Елена Баранова о тренде сезона на кокошник и о том, как правильно его стилизовать

Что такое анемоя, как популяризировать русский стиль в мире и есть ли разница между кокошником и венцом, между кикой и сорокой, — обо всем в интервью Елены Барановой.
Редакция сайта
Редакция сайта
Елена Баранова о тренде сезона на кокошник и о том, как правильно его стилизовать
Архивы пресс-службы

Расскажите о себе и своих компетенциях.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По первому образованию я художник-модельер, стилист. Вся моя жизнь так или иначе была связана с искусством и модой. С детства я обожаю театр, балет. Я всегда стремилась к красоте и эстетике, даже в мелочах. Кроме того, моя тяга к знаниям не давала мне сидеть на месте: я прослушала десятки лекций по искусству, моде, прошла различные творческие курсы. Ключевым событием в моей жизни стало решение получить дополнительное образование в МГУ, где я выбрала курс «Теория и индустрия моды». В стенах университета родилась идея проекта «Царевна Мира», который буквально разделил всё на «до» и «после» и наполнил меня новыми смыслами. Это уникальный проект по исследованию русского культурного кода через путешествия по России и миру, это желание понять самих себя и заглянуть в загадочную русскую душу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В определенный момент я осознала, что проект каким-то абсолютно естественным, органичным образом растёт, развивается, становится метавселенной. Появилось моё авторское ток-шоу «Ход Царевны», где рождаются нетривиальные диалоги с российскими творческими деятелями. В настоящее время мы активно готовимся к участию в проекте «Ёлки России», нацеленном на популяризацию культурного наследия, народных художественных промыслов и ремесел России. Параллельно я разрабатываю свою линию одежды с Вологодским кружевом. Я не ставлю перед собой никаких ограничений – в этом моя сила и вечный двигатель.

Архивы пресс-службы
Архивы пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Уже которую Неделю моды в Париже вы являетесь героиней стритстайла в необычных образах. Расскажите, что это за образы?

Прежде всего, хочу подчеркнуть, что абсолютно все мои образы со стритстайлов недели моды в Париже собраны исключительно из российских брендов, а также изделий из народных промыслов нашей страны! Вологодское кружево, Павлопосадские шали, Оренбургские пуховые платки уже увидели свет в центре мировой моды – во Франции.

Звучит непривычно, согласитесь? Но в этом и есть моя миссия: популяризировать наши бренды, показать миру, как много талантливых дизайнеров живёт и творит в нашей стране (Саша Гапанович, Даниил Анциферов, Алёна Ахмадуллина и многие-многие другие), но что еще более важно – актуализировать народные промыслы! Ведь промысел будет жить, если он найдет себя в современном мире, если выйдет за рамки сувенирных магазинов и станет объектом желания на полках модных бутиков. Если вы посмотрите на фото с моих выходов в стритстайл, то у вас не останется сомнений, что я умею стилизовать образы, созданные из промыслов, так, что их хочется надеть на самые известные мировые фэшн-события.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Елена Баранова на Неделе моды в Париже
Архивы пресс-службы
Елена Баранова на Неделе моды в Париже
Архивы пресс-службы

Главной же целью поездки в Париж всегда остается выход главной героини – Царевны – в стритстайл перед показом Шанель. Каждый раз это новый талантливый российский дизайнер, который, опираясь на идеологию моего проекта, свой творческий мир и своё уникальное прочтение всем известного образа Царевны-Лебедь с полотен Врубеля, создаёт уникальный образ для русской красавицы. В этот раз авторство платья принадлежит талантливому молодому дизайнеру, стилисту Олегу Горчанину. Получился, на мой взгляд, настоящий шедевр!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Почему, по вашему мнению, кокошник снова стал популярным?

Уже не первый год мы наблюдаем в рамках нашей страны массовое обращение к корням, к нашим истокам, многовековым традициям. В связи с определенными событиями на геополитической арене к нам пришло понимание, что самоидентичность – это крайне важный процесс и ощущение. Сила – в наших предках, в ценностях, которые передаются из поколения в поколение, в нашей самобытности.

Кокошник — старинный праздничный головной убор замужней женщины, один из символов русского костюма и России в целом! Невозможно не вспомнить о нем сегодня. К тому же, это еще и очень красиво!

Архивы пресс-службы
Архивы пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Здесь же хочется затронуть одно уникальное явление, которое мы наблюдаем прямо сейчас – анемоя. Так называют ностальгию по времени, в котором человек не жил, по эпохе, которую он не может вспомнить, но может вообразить или узнать о ней из медиа, рассказов старших и других источников. Именно с этим явлением и связан феномен Надежды Кадышевой и Татьяны Булановой. Средний возраст людей на их концертах – 25 лет, то есть эти люди еще даже не родились в то время, на которое пришелся пик популярности этих исполнителей в прошлом. На этой же волне на выступлениях Кадышевой происходит такое массовое обращение к народным головным уборам, особенно к кокошнику. Тренд был отмечен даже Владимиром Владимировичем Путиным на заседании клуба «Валдай». Кокошники, венцы, повязки сейчас массово используются в повседневной жизни. Однако я себя считаю в этом отношении первопроходцем! Еще два года назад, когда ничего подобного не было, как раз и родилась моя идея проекта «Царевна Мира» с главной героиней Царевной, неотъемлемой частью образа которой был и есть кокошник!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А вы знаете, что мало кто понимает разницу между кокошником и венцом, между кикой и сорокой? Обо всём этом и многом другом я подробно рассказываю на своих лекциях. Приходите – будет интересно!

Чем современный кокошник отличается от традиционного варианта? Какие элементы были адаптированы?

Современный кокошник сильно отличается от традиционного варианта, и это нормально. Аутентичный кокошник был довольно тяжелым и не самым удобным головным убором. Его ширина могла достигать 90 см. Это была прежде всего демонстрация благополучия и богатства, отсюда и традиционное украшение драгоценными камнями, жемчугом, уникальными старинными техниками золотного шитья, сажения по бели.

Современные варианты кокошника адаптированы под текущий запрос, нашу реальность и модные веяния. Я являюсь коллекционером народных головных уборов, знаю всех главных мастериц нашей страны, способных сделать этот предмет, действительно строго придерживаясь исконных техник. Их — единицы, и они на вес золота! В будущем я планирую сделать выставку всех жемчужин своей коллекции, чтобы вы смогли насладиться работами талантливых художниц.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Какие дизайнеры или бренды активно используют кокошник в своих коллекциях?

Не секрет, что всемирно известные модные дома часто вдохновлялись русской народной эстетикой. Начало было положено еще Полем Пуаре и Шанель. Затем эстафету подхватили Ив Сен-Лоран, Кензо, Джон Гальяно, Дольче и Габбана, Валентино и другие. Обязательно посмотрите их коллекции разных лет – получите огромное удовольствие! Что становилось для них вдохновением? Русские сезоны С. Дягилева, эскизы Л. Бакста, картины В. Васнецова, М. Шагала...

Архивы пресс-службы
Архивы пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Много и современных российских дизайнеров шедеврально актуализируют традицию в абсолютно разных стилях: Ясна Клименко, Кирилл Минцев, Стас Лопаткин, Koss Koss, Beautiful Criminals, Zlosi, Voylok Lab. Мне кажется, очень важна насмотренность, поэтому от всей души рекомендую ознакомиться с творчеством этих брендов и, конечно, не пренебрегать старыми архивами модных домов – вы действительно удивитесь, как много вдохновения и полёта фантазии можно там найти.

Как правильно подобрать кокошник для городской и повседневной стилистики?

Это дело вкуса, так же, как и выбор любого другого предмета одежды. Я бы делала ставку на использование этого головного убора в праздничные дни, как это исторически и сложилось. Он органично сочетается с нарядом в народной стилистике. Очень искусно работает с народной тематикой и русским культурным кодом Саша Гапанович. Любой ее наряд вызывает бурю эмоций и восхищения! Она очень тонко чувствует, как сделать народные мотивы современными и востребованными.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Можно ли сочетать кокошник с другими трендами сезона? Какие самые удачные комбинации?

Вообще, я бы не ставила во главу угла понятие «тренды» в эпоху метамодерна, а именно в ней мы сейчас и живём. Иногда её характеризуют как одновременное пребывание между противоположностями. Это означает, что границы между «красивым» и «некрасивым», «плохим» и «хорошим» стёрты. ВСЁ имеет место быть, нет жёстких критериев и рамок. На мой взгляд, удивительное время – время экспериментов и проявления себя. Главное – не бояться пробовать.

Архивы пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кокошник можно и нужно сочетать абсолютно со всеми стилями, трендами и направлениями! Для этого сейчас очень много возможностей, а если вам требуется вдохновение, то рекомендую посмотреть архивные фотографии знаменитого костюмированного бала 1903 года в честь 290-летия Императорского рода Романовых.Все гости Зимнего дворца были одеты в костюмы эпохи Алексея Михайловича!

В нашем арсенале сейчас такое множество способов самовыражения... Я выбрала своей миссией показать этому миру богатство и истинную красоту древних промыслов, глубину нашей культуры, одаренность современных мастеров и творцов, которые умеют трансформировать старинные техники, а также уникальный орнамент и символизм русского народного костюма в актуальные и современные образы, достойные всех красных дорожек и недель мод нашей планеты.