От немого кино до Лили-Роуз Депп: 11 ужасно интересных фактов о фильме «Носферату»

Немой фильм «Носферату: Симфония ужаса» бесстыдно скопировал роман Брэма Стокера «Дракула», но все равно стал настоящей классикой, хотя и едва не был уничтожен из-за обвинений в плагиате. Величайший фильм ужасов вдохновил несколько поколений кинематографистов на ремейки. Обновленную версию представил и Роберт Эггерс - с Биллом Скарсгардом в роли Орлока, Уиллемом Дефо в роли профессора Альбина Эберхарта фон Франца и Лили-Роуз Депп в роли Эллен Хуттер. Рассказываем, что надо знать перед просмотром картины о ее неповторимом оригинале.
Надежда Бесчетникова
Надежда Бесчетникова
звёздный редактор
От немого кино до Лили-Роуз Депп: 11 ужасно интересных фактов о фильме «Носферату»
Getty images, Legion media

До того, как Бела Лугоши надел плащ Дракулы, существовал остроухий граф Орлок в исполнении Макса Шрека, злодей в немецком немом фильме 1922 года «Носферату: Симфония ужаса». У оригинального «Носферату» сложная судьба, потому что он бесстыдно сплагиатил сюжет «Дракулы» Брэма Стокера. И все же, если бы он не был снят, вампирский жанр, столь укоренившийся в поп-культуре, возможно, никогда бы не взлетел. Давай узнаем больше о действительно ужасающей киноклассике.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Носферату» не был первым фильмом, основанным на «Дракуле» Брэма Стокера


«Дракула», опубликованный в 1897 году, принес Брэму Стокеру похвалу, но не богатство. Он продавался тиражом около 30 000 экземпляров в год в течение следующих трех десятилетий, но большая часть его прибыли обходила Стокера стороной и шла напрямую его издателю. Стокер же оставался скованным долгами вплоть до своей смерти в 1911 году.

Кадр из видео
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Десять лет спустя печально известный граф Стокера очутился на киноэкране. Венгерский фильм «Смерть Дракулы» (Drakula halála) был самой ранней попыткой экранизации романа. Режиссер Кароли Латжай в своей работе повествует о молодой женщине, которая видит ужасный кошмар после того, как ее пути пересекаются с Дракулой. Он, кстати, в данной версии является неуравновешенным музыкантом, а не обходительным аристократом. Копий немого фильма, увы, не сохранилось, хотя до наших дней дошли рекламные фотографии и рецензии на фильм.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Носферату» нагло скопировал роман Стокера


Во время службы в годы Первой мировой войны немецкий художник Альбин Грау встретил сербского фермера, который утверждал, что он сын вампира. Грау эта история врезалась в память и, когда в 1921 году он основал кинокомпанию Prana-Film с продюсером Энрико Дикманном, он предложил использовать такой сюжет в качестве сценария их первого художественного фильма. Грау посчитал, что адаптация «Дракулы» была бы идеальным вариантом, и не стал заморачиваться с получением необходимых прав от наследников Стокера.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Предприимчивый продюсер посчитал, он может избежать судебного иска, подправив сюжет «Дракулы» в нескольких ключевых местах на свой лад. Так, место действия было изменено с викторианского Лондона на Германию XVII века, в сценарии убрали оригинальную концовку книги и персонажа Ван Хельсинга, а ключевые герои были переименованы. Например, граф Дракула стал графом Орлоком. Полное название «Носферату: Симфония ужаса» было навеяно термином, который дважды встречается в исходном материале: Стокер ошибочно думал, что «носферату» на румынском означает «вампир».

К слову, все эти уловки не помогли — правообладатели подали на немецких кинематографистов в суд и копии фильма едва не были уничтожены.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Художественное оформление фильма было вдохновлено работами чешского художника Хуго Штайнера-Прага

Архивы пресс-службы
Архивы пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Prana-Film привлекла к съемкам «Носферату» режиссера Ф. В. Мурнау, известного своим экспрессионистским стилем. Грау был художественным продюсером фильма и разработал все — от декораций до костюмов и грима Орлока. На протяжении всего процесса его путеводной звездой был «Голем», классический рассказ ужасов Густава Майринка, опубликованный в виде романа в 1915 году.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Второе издание книги включало 18 атмосферных черно-белых иллюстраций Хуго Штайнера-Прага. Грау рассказывал, что эти изображения оказали огромное влияние на концепцию и раскадровки «Носферату», а один эскиз напрямую вдохновил внешний вид графа Орлока.

Вампира в «Носферату» сыграл малоизвестный актер


Какой готический сюжет без толики мистики? В истории «Носферату» ее хватает. Так, большая часть жизни и кинокарьеры Макса Шрека, сыгравшего вампира в 1922 году, окутана тайной. По словам его биографа Стефана Эйкхоффа, коллеги актера считали его «верным, добросовестным одиночкой с необычным чувством юмора и талантом играть гротеск». Шрек снялся в более чем 40 фильмах, но больше всего запомнился именно по роли графа Орлока. (Кстати, любопытный факт: фамилия актера переводится с немецкого как «страх»).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Игра Шрека была настолько эффектной, что некоторые зрители даже задавались вопросом, а не был ли малоизвестный актер настоящим вампиром в реальной жизни? Кинокритик Адо Киру популяризировал эту идею в 1953 году, когда ошибочно утверждал, что имя актера, сыгравшего монстра в фильме Мурнау, никогда не было раскрыто. «Кто скрывается за персонажем Носферату? Может быть, сам Носферату?» — писал он.

Это предположение впоследствии было использовано в качестве предпосылки к фильму «Тень вампира» (2000), в котором Джон Малкович сыграл Мурнау, а Уиллем Дефо — кровососущего и любящего гробы Макса Шрека.

Некоторые спецэффекты были достигнуты с помощью покадровой съемки

Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Конечно, в начале XX века еще и речи не шло о компьютерной графике, но кинематографисты уже знали, как добавить в фильм спецэффекты. В то время достигались они зачастую благодаря технике покадровой съемки, когда на экране быстро показывали последовательность неподвижных изображений.

Такой прием был использован, например, в сцене, где гроб Орлока закрывается сам по себе или когда Орлок использует свою магию, чтобы открыть люк корабля.

Роль обители Орлока сыграл Оравский замок в Словакии


«Носферату» в основном снимался на натуре в немецких городах Любек и Висмар, но сцены в Трансильвании снимались на севере Словакии. За одним исключением, на всех экстерьерных кадрах дворца Орлока на самом деле запечатлен 700-летний Оравский замок. Для последней сцены «Носферату», где жилище вампира находится в руинах, Мурнау использовал Старград — давно заброшенный словацкий замок, который разрушается с 1500-х годов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Фильм породил распространенный вампирский троп

Legion-Media


Идею о том, что вампиры сгорают под воздействием прямых солнечных лучей, в массовое сознание внедрил именно «Носферату». В романе «Дракула» граф спокойно гуляет на улице среди бела дня. Стокер нигде не подразумевал, что солнечный свет может уничтожить вампира. Грау и сценарист Хенрик Галеен, надеясь на драматическую кульминацию фильма, решили сделать солнечный свет фатальным для графа Орлока, который исчезает в облаке дыма, когда его заманивают в хорошо освещенную комнату.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Премьера фильма сопровождалась костюмированной вечеринкой


Prana-Film потратила больше денег на продвижение «Носферату», чем на сам фильм. Грау запустил амбициозную маркетинговую кампанию, которая включала газетную рекламу, экспрессионистские плакаты и освещение в прессе. Наконец, премьера фильма состоялась в Мраморном зале Берлинского зоологического сада 4 марта 1922 года.

Показу предшествовал пролог, произнесенный оратором, а затем грандиозный танцевальный номер. После фильма гости в сюртуках и платьях резвились на костюмированном балу. Все мероприятие, возможно, было слишком роскошным: репортеры, посетившие премьеру, больше писали о вечеринке, чем о фильме. Но в этом создатели тоже явно опередили свое время — сегодня шумиха в прессе и сопутствующие премьере мероприятия играют немаловажную роль и активно используются всеми продюсерами.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вдова Стокера подала в суд на немецкую студию и сжигала пленки

Архивы пресс-службы


Флоренс Стокер, вдова автора «Дракулы», получила анонимную посылку через несколько дней после премьеры «Носферату», в которой был один из рекламных плакатов фильма. На нем был слоган: «свободная адаптация "Дракулы" Брэма Стокера».

Флоренс немедленно пошла в юридическую атаку. Она обратилась к Британскому объединенному обществу авторов, которое наняло немецкого адвоката, чтобы преследовать Prana-Film. План состоял в том, чтобы подать в суд на компанию за нарушение авторских прав, но к тому времени неудачные деловые решения ее менеджеров уже обанкротили студию.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Когда стало ясно, что Стокер никто не возместит никаких убытков, она попыталась уничтожить все копии фильма. В 1925 году немецкий суд встал на ее сторону и постановил, что все копии в этой стране должны быть сожжены. Но в отличие от киногероя сам фильм «Носферату» оказалось очень трудно уничтожить. В течение следующих нескольких лет копии появились в США и Великобритании. Стокер неустанно выслеживала «блуждающие» по миру копии фильма и сжигала их. Несмотря на все ее усилия, «Носферату» все-таки уцелел в виде пиратских копий.

Для «Носферату» было написано множество саундтреков


Когда «Носферату» впервые показали в Берлине, киносеанс сопровождал живой оркестр, исполнявший партитуру, написанную Гансом Эрдманном. Известно, что записей оригинального саундтрека, увы, не существует. Но за прошедшие годы «Носферату» получил несколько альтернативных партитур. Различные DVD-издания фильма включали джазовую, электронную и классическую фоновую музыку.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вернер Херцог первым снял ремейк «Носферату»

Legion-Media


«Носферату» Эггерса — не первый ремейк оригинального фильма. Вернер Херцог спродюсировал и снял «Носферату — призрак ночи» с Клаусом Кински в роли графа Дракулы и Изабель Аджани в роли Люси Харкер в 1979 году и остался довольно близок к версии Prana-Film. Херцог даже хотел снять фильм в Висмаре, как и Мурнау, но не смог этого сделать.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тогда Херцог выбрал Делфт, исторический город в Нидерландах. К сожалению для местных жителей, он планировал привезти туда 10 000 крыс для съемок ключевой сцены.

«Мой фильм о сообществе, охваченном страхом, анонимным террором, который трудно назвать. Крысы — решающий элемент, потому что они символизируют это вторжение страха», — пытался режиссер объяснить сбитым с толку чиновникам.

Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По рассказам Беверли Уокер, консультанта фильма, 10 000 крыс держали в амбаре за городом, где о них заботились две молодые женщины-биологи. Но фермер, которому принадлежал амбар, не кормил крыс должным образом, и они умирали. Когда девушки упрекнули его, он выгнал их с фермы, а затем отказался предоставить съемочной группе доступ к животным — это было в тот момент, когда как раз подошло время снимать.

Читай также: От вайнерши к светской диве: как менялась Ида Галич

Херцог в сопровождении нескольких членов своей команды и тех двух женщин сам отправился к фермеру за крысами. Там их уже поджидали фермер и еще дюжина рабочих, вооруженных всевозможными сельскохозяйственными инструментами в качестве оружия. Началась поистине кошмарная драка, лобовые стекла машин были разбиты, все были сильно избиты, а сам Херцог едва не погиб от мощного удара. Тем не менее крысы были спасены, сняты на пленку, а позже проданы в лаборатории. Съемочная же группа переместилась в Чехословакию, где работа над фильмом продолжилась.