Расскажите о себе и своих компетенциях.
Елена Баранова о тренде сезона на кокошник и о том, как правильно его стилизовать

По первому образованию я художник-модельер, стилист. Вся моя жизнь так или иначе была связана с искусством и модой. С детства я обожаю театр, балет. Я всегда стремилась к красоте и эстетике, даже в мелочах. Кроме того, моя тяга к знаниям не давала мне сидеть на месте: я прослушала десятки лекций по искусству, моде, прошла различные творческие курсы. Ключевым событием в моей жизни стало решение получить дополнительное образование в МГУ, где я выбрала курс «Теория и индустрия моды». В стенах университета родилась идея проекта «Царевна Мира», который буквально разделил всё на «до» и «после» и наполнил меня новыми смыслами. Это уникальный проект по исследованию русского культурного кода через путешествия по России и миру, это желание понять самих себя и заглянуть в загадочную русскую душу.
В определенный момент я осознала, что проект каким-то абсолютно естественным, органичным образом растёт, развивается, становится метавселенной. Появилось моё авторское ток-шоу «Ход Царевны», где рождаются нетривиальные диалоги с российскими творческими деятелями. В настоящее время мы активно готовимся к участию в проекте «Ёлки России», нацеленном на популяризацию культурного наследия, народных художественных промыслов и ремесел России. Параллельно я разрабатываю свою линию одежды с Вологодским кружевом. Я не ставлю перед собой никаких ограничений – в этом моя сила и вечный двигатель.


Уже которую Неделю моды в Париже вы являетесь героиней стритстайла в необычных образах. Расскажите, что это за образы?
Прежде всего, хочу подчеркнуть, что абсолютно все мои образы со стритстайлов недели моды в Париже собраны исключительно из российских брендов, а также изделий из народных промыслов нашей страны! Вологодское кружево, Павлопосадские шали, Оренбургские пуховые платки уже увидели свет в центре мировой моды – во Франции.
Звучит непривычно, согласитесь? Но в этом и есть моя миссия: популяризировать наши бренды, показать миру, как много талантливых дизайнеров живёт и творит в нашей стране (Саша Гапанович, Даниил Анциферов, Алёна Ахмадуллина и многие-многие другие), но что еще более важно – актуализировать народные промыслы! Ведь промысел будет жить, если он найдет себя в современном мире, если выйдет за рамки сувенирных магазинов и станет объектом желания на полках модных бутиков. Если вы посмотрите на фото с моих выходов в стритстайл, то у вас не останется сомнений, что я умею стилизовать образы, созданные из промыслов, так, что их хочется надеть на самые известные мировые фэшн-события.


Главной же целью поездки в Париж всегда остается выход главной героини – Царевны – в стритстайл перед показом Шанель. Каждый раз это новый талантливый российский дизайнер, который, опираясь на идеологию моего проекта, свой творческий мир и своё уникальное прочтение всем известного образа Царевны-Лебедь с полотен Врубеля, создаёт уникальный образ для русской красавицы. В этот раз авторство платья принадлежит талантливому молодому дизайнеру, стилисту Олегу Горчанину. Получился, на мой взгляд, настоящий шедевр!
Почему, по вашему мнению, кокошник снова стал популярным?
Уже не первый год мы наблюдаем в рамках нашей страны массовое обращение к корням, к нашим истокам, многовековым традициям. В связи с определенными событиями на геополитической арене к нам пришло понимание, что самоидентичность – это крайне важный процесс и ощущение. Сила – в наших предках, в ценностях, которые передаются из поколения в поколение, в нашей самобытности.
Кокошник — старинный праздничный головной убор замужней женщины, один из символов русского костюма и России в целом! Невозможно не вспомнить о нем сегодня. К тому же, это еще и очень красиво!


Здесь же хочется затронуть одно уникальное явление, которое мы наблюдаем прямо сейчас – анемоя. Так называют ностальгию по времени, в котором человек не жил, по эпохе, которую он не может вспомнить, но может вообразить или узнать о ней из медиа, рассказов старших и других источников. Именно с этим явлением и связан феномен Надежды Кадышевой и Татьяны Булановой. Средний возраст людей на их концертах – 25 лет, то есть эти люди еще даже не родились в то время, на которое пришелся пик популярности этих исполнителей в прошлом. На этой же волне на выступлениях Кадышевой происходит такое массовое обращение к народным головным уборам, особенно к кокошнику. Тренд был отмечен даже Владимиром Владимировичем Путиным на заседании клуба «Валдай». Кокошники, венцы, повязки сейчас массово используются в повседневной жизни. Однако я себя считаю в этом отношении первопроходцем! Еще два года назад, когда ничего подобного не было, как раз и родилась моя идея проекта «Царевна Мира» с главной героиней Царевной, неотъемлемой частью образа которой был и есть кокошник!
А вы знаете, что мало кто понимает разницу между кокошником и венцом, между кикой и сорокой? Обо всём этом и многом другом я подробно рассказываю на своих лекциях. Приходите – будет интересно!
Чем современный кокошник отличается от традиционного варианта? Какие элементы были адаптированы?
Современный кокошник сильно отличается от традиционного варианта, и это нормально. Аутентичный кокошник был довольно тяжелым и не самым удобным головным убором. Его ширина могла достигать 90 см. Это была прежде всего демонстрация благополучия и богатства, отсюда и традиционное украшение драгоценными камнями, жемчугом, уникальными старинными техниками золотного шитья, сажения по бели.
Современные варианты кокошника адаптированы под текущий запрос, нашу реальность и модные веяния. Я являюсь коллекционером народных головных уборов, знаю всех главных мастериц нашей страны, способных сделать этот предмет, действительно строго придерживаясь исконных техник. Их — единицы, и они на вес золота! В будущем я планирую сделать выставку всех жемчужин своей коллекции, чтобы вы смогли насладиться работами талантливых художниц.
Какие дизайнеры или бренды активно используют кокошник в своих коллекциях?
Не секрет, что всемирно известные модные дома часто вдохновлялись русской народной эстетикой. Начало было положено еще Полем Пуаре и Шанель. Затем эстафету подхватили Ив Сен-Лоран, Кензо, Джон Гальяно, Дольче и Габбана, Валентино и другие. Обязательно посмотрите их коллекции разных лет – получите огромное удовольствие! Что становилось для них вдохновением? Русские сезоны С. Дягилева, эскизы Л. Бакста, картины В. Васнецова, М. Шагала...


Много и современных российских дизайнеров шедеврально актуализируют традицию в абсолютно разных стилях: Ясна Клименко, Кирилл Минцев, Стас Лопаткин, Koss Koss, Beautiful Criminals, Zlosi, Voylok Lab. Мне кажется, очень важна насмотренность, поэтому от всей души рекомендую ознакомиться с творчеством этих брендов и, конечно, не пренебрегать старыми архивами модных домов – вы действительно удивитесь, как много вдохновения и полёта фантазии можно там найти.
Как правильно подобрать кокошник для городской и повседневной стилистики?
Это дело вкуса, так же, как и выбор любого другого предмета одежды. Я бы делала ставку на использование этого головного убора в праздничные дни, как это исторически и сложилось. Он органично сочетается с нарядом в народной стилистике. Очень искусно работает с народной тематикой и русским культурным кодом Саша Гапанович. Любой ее наряд вызывает бурю эмоций и восхищения! Она очень тонко чувствует, как сделать народные мотивы современными и востребованными.
Можно ли сочетать кокошник с другими трендами сезона? Какие самые удачные комбинации?
Вообще, я бы не ставила во главу угла понятие «тренды» в эпоху метамодерна, а именно в ней мы сейчас и живём. Иногда её характеризуют как одновременное пребывание между противоположностями. Это означает, что границы между «красивым» и «некрасивым», «плохим» и «хорошим» стёрты. ВСЁ имеет место быть, нет жёстких критериев и рамок. На мой взгляд, удивительное время – время экспериментов и проявления себя. Главное – не бояться пробовать.

Кокошник можно и нужно сочетать абсолютно со всеми стилями, трендами и направлениями! Для этого сейчас очень много возможностей, а если вам требуется вдохновение, то рекомендую посмотреть архивные фотографии знаменитого костюмированного бала 1903 года в честь 290-летия Императорского рода Романовых.Все гости Зимнего дворца были одеты в костюмы эпохи Алексея Михайловича!
В нашем арсенале сейчас такое множество способов самовыражения... Я выбрала своей миссией показать этому миру богатство и истинную красоту древних промыслов, глубину нашей культуры, одаренность современных мастеров и творцов, которые умеют трансформировать старинные техники, а также уникальный орнамент и символизм русского народного костюма в актуальные и современные образы, достойные всех красных дорожек и недель мод нашей планеты.
