Почему «тургеневская барышня» — не комплимент: многие бездумно используют это обидное словосочетание

«Ты такая нежная и изящная — прямо-таки тургеневская девушка!» — говорят некоторые с целью подчеркнуть достоинства внешности собеседницы. А ведь на самом деле подобный термин некорректно использовать при описании внешнего вида женщины. И вот, почему.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Все мы очень разные — и по-своему прекрасные. Одних девушек сравнивают с голливудскими актрисами. А других — с героинями романов из прошлых веков.

На западе женщин сравнивают с описанием таких легендарных книжных героинь, как, к примеру, Скарлетт О’Хара («Унесенные ветром»), Ребекка Шарп («Ярмарка тщеславия») или Эсмеральда («Собор парижской Богоматери»). У нас же в привычку вошло говорить о красоте с упоминанием термина «тургеневская барышня».

В искусстве «тургеневскими барышнями» принято называть не только героинь романов самого Тургенева, но и многих женских персонажей из других классических произведений 19 века. А также девушек на картинах художников этого культурного периода.

Из-за былой распространенности в литературе и искусстве сегодня многие считают термин «тургеневская барышня» изысканным комплиментом, описывающим идеал женской внешности.

В массовом представлении облик «тургеневской девушки» сочетает тонкие, но при этом очень выразительные черты: например, большие глаза, аккуратный нос и романтичные золотистые кудри. Красота такой девушки заключается именно в ее аристократичности. Что уж говорить, сегодня к этому термину прибегают даже некоторые косметологи — когда хотят объяснить, почему, к примеру, девушке не стоит следовать тренду на «улучшайзинг» и делать большие губы, не гармонирующие с ее остальными чертами.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Впрочем, описывая достоинства внешности комплиментом «тургеневская девушка», люди забывают о том, что сам писатель вкладывал в это понятие. Его героини даже по меркам своего времени не считались классическими красавицами. А иногда описывались как откровенные дурнушки.

Вот несколько кратких описаний внешности героинь из произведений Тургенева.

«В сравнении с теткой Марианна могла казаться почти "дурнушкой". Лицо она имела круглое, нос большой, орлиный, серые, тоже большие и очень светлые глаза, тонкие брови, тонкие губы. Она стригла свои русые густые волосы и смотрела букой. Но от всего ее существа веяло чем-то сильным и смелым, чем-то стремительным и страстным» (Марианна Синецкая из романа «Новь»)

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Росту она была высокого, лицо имела бледное и смуглое, большие серые глаза под круглыми бровями, окруженные крошечными веснушками, лоб и нос совершенно прямые, сжатый рот и довольно острый подбородок. Во всем ее существе <...> было что-то нервическое, электрическое, что-то порывистое и торопливое, словом, что-то такое, что не могло всем нравиться, что даже отталкивало иных» (Елена Стахова из романа «Накануне»)

«Было что-то свое, особенное, в складе ее смугловатого, круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными, светлыми глазами. Эта странная девочка меня привлекала: не одной только полудикой прелестью, разлитой по всему ее тонкому телу...» (Ася из повести «Ася»)

Литературные критики всегда подчеркивали, что описывая своих героинь, Тургенев сознательно делал их «серыми мышками» и неканоничными красавицами. В первую очередь писатель делал акцент на глубоком, но страстном характере женщин — на хорошем образовании, интеллектуальной увлеченности и умении беззаветно любить. Так что говорить о внешности девушки, используя эту фразу в качестве комплимента, будет не очень грамотно. Особенно, если предположить, что после разговора с тобой она станет гуглить, а как же именно выглядят эти тургеневские дамы!