
Анастасия Вертинская

- Дата рождения19 Декабря 1944
- Род деятельностиактриса
- Страна рожденияСССР
- ПолЖенский
- Рост172
- Семейное положениеРазведена
- ОбразованиеВысшее театральное училище им. Б.В.Щукина
- В браке сНикита Михалков (1966-1970 гг.), Александр Градский (1976-1980 гг.)
- РодителиАлександр Николаевич Вертинский, Лидия Владимировна Циргвава
- ДетиСтепан Михалков
- Полное имяАнастасия Вертинская
Биография Анастасии Вертинской
Анастасия Вертинская – советская и российская актриса театра и кино, наследница артиста эстрады, певца и актера Александра Вертинского.
Семья
Отцом будущей актрисы стал шансонье Александр Николаевич Вертинский, известный певец, поэт, композитор, актер, который за год до рождения младшей дочери вернулся в СССР из Шанхая, где находился в эмиграции. Мать Анастасии Вертинской – Лидия Владимировна Циргвава – была киноактрисой и художницей.
В семье Вертинских уже подрастала старшая сестра Анастасии Вертинской Марианна. Она родилась еще в Шанхае и в трехмесячном возрасте вместе с родителями переехала в Москву.
Жизнь Анастасии Вертинской в детстве и юности
Младшая дочь Александра Вертинского Анастасия появилась на свет уже в Москве 19 декабря 1944 года. В то время семья жила в гостинице «Метрополь», позднее же им выделили квартиру на улице Горького.
Несмотря на огромную популярность шансонье, власти относились к нему без особого пиетета, и Александру Николаевичу приходилось много работать, чтобы обеспечить семье привычный уровень жизни. И все же детство Анастасии Вертинской и Марианны Вертинской можно назвать счастливым: несмотря на войну и разруху после нее девочкам старались ни в чем не отказывать. Им дали лучшее образование, уделяя особое внимание занятиям музыкой и иностранными языками.
Сестры Анастасия и Марианна Вертинские в детстве отнюдь не были подружками: они конкурировали за внимание отца и постоянно ссорились, доходило даже до драк. Позднее отношения наладились, и во взрослом возрасте сестры уже во всем поддерживали друг друга.
В 1957 году девочки потеряли отца. Легко подсчитать, сколько лет было Анастасии Вертинской на тот момент: ей еще не исполнилось 13. Уже во взрослых сволих интервью актриса рассказывала,что почувствовала смерть отца, потому что у нее с ним была какая-то особая «мистическая» связь.
Образование
В 1963 году, уже имя опыт съемок в кино, Анастасия Вертинская поступила в Высшее театральное училище им. Б.В.Щукина. Девушка так перенервничала, что не смогла с первого раза сдать экзамен, но педагоги, видевшие ее в кино, дали абитуриентке второй шанс.
Карьера актрисы Анастасии Вертинской в кино
Анастасия Вертинская мечтала стать балериной, однако в балетную студию ее не взяли, сочтя слишком крупной. В результате девочка сосредоточилась на изучении иностранных языков и планировала карьеру переводчицы, но в 15 лет все-таки решила связать жизнь с искусством. Произошло это в 1960 году, когда юная актриса впервые оказалась на съемочной площадке.
Лучшие фильмы с Анастасией Вертинской
Анастасии было 15 лет, когда она решила попробовать себя в роли Ассоль в фильме «Алые паруса». Увидев девочку-подростка с короткой стрижкой и в спортивном костюме, режиссер Александр Птушко отказал ей. После того как над образом Анастасии Вертинской поработали гримеры, он изменил свое мнение, оценив ее необычную внешность и обаяние.
После выхода картины на юную актрису обрушилась популярность: она не могла спокойно выйти в магазин за покупками. Фото Анастасии Вертинской публиковали в журналах, и многочисленные поклонники буквально не давали девушке проходу. В дальнейшем актриса признавалась, что возненавидела свой дебют.
Следующей работой актрисы стала главная роль в фильме «Человек-амфибия». Ради нее Анастасия Вертинская научилась прекрасно плавать и нырять. Фильм стал лидером кинопроката в 1962 году и получил премию «Серебряный астероид» на Международном фестивале фантастического кино в Триесте. Интересно, что от этой своей работы актриса тоже осталась не в восторге и позднее вспоминала ее без большого энтузиазма.
Гораздо лучше она отнеслась к роли Офелии в «Гамлете» — ее Вертинская и по сей день считает своим настоящим дебютом. За эту роль актриса получила на Венецианском фестивале первый приз. После роли Офелии актриса стала знаменита не только в СССР, но и за его пределами. Фото Анастасии Вертинской публиковались в иностранных журналах, и за необычную внешность актрису называли «советской Вивьен Ли».
В молодости Анастасия Вертинская отличалась красотой, но ей отчаянно хотелось, чтобы критики и зрители оценили ее актерский дар, а не только внешние данные. После роли Лизы Болковской в киноэпопее «Война и мир» эта цель была достигнута: кинокритики отметили, что актриса блестяще сыграла небольшую роль.
Далее последовали роли Кити в «Анне Карениной», Ольги Борисовны в «Преждевременном человеке», Мэри в «Не горюй!», Галины Петровны в «Случае с Полыниным». Последнюю роль Анастасия Вертинская называла одной из самых своих любимых. Также она ценит свою работу в картине «Безымянная звезда».
После фильмов «Тень» и «Человек на своем месте» Анастасия Вертинская долго не могла найти себе работу в кино. Как она признавалась в интервью, на роли сталеварш и общественных работников она не годилась, а ничего более подходящего в тот период не предлагали.
Затем последовали такие ленты как «Двенадцатая ночь», «Овод», «Кража», «Буря», «Новые приключения янки при дворе короля Артура». Во всех этих картинах Анастасия Вертинская играла главные роли. Также она играла в сериале «Дни и годы Николая Батыгина», фильмах «Житие Дон Кихота и Санчо», «В городе Сочи темные ночи», «Тартюф» и других.
В фильме «Мастер и Маргарита» 1994 года Анастасия Вертинская сыграла Маргариту, и эта роль запомнилась зрителям, которые смогли увидеть сокращенную версию картины только в 2011 году: из-за разногласий режиссера и продюсеров лента долго не выходила на экраны.
Роли Анастасии Вертинской в театре
В 1962 году Анастасия Вертинская, еще даже не став студенткой театрального вуза, поступила в труппу Московского театра имени Пушкина. Через 6 лет она перешла в театр «Современник», где проработала до 1980 года. Там она сыграла в таких спектаклях как «Вишневый сад», «Валентин и Валентина», «Двенадцатая ночь», но прежде два года проработала в массовке.
Известность в театральных кругах принесли Анастасии Вертинкой и ее работы на мхатовской сцене. Там она сыграла Нину Заречную в «Чайке» и Елену Андреевну в «Дяде Ване», а также Эльмиру в «Тартюфе».
Педагогическая деятельность Анастасии Вертинской
После начала перестройки Анастасия Вертинская ушла из театра и решила сосредоточиться на преподавании актерского мастерства в Оксфорде. Затем она вместе с Александром Калягиным вела мастер-класс в Париже, потом преподавала в Швейцарии. Этот опыт ей нравился, однако она отмечала, что постоянно жить интересами студентов не готова. Кроме того, актриса скучала по родине, поэтому позднее она вернулась в Россию, где продолжила сниматься в кино и лишь изредка появляться на театральной сцене.
Благотворительность Анастасии Вертинской
В 1991 году Анастасия Вертинская возглавила созданный ею Благотворительный фонд русских актеров. Ее фонд помогает нуждающимся актерам, как ветеранам сцены, так и молодежи, а также различным музеям.
Личная жизнь Анастасии Вертинской
Анастасия Вертинская всегда была в центре внимания: ее биография и личная жизнь интересовали многочисленных поклонников. Но если творчество актрисы было на виду, то личную жизнь она не афишировала. В документальном фильме «Анастасия Вертинская. Бегущая по волнам» женщина признавалась, что из всех возможных жизненных ошибок она совершала только любовные.
Первый муж Анастасии Вертинской – Никита Михалков
Анастасия Вертинская и Никита Михалков вместе учились. Поначалу звезда не обращала внимание на куда менее известного Михалкова, который пытался за ней ухаживать. С горя тот завел роман с их общей знакомой, а вскоре Анастасия неожиданно обратила на него внимание.
Отношения развивались стремительно, молодые люди были без ума друг от друга. О том периоде жизни Никита Михалков вспоминал как о череде бесконечных вечеринок. Вскоре его возлюбленная забеременела, у Анастасии Вертинской и Никиты Михалкова родился сын Степан. Ему было 6 месяцев, когда пара оформила свои отношения в 1966 году.
Оба супруга были известны и честолюбивы. Анастасия и Никита мечтали о новых достижениях и славе, оба хотели быть первыми, никто из них не был готов посвятить свою жизнь служению супругу, как бы горячо они друг друга ни любили. В 1970 году супруги расстались. Развод стал для Анастасии Вертинской трагедией, но бывшим супругам удалось сохранить хорошие отношения, которые с годами стали только лучше.
Актриса утверждает, что Никита Михалков был единственным ее мужем, и потом она в брак официально не вступала. Детей у Анастасии Вертинской тоже больше не рождалось. Конечно, монашкой она не была, и после развода в ее жизни были другие отношения.
Александр Градский
Актриса жаловалась в интервью, что ей часто приписывают отношения, которых у нее не было. В список «мужей» Анастасии Вертинской включают, например, Александра Градского.
У звезды действительно были с музыкантом отношения с 1976 по 1978, однако она отказывается называть их браком и вспоминает достаточно прохладно, говоря, что этот союз не принес «ни особых разочарований, ни особого обольщения». По слухам, это все-таки был официальный брак, и тому есть документальные подтверждения. Развелись Анастасия Вертинская и Градский в 1980 году незадолго до того как он женился снова. Видимо, расстались они не друзьями, раз актриса решила вычеркнуть музыканта из списка своих мужей. Она признавалась, что с большей охотой назвала бы своим мужем Олега Ефремова.
Олег Ефремов
Это были самые продолжительные отношения Анастасии: с Олегом Ефремовым она была целых 20 лет. Актер стал для нее не только любовником, но и наставником. В отличие от Никиты Михалкова, он не считал, что молодая возлюбленная должна варить ему супы, не ограничивал свободу Анастасии Вертинской и не мешал ее амбициям.
Актриса отмечала, что высоко ценила его как актера, но не вдается в подробности относительно их частной жизни. Признается лишь, что поначалу была готова выйти замуж за Ефремова, но это было невозможно, поскольку ее избранник был женат. Позднее он развелся, но тогда Анастасия Вертинская уже не любила его. К тому же она видела, что у возлюбленного серьезные проблемы с алкоголем, и не была готова брать на себя такую ношу.
Были у Анастасии и другие романы. Так, ходили слухи о ее отношениях с Борисом Эйфманом, Павлов Слободкиным, Михаилом Козаковым. Тем не менее, брачными узами актриса себя связывать уже не хотела. Анастасия Вертинская не желала посвящать себя мужьям и детям, а стремилась , прежде всего, к профессиональной реализации. Своими любимыми мужчинами она называет собственного отца и сына.
Внешность и слухи о пластике Анастасии Вертинской
Актриса считается одной из самых красивых в истории советского кино. Даже сейчас на фото Анастасии Вертинской видны следы былой красоты, а в молодости от нее просто нельзя было оторвать взгляд. Современники называли ее красоту интеллектуальной, неземной и даже инопланетной.
Любая внешность с годами меняется, и участь эта не миновала и исполнительницу роли Ассоль. В 2022 году в СМИ стали появляться обсуждения внешности Анастасии Вертинской до и после пластики. Хотя сама актриса не подтверждала хирургические вмешательства, журналисты утверждают, что она не раз ложилась под нож в попытках сохранить красоту.
Действительно, кажется, что на фото до и после предполагаемой пластики Анастасии Вертинской две разных женщины. По слухам, неудачная блефаропластика изменила ей форму глаз, из-за чего актриса потеряла главную изюминку своей внешности. Губы с годами загадочным образом стали более пухлыми, а также появились следы круговой подтяжки. И хотя для своего возраста Вертинская выглядит великолепно, сплетники предполагают, что она выглядела бы еще лучше, если бы не операции.
Анастастия Вертинская сейчас
В последние годы Анастасия Вертинская не снимается в кино и не играет в театре. Светские мероприятия она тоже все чаще игнорирует. Почти все время женщина посвящает семье – сыну, внуками правнуку. Они, кстати, не называют актрису «бабушкой» — только Наной.
Из-за затворнического образа жизни актрису стали забывать, в 2023 году даже появились слухи, что Анастасия Вертинская умерла, однако они не подтвердились. Жива и ее старшая сестра Марианна.
Интересные факты об Анастасии Вертинской
- В детстве Анастасия Вертинская ненавидела свое имя – она считала, что Настеньками называют только нелюбимых дочерей, и завидовала сестре, которую назвали Марианной.
- Восстановление и сохранение наследия своего отца Анастасия Вертинская считает главным делом своей жизни. В 2009 году она издала его мемуары.
- Марианна и Анастасия Вертинские в детстве враждовали, но потом помирились. Обе сестры стали актрисами, они продолжают общение всю жизнь.
- Популярность Вертинской принесли роли романтических героинь, однако сама актриса никогда не считала себя романтичной особой. Для нее характерны аналитический склад уме, критическое отношение к собственным ошибкам и отсутствие иллюзий.
- Когда Анастасия Вертинская была беременна, ходили слухи, что она ждет ребенка от Андрея Миронова или Иннокентия Смоктуновского. Рождение Степана, похожего на Никиту Михалкова, положило этим сплетням конец.
- Во время учебы актриса на сыграла ни одной героини – ей все время хотелось исполнять характерные роли. За это ей снижали оценки, но юную любительницу экспериментов на сцене это не останавливало.
- В 2012 году актриса приняла участие в записи альбома «Русское солнце» Александра Ф. Скляра. Вертинская прочитала для него два стихотворения своего отца.
- Анастасия Вертинская увлекается кулинарией и курирует поваров в ресторанах своего сына. Она даже составила собственное именное меню.
- Созданный Вертинской благотворительный фонд много лет поддерживал дом-музей Бориса Пастернака в Переделкине, музей Чехова, Российскую государственную библиотеку по искусству, храм Успения Богородицы в Путинках, театр слепых и слабовидящих детей.
- Во время съемок «Человека-амфибии» Анастасия должна был «красиво утонуть», задержав дыхание больше, чем на минуту. Это была первая такая длинная подводная сцена в истории отечественного кинематографа.
Фильмография
- 2000 Бременские музыканты & Co
- 1994 Мастер и Маргарита
- 1989 Тартюф
- 1988 Буря
- 1980 Овод
- 1978 Безымянная звезда
- 1971 Тень
- 1970 Случай с Полыниным
- 1968 Война и мир
- 1967 Анна Каренина
- 1964 Гамлет
- 1961 Человек-амфибия
- 1961 Алые паруса