РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

6 картин-шедевров, на которых на самом деле изображены куртизанки

Одна из задач художника — поражать, удивлять, шокировать. Именно поэтому немало творческих людей интересовалось запретными темами. В том числе и темой продажного секса. В изобразительном искусстве второй половины XIX и начала XX века проституция появлялась так же часто, как подсолнухи и матери с младенцами. Живописцы вводили в мир творчества женщин легкого поведения как аллегорических богинь и символ той эпохи.
6 картин-шедевров, на которых на самом деле изображены куртизанки

Мастера живописи изображали то, что творилось вокруг них. А частью повседневной французской жизни того времени были бордели и развратные женщины. Выросшие в нищете и пробившиеся в большой свет торговлей собственными прелестями куртизанки оказывали огромное влияние на некоторых известных людей. Но не только их портреты выходили из-под кисти великих мастеров.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Обычные женщины, подрабатывающие в публичных домах, тоже становились героинями их сюжетов. В отличие от целомудренных дев только они соглашались позировать обнаженными. Рисовать проститутку было проще из-за распространенности самого явления. То ли художникам надоело обращаться к античным историям, то ли в столь дерзкой форме они критиковали развращенное деньгами и прелюбодеянием общество. Так или иначе жрицы любви вдохновляли мастеров, сокращающих дистанцию между высокоморальным искусством и низменными плотскими страстями.

Эдуард Мане, «Олимпия»

Эта картина стала причиной одного из самых грандиозных скандалов в истории искусства. На картине изображена обнаженная женщина. Левой рукой она прикрывает свои гениталии, а правой — опирается на высокие белые подушки. 

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
рисовать проститутку
"Олимпиями" в Париже называли куртизанок, поэтому картина Мане сразу стала скандальной сенсацией

На картине стоит подпись и дата: éd Manet 1863. Моделью Олимпии послужила любимая натурщица Мане — Викторина Мёран. Однако есть теория, что Мане использовал в картине образ известной куртизанки, любовницы императора Наполеона Бонапарта Маргариты Белланже. Имя Олимпия было почти нарицательным в то время, так называли куртизанок. Символика картины также подтверждает то, что образ жизни изображенной женщины далеко не такой «правильный»: цветок в волосах, лента на шее — все говорило о сомнительном роде занятий дамы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Викторина Мёран
Маргарита Белланже

Но самое большое возмущение вызвал ее взгляд. Не потупленный взор скромницы, а прямой, почти скучающий взгляд (также уверенно смотрит кошка). Кажется, что это не зритель оценивает ее, а девушка смотрит на него. Она лежит в расслабленной позе в ожидании клиента, о приходе которого свидетельствует букет в руках служанки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако картина рассказывает не только об этом: куртизанка может похвастаться роскошью и определенным положением в обществе. Она нарисована как королева или богиня. Это также подтверждает тот факт, что падшие женщины играли весомую роль, подчиняя себе жадных до сладострастия представителей буржуазии.

Биограф художника Эдмон Базир писал: «Он задумал и выполнил "Олимпию" в год своей женитьбы (1863), но выставил ее только в 1865 году. Несмотря на уговоры друзей, он долго колебался. Осмелиться — вопреки всем условностям — изобразить голую женщину на неприбранной постели и возле нее — негритянку с букетом и черную кошку с выгнутой спиной. Написать без прикрас живое тело и подкрашенное лицо этой модели, растянувшейся перед нами, не завуалированное каким-либо греческим или римским воспоминанием. Вдохновиться тем, что видишь сам, а не тем, чему учат профессора. Это было настолько смело, что он сам долго не решался показать "Олимпию". Надо было, чтобы кто-нибудь подтолкнул его. Этот толчок, которому Мане не мог противостоять, исходил от Бодлера».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Анри де Тулуз-Лотрек, «Туалет» (La Toilette)

рисовать проститутку

Художник XIX века, рисовавший проституток, был не просто без ума от продажной любви. Он писал таких дам в удивительно реалистичной манере, «играл с ними в игры, приносил им подарки и показывал женщинам свою студию, он водил их в рестораны, цирки и театры». Тулуз-Лотрек даже жил в нескольких борделях, называя себя «аристократом, отрезанным от себе подобных». В данном случае он обыгрывал свои внешние особенности: из-за нескольких детских травм и наследственного заболевания Анри отличался низким ростом и короткими ногами.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Анри Тулуз-Лотрек
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Умер Анри в возрасте 36 лет от алкоголизма и, по иронии судьбы, от сифилиса, которым его заразила одна из «жриц любви».

Эта картина изображает рыжую женщину, повернутую к зрителям спиной. Она обнажена по пояс, ноги раздвинуты, и она явно только что закончила какие-то гигиенические процедуры.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Натурщицей художника выступила Кармен Годен. Она работала прачкой, но, чтобы как-то свести концы с концами, временами ей приходилось подрабатывать проституцией.

Эта работа, как часто бывает у Лотрека, изображает проституированных женщин не в сексуализированной, вызывающей манере, а показывает их бытовую жизнь «как она есть». Также его любимыми персонажами были певички, танцовщицы кабаре, актеры, циркачки, алкоголики, нищие... И интересовали его не столько лица, сколько настроение и движение в моменте.

Анри Жерву, «Ролла»

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Картина написана в 1878 году. Хотя ранние работы Жерве затрагивают мифологические мотивы, позже художник переключился на сцены из парижской жизни, в том числе он изображал и обнаженных женщин. Так его постепенно заинтересовала проституция, отображаемая в искусстве без прикрас.

Одна из самых престижных выставок Франции, Парижский салон, с благосклонностью принимала его картины. Все, кроме «Роллы». Но когда полотно позже все же попало на обозрение, собралась целая толпа, чтобы посмотреть на нее.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Жерве вдохновила на эту картину одноименная поэма Альфреда де Мюссе. В этой сцене юный гедонист и сластолюбец Ролла собирается заняться сексом с несовершеннолетней Мари. О том, что она занимается проституцией, говорят косвенные детали: ее одежда, поза, украшения, в беспорядке сваленные на туалетном столике. Ролла же напряжен и жаждет овладеть юной прелестницей — на это намекает и трость, выглядывающая из-под одежды.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Пабло Пикассо, «Авиньонские девицы»

«Авиньонские девицы» — первая картина кубического периода Пикассо, написана в 1907 году. Сначала художник назвал картину «Философский бордель», но позже его друг Андре Сальмон переименовал полотно в «Авиньонские девицы».

По одной из версий, «сюжет» картины навеян борделем в барселонском Готическом квартале на улице Каррер д’Авиньо. На полотне изображено пять обнажённых женщин, написанных в разной манере. Именно две правые фигуры, чьи лица напоминают африканские маски, и знаменуют рождение кубизма.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Картина с проститутками настолько необычна, что завораживает не столько своей темой, сколько абстрактностью и угловатостью. С этой работы Пикассо начался процесс обновления живописи, подразумевавшей разрушение прежних сюжетов, линий, цветов, форм и ориентиров.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тома Кутюр, «Ужин после маскарада»

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Полотно относится к обширной и известной серии Кутюра, посвященной персонажам итальянской комедии дель арте, или комедии масок. На картине лежащая женщина — известная парижская куртизанка Алина Ози. А вот в образе мужчин можно без труда узнать автопортретные черты художника.

Место, где расположились утомленные друзья, — модный ресторан «Золотой дом», среди завсегдатаев которого были братья де Гонкур, А. Дюма-сын и сам Кутюр. Художник, рисовавший проституток, своим творчеством подчеркивал, что на Париж обрушился разврат, а общество погрязло в удовольствии и роскоши. Подобные работы становились укором и уроком для современников гениев живописи.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Эгон Шиле, «Черноволосая девушка с задранной юбкой»

Шиле — австрийский живописец и график, один из знаменитейших экспрессионистов начала XX века. В его арсенале не только масса автопортретов, но и полотна с собственным видением проституции в искусстве. Мастера часто уличали в приставании к натурщицам. В 1912 году Шиле арестовали по обвинению в растлении несовершеннолетней, а при обыске полиция обнаружила у него десятки порнографических рисунков. Впрочем, отделался он легко: его приговорили к краткосрочному тюремному заключению.

Девушка с черными волосами на его картине Schwarzhaariges Mädchen mit hochgeschlagenem Rock показана раскрасневшейся, ее губы разомкнуты в экстазе, ноги широко раздвинуты, демонстрируя всем желающим все подробности ее гениталий. Проститутка на картине — несовершеннолетняя, об этом говорит, в том числе, почти полное отсутствие лобковых волос. Даже сейчас картины Шиле вызывают у мноих возмущение и смущение. И можно только представить, что было в начале XX века. Критики называли их чересчур откровенными и даже порнографичными.

Ольга Цапко
Ольга Цапко 09 Сентября 2019, 10:01
Все...  о его матери.
Загрузка статьи...