Британский офицер Лайтоллер на крошечном семейном судне действительно в 1940 году вывез с горящего пляжа 130 отчаявшихся солдат — при том, что яхта вмещала 20 человек. И берег, и воды Ла-Манша бомбили немецкие «Мессершмитты», но 66-летний морской волк прошел через ад и спас своих соотечественников. И это был далеко не первый раз, когда Чарльз смотрел смерти в лицо.
Моряк, который чуть не спас «Титаник»: удивительная история Чарльза Лайтоллера, выживавшего в самых жутких катастрофах

Единственный выживший на «Титанике» старший офицер
Чарльз Герберт Лайтоллер родился на севере Англии в 1874 году и рано стал сиротой — мать умерла, отец сбежал. У мальчишки в его положении выбор жизненного пути был не особенно богатый, но Чарльз не захотел в доки или на прядильную фабрику. Он стал юнгой и впервые вышел в море в 13 лет, а уже через год пережил свое первое кораблекрушение в Индийском океане, а вскоре чуть не умер от малярии.
К 21 году Лайтоллер был опытным моряком и получил сертификат первого помощника капитана — серьезное карьерное достижение. Парень обожал море, но приключения любил еще больше, поэтому успел и поучаствовать в золотой лихорадке в США, и освоить мастерство ковбоя, и оборванцем-безбилетником вернуться в Великобританию в надежде, что жизнь подкинет еще что-то интересное.
Читай также: Этот нелепый факт о съемках фильма «Титаник» тебя ужаснет
Так и вышло — Лайтоллера позвали вторым помощником на сенсационный «Титаник». Разумеется, он согласился — и работа, и само путешествие на этом корабле были мечтой любого человека по обе стороны Атлантики. 10 апреля 1912 года Лайтоллер в парадном мундире отплыл в составе команды из Саутгемптона и прекрасно справлялся со своими обязанностями. Целых четыре дня.

Именно Чарльз был офицером последней четырехчасовой вахты перед столкновением. Он заявил, что, если бы сообщение было доставлено, он замедлил бы ход корабля и попросил разрешения у капитана поставить на прикол. В словах Лайтоллера не сомневались: такой опытный моряк не отмахнулся бы от подобной информации.

Однако в тот роковой вечер, сдав вахту в 22:00, офицер отправился отдохнуть. Он почти уснул, когда почувствовал сильный толчок. А вскоре в дверь каюты забарабанил матрос...
«Вид ледяной зеленой воды, ползущей вверх по лестнице, навсегда запечатлелся в моей памяти, — вспоминал позже Лайтоллер. — И вообще-то я не очень люблю джаз. Но в ту ночь был рад услышать его. Думаю, работа музыкантов очень помогла всем нам».

Своему второму помощнику капитан «Титаника» Эдвард Джон Смит поручил организацию эвакуации женщин и детей на спасательных шлюпках с левого борта — их, напомним, было всего 20 на 3547 человек. Позже Чарльз был вынужден признать, что жестко отказывал мужчинам, хотя это было нелегко — кто-то был агрессивным, кто-то пытался купить себе место. Но у офицера был аргумент — пистолет. Лайтоллер не позволил миллионеру Джону Джейкобу Астору сесть в шлюпку рядом с женой. Астор стал одним из 1503 погибших в ту ночь человек.
Без сомнения, решать, кому достанется шанс на спасение — тяжкий груз. Но именно Чарльз буквально затащил в шлюпку филантропку Молли Браун, прозванную впоследствии «непотопляемой Молли Браун». По непонятной причине эксцентричная защитница прав женщин не хотела занимать место на скамье.
Сам Лайтоллер отказался садиться в шлюпку. Когда спасательные плавсредства закончились, а вода практически полностью затопила палубу первого класса, офицер нырнул, и его засосало в вентиляционную шахту. Спасла Черльза невероятная случайность — взорвался паровой котел, и бесчувственного моряка буквально выбросило на поверхность вместе с фейерверком обломков. Там его подхватили другие спасшиеся пассажиры и помогли зацепиться за перевернутую шлюпку. Лайтоллер взял дело под контроль: по его команде державшиеся за борта люди равномерно распределились по периметру своего «снаряда спасения», чтобы у всех была примерно одинаковая площадь опоры, и перевес не дал воде затопить какой-то из краев.

Спустя примерно два часа окоченевших выживших спас лайнер «Карпатия». Чарльз Лайтроллер стал последним человеком, ступившим на его борт и оказался самым старшим офицером из команды «Титаника», пережившим крушение.
«Океаник», треснувший пополам, и другие истории

Несмотря на то, что репутация Лайтоллера по итогам расследования гибели «Титаника» оказалась незапятнанной, любая причастность к лайнеру превратилась в черную метку. И работу моряку предложили только в той же компании «Уайт Стар Лайн», что спускала «Титаник» на воду. В 1913 году Чарльз стал первым офицером на корабле «Океаник», с началом Первой мировой войны переоборудованном в крейсер. Увы, «Океаник» ждала незавидная судьба — в рейсе он сел на мель и разломился пополам, и Чарльзу Лайтоллеру (уже привычно поднятому среди ночи) пришлось организовывать спасение экипажа в новой катастрофе.

По окончании войны Лайтоллер вернулся в «Уайт Стар Лайн», но там его не особенно ждали и вынудили уйти в отставку. Офицер не стал спорить — он занялся разведением цыплят и купил себе яхту «Сандауэр», на которой ходил в море вместе с сыном. Именно «Сандауэр» откликнулся на зов в Дюнкерке...
Как погиб «человек-приключение»

Увы, Чарльз Лайтоллер не смог водить смерть за нос вечно. В декабре 1972 года он погиб во время «великого смога» в Лондоне — ему было 78 лет. К тому моменту он окончательно закрыл «эру приключений» и руководил верфью на Темзе, которая, помимо прочего, делала катера для английской речной полиции. Чарльз всю жизнь прожил с одной женщиной: Сильвия Холи-Уилсон родила ему пятерых детей. Двое сыновей четы погибли во Второй мировой войне... А потомки никогда не интересовались обломками «Титаника».
За что мы можем благодарить Чарльза Лайтоллера

Свидетельства Чарльза Лайтоллера, изложенные во время долгого и сложного разбирательства в причинах катастрофы, оказались поистине бесценными для разработки стандартов безопасности на воде. И именно благодаря им с 1912 года количество спасательных шлюпок рассчитывается не по тоннажу корабля, а по числу пассажиров. Кроме того, именно Лайтоллер додумался до такой простой вещи, как постоянный радиообмен информацией о погодных условиях между суднами, находящимися в одном и том же географическом участке.
Еще больше интересных материалов — в нашем телеграм-канале