Женщины и работа: были ли времена, когда мы бездельничали?

Наша колумнистка Екатерина Попова рассказывает, почему нам не стоит грустить о временах, когда женщины не работали.
Женщины и работа: были ли времена, когда мы бездельничали?
Getty images

В Сети полно демотиваторов про феминисток, которые всё испортили: из-за них теперь всем женщинам каждый день приходится вставать в семь утра и ехать в надоевший офис, чтобы провести тем треть дня, а то и больше. Раньше, мол, было лучше: работой занимались исключительно кормильцы-мужчины, пока женщины генерили дома уют и комфорт — готовили вкусные ужины, вышивали рушники у окна, играли с детьми.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Доходит до смешного: например, Олег Новосёлов в своих книгах, столь популярных у маскулистов, рассказывает, что уже в первобытные времена женщин помещали в комфортные и безопасные пещеры — поближе к огню и пище. Оттуда «самочки» выходили лишь для того, чтобы сообщить: дорогой, добудь нам еще шкур, а я разложу красиво или сошью что-нибудь. Делалось это, конечно, не из любви к эстетике: женщина осознавала, что без мужчины не выживет, и всеми силами старалась сделать пещеру местом «отдыха и удовольствий», которая поможет самцу быть продуктивнее в сражениях со стаями волков и охоте на мамонтов.

Удивительно, но многие люди в это верят, в том числе и сами женщины. И потому ищут виноватых в том, что теперь нельзя проснуться когда заблагорассудится и сесть у окошка пить чай и вязать очередную кружевную снежинку для комода. Крайними обычно оказываются суфражистки, ведь именно они отстаивали права, которые нам не просто не нужны, но и мешают жить! С Эммелин Панкхерст и Клары Цеткин спросу уже нет. Зато можно обвинить в испорченной жизни и неукрашенных комодах современных феминисток, которые продолжают считать, что женщины должны работать.

Но есть одна проблема: никогда не было «золотых» времен, когда женщины бездельничали.

Начнем с первобытно-общинного строя. Считается, что мужчины занимались охотой, а женщины — собирательством и приготовлением пищи, и жизнь племени зависела в первую очередь от добытых мамонтов, а не от каких-то там корешков и ягод, и уж тем более не от того, как мамонта приготовили. Но если изучить труды антропологов и специалистов по социальной эволюции, становится понятно: такие убеждения очень далеки от истины.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ричард Рэнгем, преподаватель биологической антропологии в Гарварде, в своей книге «Зажечь огонь: как кулинария сделала нас людьми» рассказывает: до 60% процентов пищи приносили домой именно женщины. Да-да, больше половины калорий приходилось на те самые корешки, ягоды и мелкую дичь — особенно в тех местах, где мамонтов и прочих мегалоцеросов не водилось.

Само же собирательство было совсем не таким легким, как пишет Олег Новосёлов: мол, походила вокруг пещеры, собрала колосков, испекла хлеб. Увидеть, как это выглядело, можно прямо сейчас: существует много племен, жизнь которых почти не изменилась. Например, писательница Элизабет Маршалл Томас, наблюдавшая за жизнью бушменов в пустыне Калахари, рассказывает, что женщины копают по многу часов, сидя на корточках, проходят пешком огромные расстояния — и часто с ребенком за спиной. Лингвист Дэниел Эверетт, который провел серию полевых экспедиций в Амазонию к племени пирахан, называет выкапывание маниоки в лесах и огородах — типичное «женское» занятие — «долгой и тяжелой работой, требующей немалой выносливости».

Да и готовила в те времена отнюдь на мультиварка: сначала надо собрать растения, выбить из них семена, вручную растереть их в муку, и лишь потом можно печь лепешки. Так что подавать женскую часть работы как легкую и необременительную — мягко говоря, некорректно.

Под большим вопросом и само гендерное разделение труда: исключений столько, что впору задуматься: а было ли правило? Райнхард Зидер, специалист по историческому исследованию семьи, рассказывает, что посевом и пахотой — типично мужскими для Центральной Европы занятиями — в некоторых скандинавских регионах занимались женщины. В его книгах также можно найти описания семей горнорабочих в Англии и Уэльсе. И — сюрприз! — девушки отправлялись в шахты уже в 13 лет. Уходили они оттуда только после вступления в брак (часто работа на шахтах замужним женщинам была официально запрещена), но возвращались, если семья нуждалась в дополнительном доходе или супруг погибал.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Россия не была исключением. Ольга Семёнова-Тянь-Шанская в своей книге о быте крестьян рассказывает, что хотя и считалось, что девушке негоже засиживаться в невестах, замуж ее выдавать не спешили — это означало, что семья лишится работницы. Женить пораньше стремились именно мужчин, ведь в доме появится еще одна пара рук! Так что брак между семнадцатилетним парнем и двадцатилетней девушкой был нормой, а не исключением.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Лучшей невестой считалась девка «умная, здоровая, рукодельная и смирная», которая будет работать, «куда ее ни ткни». Женщина занималась всеми домашними делами и вкалывала в поле — вязала, полола, молотила, сажала и копала картофель. И так вплоть до самых родов. После появления ребенка женщины возвращались к своим обязанностям уже на седьмой день. «От тяжелой работы непосредственно вслед за родами у редкой бабы не бывает в большей или меньшей степени опущения матки. Иногда такие опущения матки ("золотника") принимают очень тяжелую форму, а в легкой, по мнению бабки, это даже "совсем ничего". Бывают опущения матки даже у девушек (очень молоденьких) от непосильной работы: "живот сорвала"», — пишет Семенова-Тянь-Шаньская.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Работали женщины и за деньги. Платили им меньше, чем мужчинам, а в рабочую пору деньги за сдельную работу принадлежали мужу, а вот за поденную считались собственностью жены. Впрочем, иногда супруг присваивал всё или просто крал отложенное из «жениного сундучка».

Не очень похоже на вышивание у окошка, не правда ли? Впрочем, люди, грезящие прошлым, редко представляют себя крестьянами, и фантазируют обычно про хруст французской булки и балы. И снова сюрприз — дворянки тоже отнюдь не бездельничали.

Русская литература изобилует примерами самостоятельных и независимых женщин. Вот, например, описание Арины Петровны Головлёвой из романа Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы»: «Она лишь тогда дышала свободно, когда была один на один со своими счетами и хозяйственными предприятиями, когда никто не мешал ее деловым разговорам с бурмистрами, старостами, ключницами...»

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Право дворянок совершать все сделки от своего лица было подтверждено законодательно в 1753 году, и они им активно пользовались.

В своей лекции Елена Корчмина, кандидат исторических наук, научная сотрудница Нью-Йоркского университета в Абу-Даби приводит пример: пока граф Пётр Александрович Румянцев находился «в полях» и добывал славу для Российской Империи, управление хозяйством на себя взяла его жена княжна Екатерина Михайловна Голицына. Из переписки супругов видно, что она отлично ориентируется во всех вопросах, и муж не говорит ей, что делать, а наоборот, спрашивает, что Екатерина Михайловна намерена предпринять по тому или иному вопросу.

По словам Корчминой, это не единственный пример: по письмам XVIII века видно, что дворянки упоtнно и с интересом обсуждают хозяйственные вопросы. Даже ирландская путешественница и писательница Кэтрин Уилмот в своих мемуарах рассказывает, что в России часто можно встретить компанию юных белокурых красавиц, которые с интересом обсуждают... цены на рожь и овес.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Про советские времена и вспоминать не стоит! Кем только не были женщины – металлургами, строительницами, работницами шахт, депутатами, и министрами. А когда началась война, миллионы девушек отправились на фронт: выносить раненых с поля боя, партизанить, лежать в засаде со снайперскими винтовками... А те, что остались, сидели отнюдь не в безопасных пещерах, а работали за себя и за парня — того, который погиб в окопах. Продолжая при этом растить детей и заботиться о стариках.

Не было времени, когда женщины не поднимали ничего тяжелее пялец — такие эпохи существуют разве что в чьей-то фантазии. Мы всегда работали — упорно и тяжело. Так что давайте перестанем жаловаться, что у нас отобрали выбор «работать или заниматься семьей». Давайте гордиться, что всегда справлялись ,— несмотря на то, что его никогда не существовало.