Эта деталь интерьера делает американцев такими жестокими: меткое наблюдение Оскара Уайльда

В 1822 году 27-летний Оскар Уайльд посетил Америку и вызвал там настоящий переполох. Несмотря на то, что как писатель он был в то время еще не особенно известен, слава бонвивана, острослова, экстравагантного модника и эстета обеспечила ему пристальное внимание публики. А когда американцы поняли, что заморский аристократ не лезет за словом в карман, и не стесняет себя в суждениях, открыто заявляя о том, что кажется ему в США странным или неуместным, то полюбили его всем сердцем.
Американские журналисты стремились узнать мнение Уайльда по самым разным вопросам. Однажды его спросили:
- Мистер Уайльд, у вас есть какие-нибудь предположения — почему люди такие жестокие?
Писатель без раздумий ответил:
- Конечно, я точно знаю, почему американцы такие жестокие. Потому что ваши обои очень уродливые.
На первый взгляд может показаться, что это просто злая реплика, и очередная попытка Оскара Уайльда снобски подчеркнуть свой тонкий вкус и превосходство британского образа жизни над любым другим. Однако его соотечественник, актер и писатель Стивен Фрай, подробно разъяснил, почему к этой легковесной фразе следует отнестись серьезно.
«Это потрясающее замечание, — сказал Фрай. — Уайльд и его окружение инстинктивно понимали, да и все мы это понимаем: если вы выглянете в окно, то увидите, что каждая деталь природы безоговорочно и невероятно прекрасна. Где бы мы ни были: в тропиках, в Арктике, в пустыне, в Альпах... Все уродливое, что можно увидеть, сделано человеком.
И это пугающе: знать, что ты принадлежишь к виду, единственный вклад которого в родную планету — её обезображивание. По мнению Уайльда, это почти неизбежно ведет к ощущению собственной никчемности. А жестокость берет начало из чувства ненужности в обществе и отсутствия веры в себя. Слова Уайльда следует понимать так: если ты не можешь сделать свой город прекрасным, то ты не сможешь сделать свою жизнь прекрасной, и это сделает тебя жестоким».
Невозможно не упомянуть, что крайняя степень эстетизма привела Уайльда к очень сложному отношению к обоям. «Или я, или эти мерзкие обои в цветочек...», — такие последние слова приписывают писателю. Он умер в нищете в парижской гостинице L’Hotel. Писатель долго занимал этот номер, и в могилу его свел инфекционный менингит, а не пошлые обои в цветочек. Но даже в последние часы своей жизни он оставался денди — несмотря на окружающую обстановку.