«Буду как Карабас Барабас сидеть у камина»: Александр Цыпкин и Анастасия Приц о магии формата «БеспринцЫпных чтений»

VOICE поговорил с писателем Александром Цыпкиным и продюсером Анастасией Приц и узнал, в чем же на самом деле успех проекта «БеспринцЫпные чтения», хотелось ли что-то исправить, на что был бы потрачен один миллион долларов, будь он, и как им удается выносить друг друга (спойлер: или нет).
Александр Цыпкин и продюсер Анастасия Приц
Александр Цыпкин и Анастасия Приц
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Проекту в ноябре 2022 года исполнилось 7 лет, и сначала в него мало кто верил, потому что казалось, что в век мультимедийных постановок человек с листом бумаги будет никому не интересен и не удержит зал. Почему же всё получилось? В чем секрет?

Анастасия Приц: Если бы мы не верили, то я и Саша, тем более, не начали бы делать «Чтения». Скорее, мы не осознавали тот объем, в который это перерастет, и чему нам придется научиться. Конечно, если бы мы сидели и анализировали, то ничего бы не случилось, мы просто «поехали». Я бы даже сказала – погнали. Я помню первые наши чтения в Гоголь-центре, когда Саша читал вместе с писателями «на троих» и читали три с половиной часа. Тогда был июнь и очень жарко. Я ходила за кулисами и переживала за то, чтобы люди, сидя в душном зале, банально не задохнулись. Да и три часа чтений, это перебор. До сих пор так считаю. Нужен перерыв или короткая форма. Удивительно, но тогда никто не ушел, и нас оставили в театре, и мы с успехом «отчитали» в «Гоголь-центр», вплоть до его закрытия. Почему это стало популярно? Мы внутри команды часто это обсуждали. На мой взгляд, наш проект оказался в «нужное время и в нужном месте». Люди устали от тяжелых форматов, где и дым машины, курицы, и танцующие ребята, и тут же падающие звезды, потом еще какой-то монолог – и это всё идет четыре часа с антрактом...А публике захотелось тишины, побыть с самими собой, пофантазировать, плюс «живые писатели», неизвестные тексты...Вернее, я бы даже сказала – сюжеты, которые ты еще не знаешь. Ну и, конечно, люди и места, с которыми и в которых мы работали – всё это в совокупности привело к успеху.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Александр Цыпкин: А неверие окружающих вообще преследует всё, что я делал в творчестве. Сначала никто не верил в то, что посты длиннее, чем два абзаца зайдут. Я начал там публиковать рассказы. Затем никто не верил, что сборник этих уже опубликованных в сети рассказов кто-то купит. Он стал бестселлером. Далее никто не верил, что чтение этих рассказов со сцены будет кому-то нужно. Ну что ж – 400 чтений по всему миру. В чем секрет? Очень многое совпало от текстов с предельным количеством событий на единицу букв и минимумом описаний и т.д. Время. Наша с Настей команда. Гениальные актеры и, наконец, подход ко всему как к бизнесу с самого начала. Никаких мелочей, никакого головокружения от успехов. Мы тут недавно считали совокупно моих текстов в разной форме от книг до спектаклей было продано чуть ли не на два миллиарда (не волнуйтесь, до нас доехал минимум). Так вот несмотря на такие результаты мы понимаем, что мы только в самом начале пути.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Александр Цыпкин
Александр Цыпкин

Расскажите, какие основные характеристики у зрителя «БеспринцЫпных чтений»? Кто вообще ваша аудитория, может, забавные случаи на выступлениях какие-то были?

Александр Цыпкин: Когда мы ездили с Константином Юрьевичем Хабенским с гастролями по Америке, то мы с ним однажды выступали в церкви. Может быть, это была баптистская или какая-то другая, сейчас не могу сказать, но мы зашли туда в тот момент, когда местный священник вел службу. Свою комнату он отдал нам под гримерку. Мы были в черных костюмах и черных галстуках, что, конечно, сыграло неповторимое ощущение, когда ты выходишь на кафедру. Константин Юрьевич начал наше выступление с фразы «Дорогие прихожане». Пожалуй, это была самая необычная площадка из всех, на которых нам приходилось работать. Тем не менее, люди буквально висели на люстрах, потому что зал небольшой, а желающих было достаточно много. Если я не ошибаюсь, то это был Бостон. А наша аудитория – это счастливые люди. Даже если в их жизни происходят трагедии и драмы они сохраняют человеколюбие и оптимизм. Я знаю о чем говорю, мне много раз говорили что мои книги помогали в человеку в тюрьме или в реанимации. Потом эти люди приходили на чтения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Анастасия Приц: Нашего зрителя я узнаю всегда. Как я говорю, по голым ногам даже зимой. В Иркутске зимой -40 градусов мороза, а девушки приходят в туфлях, на каблуках, с голыми ногами. Я всегда с гордостью говорю «это наши идут». Возраст представлен в широком диапазоне. К нам приходят и бабушки, и дедушки, и совершенно юные девушки, молодые люди и взрослые мужчины. Наша публика – это люди, которым интересно узнавать что-то новое, новые форматы, а главная отличительная особенность – это настроение, с которым они приходят. Они благодарные, они красивые, они щедрые, готовые помогать. Не раз были собраны фантастические суммы для благотворительных фондов. На одном из последних мероприятий зрители пожертвовали 700 000 рублей для Фонда Константина Хабенского.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Александр, а как вам вообще работается со знаменитыми артистами? Как выстраиваете отношения, есть какие-то лайфхаки?

Александр Цыпкин: Наверное, основной залог успеха, что я считаю всех актеров, с которыми мы работаем, талантливее, чем тексты, которые я пишу. Во-первых, мне, действительно, повезло работать с лучшими, вне зависимости от возраста. А, во-вторых, человеческие отношения всегда были для меня важны, нежели чем локальные, профессиональные задачи. Жизнь длинная, мы всё можем начать заниматься чем-то другим, а испорченные человеческие отношения не вернуть. Поэтому уважение и комфорт в работе является для меня приоритетом.

Анастасия, а вы как продюсер какие-то ошибки в прошлом проекте сейчас видите? Что бы поменяли, если начинали бы сначала?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Анастасия Приц: Как минимум, первые чтения я бы сделала меньше, чем три с половиной часа. Но хорошо, что мы быстро этому научились и прекратили эту вакханалию, потому что людям непросто быть включенными всё это время, хочется передохнуть. Как правило, оптимальное время – около двух часов. Всё, что сверх этого времени, уже тяжело. Это урок, который мы усвоили. Вообще, я считаю, что ошибки – это то, на чем мы учимся. Я отношусь к ним, как к ситуациям, которые надо разрешать. И, надо признаться, мы все их разрешали, адаптировались под новые вызовы. Поэтому – нет, ничего бы я не меняла, меня всё устраивает. Вернее, я поясню, мы учимся на своих ошибках, и даже если я периодически злюсь и часто на себя, а любая критическая ситуация, в нашем случае рост.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Анастасия Приц
Анастасия Приц

А если бы у вас сейчас были инвестиции, допустим, один миллион долларов на чтения. На что бы вы их потратили?

Анастасия Приц: Я бы, наверно, решила выйти на зарубежный рынок. Мне было бы интересно попробовать сделать чтения именно на других языках. Я бы также вернула фестивали, которые мы проводили до пандемии. Это была отличная возможность для молодых писателей заявить о себе, а также актерам принять участие в нашем проекте. Судя по многочисленным отзывам – это было классно, хотя по экономическим показателям – не самое прибыльное мероприятие. И, конечно, я бы сделала несколько благотворительных мероприятий для аудитории, которая по различным причинам не может к нам попасть.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Александр, вы в сторону зарубежного рынка тоже смотрите: переводите свои книги на иностранные языки.

Александр Цыпкин: Не то, чтобы книги переводятся на иностранный язык, пока рассказы. Наверное, основное мое сотрудничество сейчас с Полом Лазарусом, известным американским продюсером и режиссером. Одни из его известных работ – это «Друзья», «Беверли-Хиллз, 90210», «Мелроуз-плейс». Он спродюсировал мой альбом, вышедший на iTunes с участием известных американских театральных актеров. Надеюсь, скоро появятся некоторые видеоверсии этих чтений. А так, мне кажется, из других направлений – перевод рассказов на испанский, например, на латино-американском рынке может быть перспективным. В чем-то мы похожи с жителями этих стран: в определенном жизнелюбии, может быть, легкомысленности. И уж точно – в терпимости к различным проявлениям человеческого несовершенства.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В прошлом году вы сделали спектакль «Не скажу». И хотя сюжет там новогодний, вы будете играть его и в другие месяцы. Чем интересен сюжет, чем актуален для любого времени года?

Александр Цыпкин: Пьеса «Не скажу» – это реализация мечты. Мне хотелось, чтобы по этому светлому, веселому и, как мне кажется, очень душевному рассказу появился именно театральный проект. Сейчас таких эмоций, как теплота, добро, сентиментальность отчаянно не хватает. Тем более здорово, что за этот проект взялись молодые режиссеры, и в основном играют молодые ребята. Сама история не о самом организованном парне, который очень любит свою дочь, однако его разгильдяйство в один момент приводит к таким последствиям, что на него обозляется вся его семья. А в особенности, чего он больше всего боится, его собственная шестилетняя дочка. Тут случается катастрофа. Дочка пишет письмо Деду Морозу, а папа это письмо теряет. Как выйти из ситуации? Тут же параллельно развивается история совершенно другой семьи, у которой проблемы носят обратный характер. Дисциплинированный, практичный муж, который пока почему-то не хочет задумываться о детях. В каждой семье свои сложности – это довольно универсальная история как раз. И несмотря на весь этот новогодний флер, спектакль именно о непростых отношениях в семейных парах. О том, как любящие люди, взглянув друг на друга с другого ракурса, смогут увидеть и боль друг друга, и найти возможности для диалога. Кстати, 15 и 16 марта пройдут ближайшие показы в Театральном центре «На Страстном».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Александр, Анастасия, вы оба из Петербурга, но успеха добились в Москве. В северной столице проект мог бы выстрелить? И вообще, играя сейчас и там, и там, чувствуете разницу в приеме публики?

Анастасия Приц: Думаю, результат был бы не такой активный, как в Москве. В Петербурге аудитория, наверное, отличается более правильным, по сравнению с Москвой, снобизмом. Всё-таки Петербург – это культурная столица и то, что «прокатывает» в Москве может вообще не тронуть Петербург. Но вообще выступления там проходят успешно благодаря нашим общим усилиям, Сашиной популярности и отношению к городу, да и что тут говорить – это наш родной город. Но нам комфортно и в Петербурге, и в Москве. И в целом, благодаря нашему проекту, я побывала в разных уголках страны, и мне она всё больше и больше нравится.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В начале сотрудничества вы со скрипом притирались друг к другу. А сейчас как?

Анастасия Приц: Первые годы вообще были странные: я была на последних месяцах беременности, постоянно что-то потом происходило с детьми, со мной, затем я вышла из тени, мы достаточно часто ругались, и я несколько раз хотела закрыть и покинуть проект. Так вот, в последние годы стало «тихо». Саша, не скучно ли тебе?

Александр Цыпкин: Стало просто совсем чуть-чуть тише. Настя просто не представляет, сколько раз я сам обдумывал всё закрыть, потому что она была, в некоторой степени, невыносима. А сейчас, надо сказать, да – потише. Мы становимся старше, старее – энергии уже не столько, но, если серьезно, то во всех проектах есть болезнь роста, как и во всех отношениях. В общем, чем тише будет, тем мне комфортнее. Поэтому нам еще многое предстоит сделать на этом пути.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А проект «БеспринцЫпные чтения» вообще конечный или можно этим заниматься до старости?

Анастасия Приц: На самом деле этот вопрос я задаю себе перманентно: что дальше, будет ли дальше востребован формат, будет ли это популярно, что мы будем со всем этим делать, если нет, как сделать так, чтобы интерес не угасал? В принципе, любой проект – это как отношения. Сегодня тебе может казаться, что они вечные, а завтра тебе звонит жена и говорит, что влюбилась и уходит. Наверное, нет ответа на этот вопрос. Конечно, мне бы хотелось, чтобы это всё было до старости. И даже тогда, как меня не станет, где-то далеко история всё равно бы существовала. Но никто не знает, как там всё устроено, и как будет на самом деле. Посмотрим.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Александр Цыпкин
Александр Цыпкин
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Александр Цыпкин: У самих чтений, как таковых, думаю, нет предела. Можно читать до конца жизни и привлекать всё новых и новых актеров. Потом я уверен, что всё-таки по нашему пути пойдут и другие писатели. Меня, действительно, удивляет, что до сих пор не появилось огромного количества похожих на наш проект историй. Я не склонен думать, что мои тексты уникальны, а замечательных актеров в стране мало. Если мы можем собирать тысячные залы, то уверен, что это могут сделать и другие, но с другими писателями и актерами.

Наверное, моим основным направлением на ближайшие пару лет станут именно пьесы. На данный момент уже идет 5 спектаклей в ведущих театрах России. Это театр «Современник», «Театр им. Ермоловой», Санкт-Петербургский драматический театр «Приют комедианта», Алтайский краевой театр драмы имени В.М. Шукшина и Новосибирский театр «Красный факел». Хотелось бы довести эту цифру до двухзначной, чтобы каждый вечер, хотя бы в одном из городов (а лучше 10) нашей необъятной страны, шел спектакль по моей пьесе. Тогда я успокоюсь, как Карабас Барабас, и буду сидеть у камина.