Огромные глаза, легкий румянец, чистая нежная кожа, соболиные брови... Именно так выглядят русские красавицы на картинах художников XIX века. Однако это, увы, вымысел, который с большой вероятностью не имеет ничего общего с реальностью.
Настенька vs Марфушенька: кого из девушек сочли бы красавицей на Руси
Каким был идеал красоты женщин в Древней Руси — с IX до середины XIII века, — мы не знаем, однако, начиная с XV века, сохранилось много источников информации — в том числе воспоминания иностранных путешественников, посещавших Московию и делящихся своими впечатлениями о московитах. Гости очень удивлялись тому, каких мужчин считали красивыми (например, с огромным животом — разумеется, в сочетании с широкими плечами), однако по поводу женщин единодушно признавали: девушки невероятно хороши собой.
«Таковые с лица столь прекрасны, что превосходят многие нации. Они стройны телом и высоки, поэтому длинные, доходящие сверху до самого низа одежды сидят на них очень красиво», — так, например, писал о русских женщинах немецкий путешественник и мемуарист, автор «Записок о Прибалтике и Московии. 1666—1670 годы» Ганс Мориц Айрман. «Красиво сложены, нежны лицом и телом»,— поддерживал его историк Адам Олеарий в «Описании путешествия в Московию и Персию». Вот только было одно маленькое «но», которое, по мнению иностранцев, всё портило.
«И глаза, шею и руки красят разными красками, белою, красною, синею и темною»
По мнению приезжих, московитянки сами же портили свою внешность обилием косметики. Олеарий, например, писал, что «в городах женщины румянятся и белятся, притом так грубо и заметно, что кажется, будто кто-нибудь пригорошнею муки провел по лицу их и кистью выкрасил щеки в красную краску».
Кого-то напоминает, верно? Ту самую Марфушеньку с ее белым лицом, черными полосками над глазами и яркими кругами под скулами. Олеарий был не единственным, кто говорил о подобных канонах красоты женщин на Руси. Ему вторили и другие «туристы»: «Женщины в Московии имеют рост стройный и лицо красивое, но врожденную красоту свою искажают излишними румянами», — писал в XVII Иоганн Корб — секретарь посольства, отправленного императором Леопольдом I в Москву. «Они так намазывают свои лица, что почти на расстоянии выстрела можно видеть налепленные на лицах краски. Брови они раскрашивают в чёрную краску под цвет гагата», — это слова Энтони Дженкинсона, который путешествовал по России в середине XVI века.

Но более всего поражало иностранцев, что мужья всячески поощряли злоупотребление косметикой. «Едва ли не самый беднейший во всей земле мужчина покупает румяна и краски, позволяя жене это», — удивлялся Джордж Турбевилль в своих «Посланиях из России», изданных в 1571 году. Действительно, на Руси никого не удивляло, когда купец специально ехал на базар для того, чтобы купить супруге белила, румяна и «притирания» — например, «холодец» — спиртовую настойку мяты, которая выступала в качестве лосьона.
Понятие красоты на Руси не просто позволяло использование косметики — фактически оно было обязательным. Например, Олеарий описывал случай, когда «одна русская боярыня, княгиня Черкасская, красивая собою, не хотела румяниться». Над девушкой начали издеваться жены других бояр, а когда это не возымело действия... заставили своих мужей надавить на ее супруга. В конце концов княгиня Черкасская сдалась и стала пользоваться косметикой, как и все остальные.
Но не наговаривали ли путешественники на русских красавиц? Судя по всему, нет — есть и другие свидетельства, подтверждающие, что образ женской красоты на Руси был связан с «пригоршней муки». Протопоп Аввакум, например, писал: «Иные же жонки лицо своё безобразят, и паки красок накладут — ино червлёно, ино бело, ино сине, что суть подобно мерзкому зверю облизьяну». А в 1660-х годах году митрополит Новгородский и Великолуцкий Макарий III изгнал из храма несколько таких «облизьян», а потом и вовсе запретил пускать в церкви «набеленных женщин».

Как же появились такие традиционные стандарты красоты на Руси?
Почему же архетипическая красота на Руси была такой странной? Заглянуть в головы к девушкам того времени не могли даже современники — им оставалось лишь строить самые разные предположения. Английский писатель и дипломат Джайлс Флетчер, побывавший в России в 1588 году, считал, что жительницы Московии сначала пытаются скрыть дурной цвет лица, который приобрели из-за мороза, а потом прячут морщины, которые появились из-за косметики. Автор книг о Московии Яков Рейтенфельс утверждал, что девушек, не желающих красить лицо, считают слишком надменными — мол, много о себе возомнила, раз уверена, что и без белил хороша собой.
Позже публицист и писатель Николай Чернышевский предполагал, что дело в восточном заимствовании: «Миловидное славянское лицо искажались сообразно восточным понятиям о красоте, так что русский мужчина и русская женщина, могшие следовать требованием тогдашнего хорошего тона, придавали себе совершенно азиатскую наружность и совершенно монгольское безобразие». Русский историк Василий Ключевский считал, что обильный макияж своеобразным образом восстанавливал справедливость, и обычай краситься «делал красивых менее красивыми, а дурных приближал к красивым и таким образом сглаживал произвол судьбы в неравномерном распределении даров природы».
Есть и другая версия: современные исследователи считают, что на представление о красоте женщин на Руси повлиял обрядовый макияж. Например, те же знаменитые египетские стрелки, которые мы до сих пор рисуем на веках, были предназначены для того, чтобы через глаза в человека не проникли злые духи и болезни. Не исключено, что выбеленное лицо, круги на щеках и полосы над глазами когда-то давно тоже считались оберегом от зла, но со временем смысл нанесения «боевого раскраса» забылся, а сам макияж остался.
Какими были критерии красоты на Руси, когда речь шла о фигуре?
Существуют самые разные мифы о женской красоте на Руси, и изящная и стройная Наталья Седых, сыгравшая Настеньку, является воплощением одного из них. В XVI – XVII веках эстетическим каноном была дородность: как, например, сообщает историк Николай Костомаров, живший в XIX веке, некоторые представительницы «прекрасного пола» специально пили водку натощак, чтобы потом во время трапезы съесть больше и набрать вес.

О том же говорят иностранцы — Иоганн Корб, в частности, жаловался на слишком просторную одежду русских красавиц: «Стан у них также не всегда так соразмерен и хорош, как у прочих европеянок, потому что женщины в Московии носят широкое платье, и их тело, нигде не стесняясь убором, разрастается как попало». Впрочем, когда речь идет о фигуре, эстетике женской красоты на Руси не соответствует ни Настенька, ни Марфушенька — обе слишком «европеянки», чтобы считаться привлекательными.
Как одевались женщины на Руси
Девушки на Руси любили не только ярко краситься — в почете была и броская одежда. Самыми распространенными цветами сарафанов были темно-синий, зеленый, красный, голубой, темно-вишневый, и даже рабочую рубаху для жатвы всегда украшали обильно и богато.
Помнишь, как мачеха вместо платка замотала голову Настеньки половой тряпкой? На Руси такой поступок никого не удивил бы (впрочем, сваты в фильме тоже не выглядели пораженными). Дело в том, что дочерей выдавали замуж по старшинству — была даже пословица: «Через сноп не молотят, через старшую молодку не дают». Поэтому младших сестер намеренно одевали плохо, а лучшие вещи доставались старшим — так родители привлекали к ними внимание парней.
Правдивы и сцены, где Настеньку и Марфушеньку проверяют на «домовитость»: важность красоты у женщин на Руси не стоит преувеличивать — предпочтение всегда отдавали девушке, которая была сильной, умелой и работящей. Так что, скорее всего, эффектную по тем временам Марфушу вряд ли кто-то взял бы замуж — к чему приводить в семью неумеху?
Эволюция красоты женщин на Руси со временем сделала свое дело: мы давно забыли древние критерии привлекательности. Но, возможно, их отголоски еще будут долго доноситься до нас в виде трендов на яркие румяна и брови «как у Кары Делевинь».
Еще больше интересных материалов — в нашем Telegram-канале.