.

5. Раскрутить бизнес, не имея ни опыта, ни учителей.

В непростые 1920–30-е годы Наде удается создать империю красоты: косметика, авторский массаж и салон в центре Парижа, который не закрывается даже в войну. Работают в нем обученные лично Надей «леди красоты» – так называли косметологов. В салоне появляются аппаратные методики, например прообраз газожидкостного пилинга. Но фирменная процедура – массаж «42 движения». Сама Надя сравнивает его с легкими, отточенными балетными па – точь-в-точь, как у лица бренда Анны Павловой.

Сотрудничество с ней – еще один вызов миру: актрисы, балерины и прочие «дамы полусвета» не могут быть образцом для подражания в великосветском обществе! Однако бизнес идет в гору, и имя Нади Пайо появляется не только в Vogue, но и в Business Harvard Review.

6. Создать систему ухода, которая будет актуальна и через 100 лет.

«Это постоянное напряжение, работа сверх нормы, тяга к удовольствиям иссушают организм, <...> разрушают нервную систему. Мы занимаемся спортом и пьем коктейли, ограничиваемся одним приемом пищи в день, но глотаем еду второпях», – эти строки были написаны в 1933 году. Надя понимала главное: красота – это не про макияж и «маскировку несовершенств», а про заботу о себе. Она же вывела простую систему ухода: умываться подходящим средством, питать кожу и делать гимнастику для лица. Ничего лучше за прошедшие 100 лет не придумали.

Некоторые средства Payot, созданные Надей, существуют до сих пор в почти неизменном виде.

  • Паста Pâte Grise на основе ихтиола – SOS-средство от высыпаний. В почете у женщин всего мира вот уже 70 лет!
  • Crème №2 – спасение для чувствительной кожи. Формула с растительными компонентами успокаивает и снимает раздражение.

Еще один культовый продукт – масло Huile Elixir для лица, тела и волос. Сделано на основе масел мирры и амариса, открытых для косметологии Надей Пайо.

Мастхэв Payot – паста от воспалений Pâte Grise L'Originale. В честь 100-летия бренда она вышла в лимитированной версии: вместо по-аптечному лаконичной банки – блестки, сияющая «глазурь» на флаконе и цветная крышка. Сюрприз: покупая баночку, ты до последнего не будешь знать, какого она цвета!