Юлия Довганишина, Анастасия Стоцкая и Ирина Потехина о мюзикле «Последняя сказка», большой мечте и планах на будущее

В мюзикле «Последняя сказка», грандиозной постановке компании «Бродвей Москва», которая идет в Театре МДМ, сразу три сильных женских персонажа — Женя, Шахерезада и Ясмин. VOICE поговорил с актрисами, ежедневно выходящими в этих образах на сцену, и убедился: чтобы играть такие яркие характеры и в таком режиме, нужно быть не менее сильной, чем твоя героиня. Юлия Довганишина, Анастасия Стоцкая и Ирина Потехина — о жизни в театре и вне его, вокальных и бытовых лайфхаках, конкуренции в профессии и сложных вызовах «легкого жанра».
Редакция сайта
Редакция сайта
Юлия Довганишина, Анастасия Стоцкая и Ирина Потехина о мюзикле «Последняя сказка», большой мечте и планах на будущее
Юлия Довганишина. Фото: пресс-служба «Бродвей Москва»

Мюзиклы — не самый популярный в России жанр. Как вам кажется, становятся ли они интереснее аудитории или на них ходят только преданные фанаты?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Юлия Довганишина, исполнительница роли Жени в мюзикле «Последняя сказка»: Мне кажется, сейчас жанр мюзикла у нас переживает очень важный период — долгое время компания «Бродвей Москва» работала с зарубежными постановщиками, и наша команда теперь твердо знает как устроена система постановочного процесса таких сложных и многослойных спектаклей. Но чего нам не хватало долгое время, так это оригинальных историй, понятных и интересных именно нашему зрителю. Думаю, «Последняя сказка» и другие спектакли нашего Театра — большой шаг в сторону адаптации жанра именно под наш менталитет.

Анастасия Стоцкая, исполнительница роли Шахерезады в мюзикле «Последняя сказка»: Я бы не сказала, что мюзикл — непопулярный жанр. Двадцать лет назад он только зарождался в нашей стране, но сегодня мюзиклы как никогда востребованы — посмотрите, сколько проектов сейчас идет и ежегодно выпускается. Если бы на спектакли ходили только преданные фанаты, в Театре МДМ не собирались бы залы по 1 800 человек каждый день.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Шахерезада (Анастасия Стоцкая)
Шахерезада (Анастасия Стоцкая)
Фото: пресс-служба «Бродвей Москва»

Ирина Потехина, исполнительница роли Ясмин в мюзикле «Последняя сказка»: Не согласна с тем, что мюзиклы у нас непопулярны. Я давно в этом жанре, и даже в ковидные времена залы были полными с учетом ограничений. Может, мюзикл не всем понятен как жанр — особенно мужчинам. В «Последней сказке» главный герой Макс даже шутит: вместо того, чтобы действительно решать проблемы, герои ни с того ни с сего начинают петь и танцевать. Но в целом зритель у нас уже довольно искушенный, особенно в Москве: видел и российские, и зарубежные постановки, и у каждого спектакля есть своя преданная публика. В Театре МДМ — 1 800 мест, поэтому «Последняя сказка» рассчитана на широкую аудиторию, особенно на тех, кто любит сказки и восточный колорит. Восток вообще у нас любят — вспомните «Клон», «Великолепный век», а сейчас, к тому же, очередная волна популярности турецких сериалов. Так что мюзикл «Последняя сказка» оказался очень своевременным.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Когда вы только начинали свой актерский путь, знали ли, что точно будете играть в мюзиклах или мечтали о чем-то другом? Чем вообще актер мюзикла кардинально отличается от других актеров?

Юлия: Когда мне было 15 и я думала о том, поступать мне в театральный или нет, я побывала на спектакле «Зорро» в Театре МДМ — меня до слез впечатлила постановка, и я стала мечтать именно об этой сцене. Это был долгий и непростой путь, но мечта сбылась, и я благодарна нашему Театру, что когда-то он подтолкнул меня выбрать именно эту профессию. Хотя драматические спектакли люблю не меньше, и для меня сейчас идеальный актер мюзикла — это, в первую очередь, уверенный драматический артист, но, при этом, умеющий петь и танцевать.

Анастасия: Я всегда знала, что моя жизнь будет связана со сценой. Сама судьба вела меня к тому, где я сейчас. Но тогда я еще не предполагала, что моя карьера окажется настолько тесно связана именно с мюзиклами. В детстве я занималась танцами и мечтала выступать в ансамбле Игоря Моисеева, но туда уже закрыли набор. Я, конечно, расстроилась, но потом попала в хореографическую студию при Театре Луны. Позже поступила в ГИТИС на экспериментальный курс актеров театра, кино и мюзикла. Именно тогда в России только началась «эра» мюзиклов. Мой брат Павел Майков сыграл главную роль в первом мюзикле «Метро», и я посмотрела его, наверное, раз двенадцать. На третьем курсе я дебютировала в мюзикле «Губы» по роману Набокова «Камера обскура». Меня заметил Филипп Киркоров и пригласил на кастинг в мюзикл «Чикаго». В результате я стала самой юной исполнительницей роли Рокси Харт за всю историю этого мюзикла — сыграла премьеру в 19 лет, 4 октября 2002 года. Через три дня мне исполнилось 20. Параллельно получила роль Флер-де-Лис в знаменитом «Нотр-Дам де Пари». Актер мюзикла, помимо драматической составляющей, должен быть еще и отличным вокалистом и танцором. Для любого актера умение петь и двигаться — большой плюс, ведь в спектаклях часто используются пластические решения и вокальные номера.

Ирина: Все случайности не случайны. Я с детства делала упор на вокал и мечтала быть певицей. В школе и университете в разных постановках, концертах и капустниках, где я участвовала, всегда были мюзиклы. И однажды мой преподаватель по вокалу, заслуженный артист России Андрей Вылегжанин, сказал: «У тебя мюзикловый голос», — и посоветовал идти на кастинг. Я подумала — а почему бы и нет? Первое свое прослушивание я проходила в бродвейский мюзикл «Продюсеры» в московском театре Et Cetera. Это был мой дебют. В этом спектакле по завершении своих сцен я всегда оставалась в кулисах, чтобы понаблюдать за игрой старших коллег. Я никак не могла поверить в то, что я на сцене, что рядом люди, которых я видела по телевизору, и всё это — самый настоящий всемирно известный мюзикл. До сих пор вспоминаю и удивляюсь. Подготовка актера мюзикла специфическая, комплексная. Наш жанр строится на трех компонентах: актерской игре, вокале и танце. И все три составляющие надо постоянно поддерживать в форме. И, что самое главное, — не останавливаться после получения диплома, а продолжать совершенствовать все навыки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Ясмин (Ирина Потехина)
Ясмин (Ирина Потехина)
Фото: пресс-служба «Бродвей Москва»

Что вам больше всего нравится в вашей постановке? Номера, декорации, актерские задачи или что-то другое?

Юлия: Больше всего в нашем спектакле мне нравится музыка. Она непростая и очень атмосферная, в ней сложные, необычные гармонии, а я такое очень люблю. Наш композитор и музыкальный руководитель Евгений Загот вложил в нее душу и, по-моему, это слышно в каждой ноте.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Анастасия: «Последняя сказка» — как маленькая волшебная шкатулка, которую открываешь и попадаешь в сказочный мир Востока. Безумно красивые костюмы, декорации, свет. Сюжет простой и понятный, а спектакль — яркий, динамичный, веселый. Он интересен и взрослым, и детям.

Шахерезада (Анастасия Стоцкая)
Шахерезада (Анастасия Стоцкая)
Фото: пресс-служба «Бродвей Москва»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ирина: Обожаю восточную культуру — музыку, атмосферу, весь этот колорит. Как только пошли слухи, что следующий проект будет восточной сказкой, я начала его ждать с нетерпением. Очень люблю музыку Евгения Загота — это отдельное удовольствие, она действительно передает настроение Востока. И, конечно, свою героиню — принцессу Ясмин (корректное произношение имени Жасмин в арабской традиции), это моя любимая принцесса с самого детства! У меня даже такая кукла стоит в гримерке, подруга подарила. Так что для меня эта роль — настоящая радость.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В «Последней сказке» три больших женских роли: Женя, Шахерезада и Ясмин, как вам удается играть всем вместе, чтобы не перетягивать внимание зрителя только на себя?

Юлия: Думаю, секрет в том, что любая из девчонок нашего каста — это драгоценный камень, и каждый из этих камней имеет свой цвет! Это касается не только перечисленных выше ролей, но и каждой девочки, играющей в ансамбле. У нас в спектакле собраны поистине уникальные люди — настоящие титаны своего дела, и я страшно горжусь, что могу быть частью такой потрясающей команды.

Женя (Юлия Довганишина) и Макс (Павел Левкин)
Женя (Юлия Довганишина) и Макс (Павел Левкин)
Фото: пресс-служба «Бродвей Москва»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Анастасия: Честно говоря, я никогда не думала о том, чтобы кто-то, не дай бог, перетянул одеяло на себя, или как бы мне самой это сделать. Нет! Моя задача — играть свою роль, быть в ней точной. Честно, искренне, здесь и сейчас проживать историю своего персонажа.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ирина: Это вопрос профессионализма. «Тянуть одеяло» — дурной тон. Каждый персонаж работает на историю, и если в моменте фокус на другом герое — не надо мешать. У нас у всех есть четкие задачи, и мы существуем в синтезе с партнерами по сцене. Плюс наш режиссер — Анна Леонидовна Шевчук — смотрит каждый спектакль из зала и возвращает нас в нужное русло, если что-то приобретает неправильную форму.

Ясмин (Ирина Потехина) и Алладин (Александр Казьмин)
Ясмин (Ирина Потехина) и Алладин (Александр Казьмин)
Фото: пресс-служба «Бродвей Москва»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вдохновляетесь ли вы в работе зарубежными звездами мюзиклов? Может быть какая-то постановка особо запомнилась и вы мечтаете однажды сыграть в ней?

Юлия: Я буду довольно банальна и пойду по классике, но скажу вот что: когда на меня нападает тоска, депрессия или я замечаю, что перестаю мечтать, то лучшее лекарство для меня — пересмотреть «Ла-ла лэнд». Это бесконечно вдохновляющий и мотивирующий меня фильм. А абсолютным лидером среди спектаклей для меня остается «Гамильтон». Если увидите что-то лучше, сообщите мне пожалуйста.

Анастасия: Каждый мюзикл настолько уникален и прекрасен, что их невозможно сравнивать. Каждый вдохновляет по-своему. Я смотрела мюзиклы и на Бродвее, и на лондонском Вест-Энде: Chicago, Bombay Dreams, Mamma Mia!, «Короля Льва». Позже — «Официантку» (Waitress), «Злую» (Wicked), «Гамильтона». «Гамильтон» на Вест-Энде поразил меня невероятно. Понимаю, что в России такой мюзикл поставить невозможно, но восхищаться им можно бесконечно — я пересматривала видеоверсию множество раз. В Лондоне смотрела и «Комедию о том, КАК БАНК ГРАБИЛИ», в российской постановке которой я исполняла роль 59-летней сотрудницы банка. И на Бродвее, и на Вест-Энде — колоссальная конкуренция, все артисты невероятного уровня. Мне повезло участвовать в масштабных проектах у нас — «Чикаго», «Кабаре», «Зорро», «Шахматах» — в ролях, где можно быть разной, удивлять. Я счастлива, что востребована в жанре и моя актерская фактура позволяет играть ярких, центральных персонажей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Шахерезада (Анастасия Стоцкая)
Шахерезада (Анастасия Стоцкая)
Фото: пресс-служба «Бродвей Москва»

Ирина: У меня было три мюзикла мечты: «Злая», «Аладдин» и «Король Лев». Я грезила о том, чтобы сыграть Эльфабу, Жасмин и Налу. Сейчас исполняю роль Ясмин — пусть и в ином прочтении, и Бастинду также в мюзикле Евгения Загота «Волшебник Изумрудного города» — по сути ту же ведьму из «Волшебника Страны Оз», которая в мюзикле «Злая» получила имя «Эльфаба». Так что мечты частично уже сбылись. Из зарубежного смотрю всё, что могу найти в Сети, особенно с бродвейскими артистами. Из новых — очень нравятся Moulin Rouge и & Juliet. Обожаю актрису Виллемайн Веркаик, которая играла роль Эльфабы на немецком, голландском и английском языках и признана лучшей исполнительницей этой роли. А еще Кейси Леви, Кэтрин Фостер и Мэган Хилти — они потрясающие. Многое черпаю и перенимаю от них для своих работ.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Можете рассказать о своих будущих проектах? Готовитесь ли вы к новым постановкам или может сейчас снимаетесь где-то?

Юлия: Прямо сейчас «Бродвей Москва» специально для гастролей в Китае ставит версию мюзикла «Первое свидание», в котором я играю главную роль. Тур продлится два месяца — до сентября, и за это время мы объедем десять городов! Перед этим состоится несколько предпоказов в Театре «Маска» в Москве, где после возвращения из Китая новая постановка будет идти на постоянной основе. Приглашаю всех!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Юлия Довганишина
Юлия Довганишина
Фото: пресс-служба «Бродвей Москва»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Анастасия: За последние три-четыре года я отказалась от семи проектов. Очень хотелось бы всё успеть, но это просто невозможно. Мой график расписан до конца 2026 года. Много гастрольных туров по России вместе мюзиклами «Кабаре» и «В джазе только девушки», ищите в расписании ваш город! Новый сезон будет насыщенным и в Москве: у меня около 30 спектаклей в месяц: в Театре Российской Армии в спектаклях «Маскарад» и «Леди на день», в МДМ в мюзикле «Последняя сказка», также я задействована в проектах Александра Рагулина «КарамазоВЫ» и «Графиня де Ла Фер». Совсем недавно прошли съемки детского фэнтези «Однажды в Сокольниках», в котором я сыграла главную роль — характерного персонажа Гелу. Премьера в кинотеатрах запланирована на декабрь 2025 года. При всем своем загруженном графике я обязательно планирую проводить время с семьей и путешествовать.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ирина: Сейчас я больше сосредоточена на музыке — записываю авторские песни. Это долго и непросто, потому что я перфекционист. Но стараюсь не зацикливаться и не тормозить процесс, показываю черновики друзьям, получаю обратную связь. Всё свободное время уходит на музыку. Надеюсь, скоро слушатели услышат результат.

Тяжело ли совмещать домашнюю жизнь с игрой на сцене? Не случается ли из-за этого каких-то проблем?

Юлия: Мне в этом смысле повезло. У меня очень понимающая семья и близкие. Например, у нас стало традицией, что вся моя родня собирается в доме моих родителей на мой день рождения. Независимо от того, дома ли я, на сцене или вообще в пресс-туре в другой стране. Мы всегда держим связь с родными и они знают, что даже когда я далеко, я всё равно повсюду ношу их с собой в сердечке, и у нас это взаимно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Анастасия: Тяжело — как и всем женщинам. У меня дети, особенно сложно в учебный год. Каждый день нужно вставать рано, а вечером — играть спектакли, которые заканчиваются в десять вечера и позже. Я стараюсь готовить детям, провожаю их в школу, но без няни было бы совсем непросто. Саше почти 14 — он уже довольно самостоятельный, а Вера закончила первый класс. В чем-то стало легче, в чем-то — сложнее. Но я стараюсь выстраивать режим так, чтобы быть и мамой, и актрисой. Лето — главное время, когда мы проводим время вместе, гуляем по Москве, выезжаем за город. У детей каникулы, да и у меня в это время спектаклей меньше.

Шахерезада (Анастасия Стоцкая)
Шахерезада (Анастасия Стоцкая)
Фото: пресс-служба «Бродвей Москва»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ирина: Если нет дисциплины и графика — тяжело. Мы поздно заканчиваем работать, поэтому я поздно ложусь спать. Но если четко знаешь, когда у тебя спектакль, можно всё спланировать. Я стараюсь жить по расписанию — так получается совмещать и театр, и семью, и музыку.

Как вам удается практически ежедневно петь на сцене? Есть ли какие-то лайфхаки по сохранению голоса?

Юлия: Главный наш лайфхак — это Надежда Сильвестровна Гвоздецкая, наш врач-фониатр, которая каждую неделю приезжает в театр. А вообще, чем чаще поешь, тем сильнее становятся голосовые связки, так что такая нагрузка даже полезна. Главное — правильно извлекать звук, а вот в этом вопросе нас контролирует Алла Константиновна Куликова, наш любимый педагог по вокалу. Все артисты ее обожают!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Анастасия: Никаких особых лайфхаков нет. Главное — сон и отдых. Я стараюсь спать везде, где только возможно: на гастролях, в перелетах, между спектаклями. В гримерке в МДМ у меня стоит диванчик — даже сорок минут сна дают ощущение восстановления. В течение года, когда я вынуждена вставать в семь утра каждый день (а ложусь поздно), организм иногда не выдерживает — я болею. Мое слабое место — носоглотка, как у многих вокалистов. Самое сложное — работать больной, потому что не всегда есть возможность поставить замену.

Ирина: Главное — сон. Мне нужно минимум восемь часов, иначе голос звучит «неполетно». Иногда я даже сплю в театре — у нас в гримерке есть диван. Особенно он выручает, когда два спектакля в день. Из лайфхаков — не ем мороженое в холод, не пью алкоголь, стараюсь соблюдать диету. У меня даже есть суеверие насчет орехов — не есть их перед пением, потому что боюсь, что застрянут в горле. И, конечно, постоянный тренинг. Я точно знаю, какой части своего вокального диапазона нужно уделить внимание в зависимости от того, какой спектакль играю.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Ясмин (Ирина Потехина)
Ясмин (Ирина Потехина)
Фото: пресс-служба «Бродвей Москва»

Как вы проводите свои выходные: отдыхаете в тишине от сцены или бурно проводите досуг?

Юлия: Предпочитаю валяться в кровати и смотреть кино. Это лучшее восстановление для меня. А вот если еду в отпуск, то это точно должен быть активный отдых, долго на месте я не усижу. Забраться на гору, прыгнуть со скалы в море, взять велик и гонять на нем целый день по новым местам, поехать на рыбалку, горнолыжку, дайвинг — всё что угодно, лишь бы увидеть то, чего я еще ни разу на видела. В идеале еще опоздать на самолет домой, это я тоже практикую иногда (Смеется.)

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Анастасия: Выходных почти не бывает. Когда график максимально насыщен, в понедельник — мой редкий выходной — делаю массаж. Люблю побыть одной, в тишине, но недолго. День — максимум, потом уже скучаю по детям, по их воркованию рядом. Всё-таки я не так часто их вижу, как хотелось бы. Бурного досуга у меня нет, разве что праздники — дни рождения и Новый год с близкими подругами и семьей. На безудержное веселье просто не хватает сил. Люблю дома потюленить, посмотреть кино, почитать, вкусно поесть. Готовка, кстати, — моя личная терапия. Особенно люблю готовить детям: завтраки, супчики, горячее, десерты. Могу этим заниматься с утра до вечера. Радуюсь, когда дети уплетают мои блюда за обе щеки.

Ирина: Я учусь отдыхать —для меня это правда сложно. Очень люблю спа, массажи. Во время спектакля нервная система очень активна, взбудоражена, и после спектакля перевозбуждение долго не отпускает. Если уезжаю, то обязательно где-то рядом должен быть водоем. Море — идеально. Прогулки на свежем воздухе, экскурсии тоже люблю, но если есть пляж — я там.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Поделитесь парой советов для начинающих актеров, которые мечтают сыграть в мюзикле?

Юлия: Какими бы талантливыми и умелыми мы ни были, 90 процентов успеха — это уверенность в себе. Обычно она приходит, когда в нас верит кто-то извне, но появления таких людей в жизни можно ждать очень долго. Так что лучшее решение — сразу верить в себя самому. С самого начала пути, не думая о том, что вам не хватает каких-то знаний и практики. Если вы осознаете свою ценность и в чем именно заключена ваша индивидуальность, вы будете успешны!

Женя (Юлия Довганишина) и Макс (Павел Левкин)
Женя (Юлия Довганишина) и Макс (Павел Левкин)
Фото: пресс-служба «Бродвей Москва»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Анастасия: Главное — идти в эту профессию только тогда, когда понимаешь, что без нее не можешь. Это колоссальный труд. Нужно постоянно работать над собой — актерски, вокально, хореографически. Не сравнивать себя с другими, не останавливаться. Верить, что рано или поздно всё получится. Будет сложно: график ненормированный, такого понятия как больничный просто не существует. Меня учили, что артист может не выйти на сцену только по одной причине – если он ушел в мир иной. Так и есть. В любом состоянии выкладываешься на сто процентов. При этом нельзя быть полностью довольным собой. У меня не было ни одного спектакля, после которого я сказала бы: «Вот сегодня я была особенно хороша». Всегда есть куда расти — это и есть секрет. Еще один важный момент — «насмотренность». Нужно обязательно смотреть спектакли, как живьем, так и в записи: и классические, и современные. Обязательно бывать на всех мюзиклах, которые ставятся в Москве. Впитывать, как работают артисты, анализировать. Если мюзикл — это ваше, всё получится.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ирина: Главное — не бояться. Сейчас артистов учат презентовать себя, и это важно. Нужно знать свои сильные и слабые стороны, понимать, какое у тебя амплуа. И, конечно, не переставать самосовершенствоваться. Даже если кажется, что ты всё умеешь — всегда есть куда расти. Конкуренция огромная. Молодых актеров всё больше, а «старички» пока уходить не собираются. Так что чем активнее развиваешься, тем больше шансов быть замеченным.